Наблюдение за березой. Занятие на прогулке для учащихся младшего школьного возраста с ОНР
Автор: Судакова Людмила Анатольевна, учитель изобразительного искусства, учитель - логопед, КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида»
Описание материала: Материал предназначен для учащихся младшего школьного возраста с ОНР,обучающихся в специальной (коррекционной) школе для детей с ТНР. Предложенный материал может быть использован в работе педагогов - логопедов и воспитателей для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе и для занятий с детьми, имеющими нарушения речевого развития.
Цель: Систематизировать знания учащихся о березе.
Задачи:
- формировать лексико - грамматический строй речи, связную речь;
- развивать наблюдательность, воображение, память;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное.
Оборудование: мяч,коробка с различными листьями.
Ход занятия
Организационный момент.
Посмотрите вокруг
- Какое время года?
- Назовите осенние месяцы.
- Какие три вида осени вы знаете?
- В сентябре осень какая?
- Какое сегодня число?
- Сейчас идет, какая осень?
- В каком месяце будет поздняя осень?
Введение в тему.
Сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, какое дерево русскому народу милее всех.
- Что значит «милее»? (больше всего нравится)
На пригорке примостилась,
Распустила волосы,
В бело платье нарядилась,
А на платье полосы.
- Что это? (береза)
- Так за чем мы сегодня будем наблюдать?
Основная часть.
Посмотрите, где у нас на территории школы находятся березы. Подойдите к ним.
Полюбилась русскому народу белоснежная березка. Сколько песен, стихов сложено о ней!
- Какие песни о березе вы знаете? (Во поле березка стояла, …)
- Может кто – нибудь знает стихи, загадки о березе?
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
А. Прокофьев
Давайте посмотрим на березку и вспомним первую строчку загадки.
На пригорке примостилась
- Пригорок, что это? (возвышенность)
- Значит, береза любит какие места? (солнечные, незатененные, чтобы ничего не мешало)
Вторая строчка:
Распустила волосы
- Что у березы сравнивают с волосами? (листья и ветви)
- Листья и ветви как называются? (крона) Повторить всем вместе. Спросить по одному «крона».
- Почему в загадке говорится, что береза распустила волосы? (ветви березы склоняются к земле)
Третья строчка:
В бело платье нарядилась
- О каком белом платье говорится в загадке? (о стволе)
- А есть еще деревья с белым стволом? (это единственное дерево у которого ствол белый)
- Если у березы ствол белый, значит береза какая? (белоствольная) Повторить всем вместе.
Спросить по одному «белоствольная».
- Как вы думаете, почему? (в коре березы есть белое вещество – бетулин. Бетулин окрашивает
кору дерева в белый цвет)
Четвертая строчка:
А на платье полосы
- Почему полосы, что это? (серые наросты)
- Потрогайте ствол березы. Он какой? (шершавый)
- Почему он такой получился? (был ствол белый, гладкий, а затем кора потрескалась, и наросли
серые шишки, т. е. наросты)
- Значит у березы ствол какой? (белый с серыми наростами)
Посмотрите на березу, сейчас мы будем подбирать к существительным прилагательные.
Игра с мячом «Доскажи словечко».
- Береза какая?
(белоствольная, стройная, высокая, красивая, молодая, нарядная…)
- Ствол какой? - по цвету
(белый, серый…)
- по толщине
(тонкий…)
- Ветви какие? - по толщине
(тонкие…)
- по гибкости
(гибкие…)
- Листья какие? - по размеру
(мелкие…)
- форме
(круглые с зубчиками)
- по цвету
(зеленые, желтые, красных нет!)
А сейчас будем к существительным подбирать глаголы.
Береза что делает?
(стоит, растет…)
Ветви что делают?
(растут, качаются, гнутся…)
Листья что делают?
(шелестят, висят, растут, желтеют, опадают, кружатся…)
Молодцы!
Игра «Найди листок».
Учащимся предлагается коробка с различными листьями, нужно выбрать только березовый лист.
Один ученик проверяет правильность выполнения задания.
Кроме того, что березой восхищаются, любуются, как вы думаете, какую пользу приносит береза?
- Дрова
- Березовый сок
- Мебель
- Бумага
- Березовые веники
- Березовые почки
- Птицы питаются семенами…
Итог занятия.
- О чем мы говорили сегодня на занятии? (о березе)
- Что нового вы узнали о березе?
- В народе есть поверье, что береза дерево лечебное. Если обнять ствол березы, то она даст тебе силы, здоровье. Давайте подойдем к березе, обнимем ее, и она даст нам силы.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарии осенних праздников в начальной школе
Осеннее развлечение в 1 классе. Сценарий
Сценарий осеннего праздника в начальной школе «Здравствуй, осень»
Сценарий праздника-викторины для детей 6-12 лет
Похожие статьи:
Классный час во 2 классе на тему: Осень
Конкурсно-игровая программа в начальной школе «Осенний марафон»
Сценарий праздника Осени в начальных классах
Конкурсная осенняя программа в начальной школе
День осенних именинников в 1 классе. Сценарий