Классный час, посвящённый Международному дню птиц "Аист на крыше, Мир на земле"
Автор: Людмила Анатольевна Корякова, учитель
Место работы: Никопольская средняя общеобразовательная школа I-III ст. №20, город Никополь, Днепропетровской области, Украина
Описание работы: Классный час предназначен для учащихся 5 класса. Может быть использован в начальной школе, а также при проведения внеклассных мероприятий . Данный материал может быть интересен учителям и воспитателям.
Оборудование: ноутбук, презентация, слайды, иллюстрации, аудиозапись песни «Аист на крыше» Цель: знакомство с птицами
Задачи:- расширять знания детей о птицах
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать чувства бережного отношения к животному миру.
Ход классного часа:
Ведущий:
Аисты - очень древние птицы, судя по археологическим раскопкам. Учёные составили описание 27 видов. Но сегодня в природе обитает только 7 видов аистов.
Аисты, загадочные и простые птицы одновременно. Множество интересных фактов открывается нам при близком изучении этих птиц. С ними связано множество сказок и легенд, стихов и песен. Как голубь повсеместно признан символом мира во всём мире, так аист на крыше является символом мира, согласия и возрождения в доме.
Звучит песня «Аист на крыше»
Где это было,
Когда это было,
В детстве, а может во сне.
Аист на крыше
Гнездо для любимой
Свил по весне.
Чудился мне он
И в странствиях дальних
Символом верной любви.
Люди, прошу,
Не спугните случайно
Аиста вы.
Люди, прошу я,
Потише, потише,
Войны пусть сгинут во мгле.
Аист на крыше,
Аист на крыше,
Мир на земле.
Аист на крыше,
Аист на крыше,
Мир на земле.
Аист на крыше
Гнездо с аистёнком
Ночью и днём бережёт.
Но а в том доме
Под крышей девчонка
Счастья так ждёт.
Люди в Нью-Йорке,
Берлине, Париже,
Верьте друг другу и мне.
Аист на крыше,
Счастье под крышей,
Мир на земле.
Ведущий:
Аист, пожалуй, одна из самых известных и любимых птиц в мире, о которой сложено множество легенд и преданий.
Так, рассказывается, что на самом деле аист - это человек, которого Бог превратил в птицу за ослушание.
Однажды Бог собрал всех змей, лягушек, ящериц в мешок и велел человеку уничтожить его. Но тот вместо этого из любопытства развязал мешок и заглянул в него. Тотчас все гады, собранные в нём, выбрались из мешка и расползлись по всей земле.
Бог рассердился, превратил этого человека в аиста и повелел ему собрать всех удравших из мешка. Ноги и нос аиста покраснели от стыда. С тех пор аист, выполняя наказ Бога, ловит рептилий.
1 Ученик
Аист может спать в полёте
До пятнадцати минут.
Это вам не в самолёте
В мягком креслице вздремнуть.
2 Ученик
Он летит под облаками,
И под крыльями страна
С разноцветными лугами,
Как на блюдечке видна.
3 Ученик
Он свернуть не может с курса –
Верно движется вперёд.
Настоящее искусство
Продолжать во сне полёт!
(О. Аленкина)
Ведущий:
А ещё аиста называют солнечной птицей, предвестником весны и символом новой жизни.
В Древнем Египте аист олицетворял сыновнюю почтительность, так как люди были уверены, что аист кормит своих родителей в старости.
В Древней Греции богиня аистов изображалась в виде женщины-кормилицы и относилась к богине Гере.
В Древнем Риме аисты также символизировали сыновнюю привязанность и почтительность и относились к Юноне. Аисты везли колесницу Меркурия.
4 Ученик
В край родимый прилетел
Из страны неблизкой
Аист в чёрном сюртучке,
В беленьких штанишках.
5 Ученик
Помнил, что его гнездо
На высокой ёлке.
Пухом выложил всё дно,
Дом подмёл метёлкой.
Треск и крик на всю округу.
Он в гнездо зовёт супругу.
Ведущий:
Гнездо аиста на крыше дома или вблизи него издревле считалось хорошим знаком. Это помогало предохранить жилище от дурного глаза и духов.
Любое проявление зарождения новой жизни - это всегда хороший знак.
В славянской культуре образ аиста был близок к образу журавля или цапли. Эти птицы несли в себе один и тот же символический посыл: очищение вод после сотворения мира. В период Рождественских обрядов делались маски аистов – эти персонажи выступали в качестве очистителей земли от всякой нечисти.
6 Ученик
Вышел аист на прогулку,
Подобрал сухую булку.
Он отнёс её к болоту,
Окунул краюху в воду.
7 Ученик
К ней подплыли лягушата,
Головастики, ершата...
Завтрак аисту готов,
Вкусен был его улов.
(Л. Ликбеза)
Ведущий:
Существует поверье, гласящее, что аист, улетая зимовать на святую землю, купается там, в волшебном озере и преображается в человека. После зимовки, аист купается в другом чудесном озере и опять принимает облик птицы. Таким образом, Аиста считали паломником. Так как эта птица истребитель змей – то она символизировала Христа, вступая в бой с проявлениями дьявола (змеями).
Интересно, что изначально словом «аист» именовали только черного аиста. Белый же долгое время назывался на Руси словом «бусел», по аналогии с белорусским названием птицы. В настоящее время словом «аист» принято называть и белых, и черных аистов.
Аисты по очереди высиживают яйца. Самец делает это днём, а самка ночью.
Аисты во время перелётов могут периодически засыпать, не опускаясь на землю, на время до десяти минут. Уставший аист перемещается в центр косяка, закрывает глаза и дремлет, а сохранять направление и высоту полёта в это время ему помогает обострившийся слух. Способность ко сну во время полёта орнитологи также отмечали у чёрных стрижей и тёмных крачек.
Основная часть рациона этих птиц – лягушки, но не откажутся они и от водяных крыс, ужей, рыбёшек, тритонов, улиток, ящериц и кузнечиков.
Интересная особенность аистов в том, что они, как и некоторые другие птицы, собирают в гнезде всё, что попадётся. Как считают некоторые орнитологи, сороки и вороны - общеизвестные воровки, но и они уступают аистам в «собирательстве». В их гнёздах находят не только различные мелочи, но и довольно необычные крупные вещи, такие как майки или простыни.
Булат Окуджава. Аисты.
Вот вам, пожалуйста,
первые краски заката,
вечного аиста
белые хлопья над хатой,
старой пословицы
словно хранящие цену:
все, мол, устроится,
были бы аисты целы.
С неба ли звездного
в окна крадутся потемки?
Чем там до позднего
заняты в этой хатенке?
Редко ли,
часто ли,
вправду ль о виденном судят?
Крепко ли счастливы?
Вовремя ль молоды люди?
Спросишь о прожитом,
глянешь в глаза через силу:
что, мол, встревожены?
Аиста, мол, не хватило.
Как, мол, без аиста?
Вот и бедуешь в жилище,
и спотыкаешься,
и виноватого ищешь...
Дело не в старости.
Это совсем про другое:
были бы аисты
белые
над
головою.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по биологии ко Дню птиц, 5-7 класс
Внеурочное занятие для школьников ко Дню птиц
Викторина с ответами для 2-5 класса на тему: Птицы
Рассказы о птицах школьникам 5 - 6 класса
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц, 5 класс
Классный час на День птиц 2 класс
День птиц. Сценарий праздника в начальной школе
Классный час ко Дню птиц. Сценарий для 1 класса
Конкурсы ко Дню птиц для школьников, 6-8 класс