Любит - не любит
Учитель - это человек, который учит, ведает, ведет и управляет процессом познания. Такая нелегкая миссия выпадает лишь профессионально обученным специалистам, с сильной волей и неустанной верой в успешное будущее наших детей.
Казалось бы, чтобы стать учителем не требуется так уж много усилий, недостижимых для обычного человека. Все, что сегодня является гарантом трудоустройства – это соответствующее образование и желание работать над собой.
Как говорит более опытное поколение педагогов: «С опытом все придет». Действительно, в первые годы педагогической деятельности думать об удовольствии и высоких чувствах к профессии не так уж и просто. Молодой специалист, впервые перешагнувший порог школы, не знает с чего начать и к чему стремиться. В институте теория идет в разрыв от практики, а если и проходит педагогическая практика, в этот момент студенту трудно представить действительность так реалистично и точечно, чтобы за этот период можно было бы максимально отработать полученные навыки и откорректировать недостатки. В первую очередь это вызвано низкой мотивацией, ведь мотивация возрастает в тот момент, когда человек четко представляет, для чего ему понадобятся полученные знания и навыки. Настоящая практика с осознанием недостающих знаний начинается именно с началом трудовой деятельности. В этот момент процесс усвоения и отработки полученных знаний наиболее эффективен. Молодой специалист работает в соответствии с поставленными целями и задачами, сравнивая себя с более опытными коллегами, совершенствуя себя и наращивая профессионализм.
Постепенно, шаг за шагом, год за годом, молодой педагог приобретает базовые знания реализации учебных программ, развития и воспитания подрастающего поколения. Первый уровень развития в профессии можно так и назвать - «специалист». Как только этот рубеж взят, можно работать без лишнего напряжения и стрессов. Первые ошибки свершились, наказание не заставило себя ждать и если человек может учиться на ошибках, анализируя их и вынося из этого урок, он приобретает опыт.
Ценность опыта заключается в том, что приближается период «профессионала», когда педагог стремится каждый раз улучшать свою работу, находить все более современные и совершенные формы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. На этом этапе все реже возникают элементарные вопросы по организации процесса обучения и все чаще появляются вопросы второго уровня, как расширить границы ученических способностей, как удерживать внимание и повышать качество знаний.
Высшая стадия развития педагога – мастер. Мастер старается перенести на практику полученный опыт через призму своих взглядов, своего видения. Его педагогические вкусы сформированы и подвержены влиянию внешних факторов, за годы работы они отточены и самобытны. То, что делает мастер, удивляет обычных людей. На уроках мастера мы не услышим слов «хорошо», «здорово», «неплохо», будут только восклицания: «Вау, как он это делает?!»
В руках мастера каждый прием оживает по-своему, каждое слово поддается осмыслению и каждое действие направлено на созидание и восхождение к вершине знаний.
Эти три стадии проходит каждый педагог в своей профессии. Это путь к профессиональному росту и самосовершенствованию.
Путь от специалиста до мастера дела гарантирует улучшение профессиональных качеств, но не ведет к сердцу ребенка. Бывает так, что профессиональная компетентность не обеспечивает любовь учащихся к предмету, взаимопонимание и продуктивное сотрудничество учителя с воспитанниками.
Возникает вопрос: Почему годы работы над собой не раскрывают главного секрета: Как стать успешным педагогом в глазах детей, как привлечь детей к тому, что мы делаем и искренне полюбить, что они изучают. Детская психология непростая, и все чаще нам приходится обращать внимание на то, что каждое последующее поколение отличается особым нравом и личностными интересами. В постоянной гонке за современными технологиями мы забываем то, что на детей особое влияние оказывают не только средства обучения, поставленные задачи и различные источники знаний, но и образ педагога.
Что же это за образ? Может быть это внешний вид: модная стрижка, одежда из последней коллекции и ультрамодный телефон-смартфон. Не всегда внешние атрибуты оказывают решающее влияние, они скорее служат опциями к образу преподавателя.
Что является сутью этого образа?
Образ успешного учителя состоит из:
- профессиональной компетентности;
- высокого уровня эмоционального интеллекта;
- коммуникативных навыков;
- внешнего вида.
Лидирующую позицию в этой градации занимает эмоциональный интеллект.
Прежде, чем мы рассмотрим понятие «эмоциональный интеллект», следует вспомнить, что мы традиционно понимаем под словом «интеллект».
Очевидно, что это не сумма знаний и не эрудиция. В русском языке понятию «интеллект» близко понятие «ум». Умный человек – это человек, способный видеть взаимосвязь явлений, которая далеко не всегда лежит на поверхности, а также умеющий прогнозировать последствия явлений.
Казалось бы, высокий интеллект для учителя – гарант успеха. Однако всем нам знакомы педагоги, которые отличаются интеллектуальными способностями, эрудицией, но авторитетом среды коллег и учащихся не пользуются.
Эти люди прекрасно устанавливают взаимосвязь сложных явлений – исторических, политических и природных, но найти подход к людям, действовать в соответствие с их внутренними потребностями и ценностями им не удается. Они освоили первый рубеж - профессиональный, но не нашли рычаг влияния, воздействуя на который, получат уважение и признание, доверие и симпатию коллектива.
Таким образом,
для того чтобы стать успешным учителем в глазах детей, нужно понимать, где находятся рычаги влияния и как осуществлять управление этими рычагами.
Именно эти умения относят к понятию эмоционального интеллекта (EQ). Высокий уровень эмоционального интеллекта поможет избежать лишнего стресса, повысить эффективность процессов обучения и развития подрастающего поколения, превратить деструктивный конфликт в конструктивный, найти общий язык с коллегами и воспитанниками.
Учитель выступает лидером-вдохновителем, судьей, контролером, поддержкой для учащихся. Он хвалит, шутит, высказывает сомнение, подбадривает, поддерживает. И все эти действия учителя вызывают эмоции. Тому, кто не умеет всего вышеперечисленного, не стать учителем-лидером – настоящим, а не по должности.
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Исходя из этого понятия эмоциональный интеллект можно представить в виде пяти базовых навыков:
- способность к правильной самооценке;
- зрелое управление собственными эмоциями;
- правильная самомотивация;
- способность к сопереживанию (эмпатия);
- умение поддерживать отношения с разными людьми.
Эмоциональный интеллект - это ключ к понимаю себя и других людей. Каждый день мы переживаем сотни различных эмоций. Одни эмоции нас заряжают энергией, обеспечивают нам спокойное душевное состояние и самоудовлетворение. Другие – напротив, оказывают разрушительное влияние на наш организм, на наши отношения с другими людьми.
Эмоциональный интеллект - это связывающее звено между профессиональными достижениями и межличностными отношениями. Это якорь равенства, который поможет человеку лучше понимать себя, свои переживания, страхи и чувства, понимать мотивы и цели других людей, генерировать мотивацию и волю к победе в других, учитывая их желания и потребности. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта понятен и привлекателен для окружающих, с ним хочется выстраивать отношения, ему хочется доверять, за ним хочется следовать. Эмоциональный интеллект развивает процессы управления собой и своими эмоциями. Ведь, если учитель не может руководить собой, он не сможет руководить другими. Он не сможет распознавать эмоции и желания учащихся и действовать в согласии с ними.
Развитие эмоционального интеллекта является определяющим ориентиром на пути достижения высоких профессиональных качеств и личностно-гармоничных отношений во всех спектрах деятельности педагога.
Рекомендуем посмотреть:
Конкурсная программа по профориентации в начальной школе
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Эссе учителя
Размышления одного учителя
Похожие статьи:
О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения