НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Весна в окно стучится. звуки Л (Л*)"
Цель: Развитие звуковой культуры речи.
Задачи.
Образовательные:
- расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Весна»;
- закреплять навыки звукослогового анализа;
- закреплять умение различать гласные и согласные звуки, давать характеристику звукам Л (Л*);
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, мотивацию к обучению;
- воспитывать нравственные качества – желание помочь лесным животным.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, ребусы, развитие мелкой моторики.
Оборудование: Солнце и лучики к нему. Кассы. Квадратики красного, синего и зелёного цветов. Карточки с картинками и схемами к ним. Ребусы. Картинка лисы (на всех). Схемы предложений. Письмо.
Ход НОД
I.Организационный момент.
Логопед: Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.
Мы с вами снова вместе.
Я рада! Рады вы?
Приветствуем друг друга
Улыбкой доброты!
II. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня утром по электронной почте в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? Договорите словечко в загадке и узнаете.
Загадка: Закрывайте крепко двери,
Чтоб не забрались в дом к вам … (звери).
Логопед: Звери, лесные обитатели просят нас помочь приблизить приход весны. Они наголодались и намёрзлись за долгую зиму и желают скорейшего прихода весны. Что влияет на скорый приход весны?
Дети: Солнце. (Выставляется картинка солнца, но без лучей).
Логопед: Посмотрите на солнышко, чего ему не хватает?
Дети: Лучей.
Логопед: А без лучиков может солнышко согреть землю? Давайте поможем лесным жителям. Отыщем и отдадим солнышку его лучики, чтобы оно стало ими быстро землю пригревать. Весеннее солнышко, какое?
Дети: Тёплое, ласковое, весёлое.
Логопед: А когда на нём появятся лучи оно ещё будет лучистое. Послушайте ещё раз эти слова, какой звук я буду выделять голосом: тёплллое, ллласковое, лллучистое. Правильно звук «Л». Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?
Дети: мы будем играть со звуками Л (Л*).
Логопед: Правильно. Все задания будут со звуками Л (Л*). За каждое правильно выполненное задание зимушка-зима будет нам отдавать один лучик солнца.
III. Основная часть.
1. Характеристика звуков Л (Л*).
Логопед: Мы расскажем вам сейчас
Звуки разные у нас.
Они цвета красного –
Это звуки гласные.
Назовём, какие звуки мы называем гласные.
Гласные звуки (загибаем пальцы на правой руке):
- образованы голосом,
- поются;
- нет преграды;
- образуют слог;
- обозначаются красным цветом.
Логопед: Какие звуки мы называем согласными?
Согласные звуки (загибаем пальцы на левой руке):
- не поются;
- есть преграда;
- бывают звонкие и глухие;
- бывают твёрдые и мягкие;
- обозначаются синим и зелёным цветом.
Логопед: Какие звуки Л и Л*?
Дети проверяют преграду, горлышко.
Звук Л – согласный, звонкий, твёрдый (синий квадратик).
Звук Л* - согласный, звонкий, мягкий (зелёный квадратик).
Логопед: Молодцы! Вы заработали первый лучик. (Прикрепляется к солнышку).
2. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Я прошу вас не зевать
Звук услышать и поймать.
Задание: услышав в слове звуки Л (Л*) хлопнуть в ладоши.
Слова: лес, медведь, волк, лиса, дуб, рысь, белка, берёза, дупло, нора, шишка, лось, ель.
Логопед: Прекрасно! Зима отдаёт нам ещё один лучик.
3. Ребусы.
Логопед: Отгадайте, названия каких животных здесь зашифрованы.
Задание: выделить первый звук из названий картинок и собрать из этих звуков слова.
Слова: волк, лось, лиса, филин.
Логопед: Кто лишний? Почему?
4. Физкультминутка: «Мигалочки»(упражнение для глаз О.Н. Корж).
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали – открываем,
А теперь мы поморгаем.
Правый глазик открываем,
А другой не открываем,
А теперь их поменяем.
Левый глазик открываем,
А другой не открываем,
Правый – левый.
Логопед: Вот и ещё один лучик загорается на нашем солнышке.
5. Развитие умения проводить звуковой анализ слов.
Логопед: На каждый стол я положу картинку, а вы откройте кассы, достаньте полосочки-слова и квадратики-звуки и найдите, где в вашем слове стоит звук и какой он: Л или Л*.
Задание: Определить твёрдость и мягкость звуков и их место (начало, середина, конец) в слове.
Логопед: Какой по счёту лучик у нас появляется? (Пятый).
6. Звукослоговой анализ слов.
Логопед: Я прошу вас провести полностью анализ слова: ЛИСА.
Дети выполняют задание за столами, один – у доски. Затем разбирают это слово.
Логопед: Вы справились и с этим заданием. Загорается на солнышке новый лучик.
7. Составление предложений.
Логопед: Придумайте красивое предложение о лисе по заданной схеме:
________ _________ .
________ _________ _________ .
________ _________ _________ _________ .
Логопед: Придумайте своё предложение и сосчитайте, сколько в нём слов. Чьё предложение красивее? Почему? Великолепно! У нас загорелся ещё один лучик. Давайте сосчитаем, сколько лучей горит на солнце? (Семь).
IV. Итог.
Логопед:
- Как стало светить наше солнышко?
- Что произойдёт в природе?
- Какие звуки помогли нам зажечь солнышко?
- Понравилось ли помогать лесным обитателям?
- Все ли задания вы выполняли самостоятельно, без посторонней помощи?
- Как вы думаете, что нужно сделать, какими стать, чтобы в следующий раз вы справились со всеми заданиями сами?
Я желаю вам удачи. Молодцы! Все животные леса нас благодарят. Спасибо за занятие.
Литература:
1. Корж О.Н., Новикова Е.В. Использование загадок на занятиях в логопедической группе. // Логопед. 2011. №10.
2. Пожиленко Е.А. энциклопедия развития ребёнка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. СПб., 2006.
3. Репина З.А. и др. Поле речевых чудес. Екатеринбург, 1997.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям
Композиция для детей подготовительной группы: «Наши родители»
Конспект логопедического занятия с общим недоразвитием речи 6-7 лет
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»