Сценарий педагогического совета «Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса - необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся»
Если бы мы знали других так же,
как самих себя, предосудительные
их поступки показались бы нам
достойными снисхождения.
А. Моруа
Цели: выявить основные проблемы и противоречия организации дифференцированного обучения учащихся в условиях стандартизации образования и предложить пути их решения, учитывая возможности и потенциал МОУ «ОШ № 41».
Задачи:
1. Актуализировать проблемы модернизации образования.
2. Проанализировать и обобщить причины неуспеваемости учащихся в МОУ «ОШ № 41».
3. Обсудить проблемы и перспективы повышения качества знаний учащихся с позиции дифференцированного обучения.
4. Наметить конкретные пути по совершенствованию методики дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока.
Участники: педагогический коллектив МОУ «ОШ № 41».
Оборудование:
• графики качества обученности учащихся школы за четверть;
• мультимедиа с таблицами;
• пакет документов по обсуждаемой теме педсовета для каждого учителя;
• пакет документов по решению педсовета для МО.
Предварительная подготовка педсовета:
• анонс предстоящего педагогического совета;
• подготовка домашнего задания: распределение вопросов по МО учителей для обсуждения на педсовете.
Ход педсовета
1. Вступление
1. 1 Сообщение плана педагогического совета.
1. 2 Просмотр психологического видеофрагмента «Толерантность»
Обсуждение видео:
-Как вы думаете, какая тема педагогического совета?
Наши дети очень разные: одни отличники и хорошисты, другие – троечники, а есть еще и учащиеся с низкими реальными возможностями.
Дети всегда приступали и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками.
В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Создание условий для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
Новые стандарты предполагают формирование такого взаимодействия «учитель – ученик», при котором организация учебной деятельности направлена на то, чтобы знания и умения имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учащихся.
Неуспевающий ученик – фигура легендарная и в жизни, и педагогике.
Среди неуспевающих были Ньютон, Чарльз Дарвин, Вальтер Скотт, Карл Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь.
Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадежных. Эти факты подтверждают, что с неуспевающим учеником не все обстоит просто и однозначно.
2. Основная часть
2.1 Определение понятия «неуспевающий ученик».
Кто же такой неуспевающий ученик?
Неуспевающий ученик - это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
Рассмотрим итоги успеваемости за 3 четверть 2017 – 2018 учебного года. (Презентация).
Качество знаний в школе растет медленно. Данный процесс можно ускорить, применяя в обучении приемы дифференцированного подхода на различных этапах урока.
2.2 Понятия внешней, внутренней дифференциации.
Одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной стороны, процесс получения учащимися знаний носит индивидуальный характер, с другой - обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи необходимо гармоничное сочетание форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний. Возможные пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация обучения.
Словарь педагогических терминов определяет дифференциацию как форму учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, основанный на учете типичных индивидуальных различий учащихся.
Индивидуализация - цель, а дифференциация - средство её достижения. Индивидуализация невозможна без дифференциации, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Существуют две позиции в вопросе организации дифференцированного обучения в школе: дифференциация «внешняя» и «внутренняя».
Внешняя дифференциация – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение, создание особых типов школ и классов. Это и профильные классы (профильная дифференциация), и классы компенсирующего обучения (ККО), классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), т. е. уровневая дифференциация, учитывающая уровень развития учащихся.
Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться в форме учёта индивидуальных особенностей учащихся, системы уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей.
Чаще всего на практике вы встречаемся с уровневой-внутриклассной дифференциацией.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов, которые вы видите на слайде:
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
3. Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.
4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Рассмотрим каждый этап внутриклассной дифференциации.
2.3 Этапы внутриклассной дифференциации.
1. Определение критериев дифференциации.
Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку дети не отбираются в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние» и «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость учащихся, другие – способности учащихся.
Основные критерии дифференциации – готовность к обучению (учитывается предметная готовность, то есть наличие определенных знаний и умений, например, умение ребенка читать), обученность (включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения, т. е. умение учиться), обучаемость (восприимчивость учащегося к обучению, то есть «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития»). Также могут использоваться и другие, например: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности и др. (слайд таблица критериев).
Педагог в своей практической деятельности выбирает критерии дифференциации в зависимости от особенностей класса, целей, задач и содержания конкретного урока и других факторов.
2.Проведение диагностики.
Учитель может использовать в своей работе результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но, конечно, ему необходимо и самому проводить диагностические процедуры. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера, результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях и т. д. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы.
Диагностические задания, помогающие определить уровень обучаемости, могут быть включены в обычный урок. Детям дается для самостоятельного выполнения новое задание или задание творческого характера. При этом предлагается помощь (чаще всего в виде карточек-помощниц), от самой минимальной до максимальной, если потребуется. Учащиеся с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не выполняют его.
Если проведение диагностики по каким-либо причинам затруднено, то учитель может использовать результаты наблюдений за учащимися и анализ их деятельности, на основе чего делается вывод об уровне развития и обученности учащихся.
3. Распределение учащихся по группам.
На основе результатов диагностики учитель распределяет детей по группам (уровням), что необходимо делать достаточно корректно. Некоторые способы дифференциации (дифференциация по степени самостоятельности, по уровню помощи и др.) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами определяют, нужна ли им помощь учителя, самостоятельно выбирают задания.
4.Определение способов дифференциации.
Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т. д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.
Примеры способов дифференциации учебной работы учащихся.
Дифференциация содержания учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объему.
При едином содержании заданий дифференциация по разным способам организации деятельности детей:
- по степени самостоятельности учащихся (одинаковые упражнения, одни их делают самостоятельно, другие - под руководством учителя);
- по степени и характеру помощи учащимся (дозированная помощь учителя трех видов: стимулирующая, направляющая, обучающая. Стимулирующая – разъяснение задания, указание на ошибку. Направляющая помощь – дается подсказка, актуализирующая знания. Обучающая помощь дается тогда, когда ученик не справляется самостоятельно с заданием, целесообразно проводить в виде беседы с намечающейся последовательностью действий);
- по характеру учебных действий.
5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Опытом работы по реализации последних 2 – х этапов внутриклассной дифференциации поделятся учителя (выступления преподавателей).
Как видно из выступления коллег, разноуровневую дифференциацию обучения можно широко применять на разных этапах учебного процесса:
• изучение нового материала;
• дифференцированная домашняя работа;
• учет знаний на уроке;
• текущая проверка усвоения пройденного материала;
• самостоятельные и контрольные работы;
• организация работы над ошибками;
• уроки закрепления.
Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку.
Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению.
Ученик становится активным участником педагогического процесса.
Но у каждого подхода есть не только положительные стороны, но и отрицательные. Попробуем их сформулировать (5 мин. на обсуждение), затем зачитывают группы свои ответы.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации
• Деление по уровню учащихся негуманно.
• Отсутствие возможности тянуться за более сильным учеником.
• Социально-экономическое неравенство.
• Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства.
• Несовершенство диагностик.
• Иллюзия исключительности (звездная болезнь).
• Понижение мотивации слабых учеников к обучению.
• Разрушение коллектива класса.
Положительные аспекты уровневой дифференциации
• Появление возможности помогать и сильному ученику, и слабому ученику.
• Возможность эффективной работы с учащимися, плохо адаптированными к процессу обучения.
• Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
• Повышается уровень "я" концепции (состояние успеха у слабых учеников).
• Повышается уровень мотивации обучения.
Дифференцированное обучение способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя.
Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.
3. Практическая часть
3. 1 Работа творческих групп:
А) Ведущий делит всех присутствующих на 4 группы по 5-6 человек.
Задание: Напишите на листочке фамилии учеников, которых вы считаете неуспевающими по своему предмету и определите в группе, есть ли совпадение фамилий учащихся. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно (5 минут).
Б) Ведущий предлагает рассмотреть причины и следствия неуспеваемости учащихся, поработав в группах, и ставит на стол каждой группы по табличке: «Диагностика», «Терапия», «Профилактика», «Оптимисты». Каждая группа получает карточку с заданием, памятку, ватман, маркер и рассматривает данную им проблему в соответствии с названием своей группы (15 минут).
Группа «Диагностика»
1. Дайте определение диагнозу «неуспеваемость».
2. Назовите основные причины неуспеваемости учащихся, заполнив данную вам таблицу. Опирайтесь в работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.
Группа «Терапия»
1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику? Заполните таблицу, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.
2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?
Группа «Профилактика»
1. Каким образом можно избежать неуспеваемости учащихся?
2. Какие меры можно предпринять учителю для предупреждения неуспеваемости ученика и по формированию положительного отношения к обучению? Предложите конкретные способы решения данной проблемы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.
Группа «Оптимисты»
1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы? Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.
2. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников.
3. Презентация: Один из представителей каждой группы (или несколько – по решению группы) делает презентацию по проделанной работе. (15-20 минут).
4. Обсуждение: (10 минут)
Рефлексия:
• Понравилась ли вам проведённая работа?
• Что из услышанного вы будете применять на практике?
Задание «Дерево решений»
Работа в творческих группах «Условия успешного обучения» (обсуждение 5 мин.)
Проект решения педагогического совета
1. Учителям-предметникам принять к сведению актуальность проблемы более широкого использования дифференциации и индивидуализации обучения в целях повышения качества образования, а также успешности всех обучающихся.
2. Руководителям методических объединений в темы заседаний включить вопросы по ознакомлению учителей с технологиями, позволяющими одновременно продуктивно обучать учащихся всего гетерогенного класса; активно работающими на предупреждение неуспеваемости, развитие одаренных учащихся.
3. Администрации школы обеспечить единство действий всего педагогического коллектива по повышению качества образования, а также успеваемости всех обучающихся.
4. Администрации школы систематически проводить работу среди педагогического коллектива по обобщению передового опыта работы, направленного на повышение качества образования, а также успеваемости всех обучающихся.
Литература:
1. Аюпова С.Д., Лишик Н.В. «Использование дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования». Материалы педагогического совета / Усть–Илимск, Издательский Центр «Ката», 2008 г.
2. Кадужина Е.Ф. Тематический педсовет «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов»//Завуч для администрации школ. – 2005 - № 3.
3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»/ Москва, «Народное образование», 1998 г.
4. Сыромятникова Л.М. «Педагогические советы»/ Москва, Издательство «Глобус», 2010 г.
Рекомендуем посмотреть:
ФГОС в школе
Подросток и конфликты