Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование технологии веб-квест на уроках географии

Программа исследования: «Использование технологии веб – квест на уроках географии»
Описание материала: Предлагаю вам программу исследования "Использование технологии веб – квест на уроках географии". Данная программа будет полезна преподавателям географии для использования веб-квест технологий в учебно-воспитательном процессе. Программа позволяет оценить достоинства и недостатки веб-квест технологий, актуальность, выстроить процесс реализации веб-квестов.
Актуальность
Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации, который в настоящее время предполагает интенсивную информатизацию образования – активное внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс. Использование в образовании компьютерных технологий направлено на интенсификацию процесса обучения, более эффективную организацию самостоятельной работы учащихся, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов для реализации системно-деятельностного подхода в образовании.
Веб-квест – один из современных методов электронного обучения, позволяющих в форме увлекательной игры – путешествия привлечь учащихся к добыванию новых знаний и умений. Веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой и дидактической игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета.
Цель работы состоит в создании веб – квеста по географии, привлечение учащихся к изучению и пополнению учебного материала по физической географии родного края, раскрытие возможности использования технологий веб-квестов в образовательном процессе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретическую основу использования веб-квестов в учебном процессе.
2. Разработать методику реализации веб-квеста по географии «Путешествие по Донецкой области».
3. Ознакомить учащихся с поставленными задачами, создать творческую группу и распределить обязанности для подготовки проекта.
4. Создать сайт и заполнить его информационным материалом по теме проекта.
5. Подвести итоги и проанализировать проделанную работу.
Объектом данного исследования являются веб – квест технологии.
Предметом исследования данной работы являются технологии веб – квестов на уроках географии.
Гипотеза
Важным этапом эффективного образовательного процесса являются веб-технологии, стимулирующие активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний. При традиционных формах образовательного процесса такая возможность реализуется в ходе выполнения необходимого комплекса практических занятий.
Проблема
Веб-технологии помогают собрать необходимый учебный материал по географии Донецкой области, привлечь к поиску и отбору информации учащихся 8 – 9 классов, стимулировать их к активному изучению предмета. Результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страницы и веб-сайта, которая в дальнейшем может дополняться интересным материалом и использоваться в процессе подготовки преподавателями и учащимися.
Теоретическая и практическая ценность
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.
Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний.
Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.
Учителями уже накоплен определённый опыт использования ресурсов Интернета в организации самостоятельной работы учащихся. Прежде всего, это использование Интернета при выполнении индивидуальных или групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа. Исследовательская методика с трудом вписывается во временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, её обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Такой способ интеграции Интернета в обучение называется веб-квестом.
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернета и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач:
-участник квеста учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем;
-создаёт возможность для развития навыков общения в Интернете, тем самым реализуя основную функцию — коммуникативную;
-поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки;
-участник квеста получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;
-участник квеста учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
-размещение веб-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.
Этапы выполнения работы
На первом этапе (октябрь – ноябрь 2016 г.)
1. Анализ учебной литературы по теме: «Веб – технологии в учебном процессе».
2. Разработка методики реализации веб – квеста на уроках географии.
На втором этапе (декабрь 2016 г.– январь 2017 г.)
1. Распределение ролей и заданий, создание творческой группы учащихся.
2. Сбор и анализ информации учащимися по теме «Путешествие по Донецкой области».
3. Коррекция и оценка выполненных работ учащимися.
На третьем этапе (февраль – март 2017 г.)
1. Разработка веб – сайта и наполнения его соответствующим материалом.
2. Создание презентации по теме «Путешествие по Донецкой области»
Прогноз положительных результатов
Относительно преподавателя:

-веб-квесты дают учителю ясный образец того, как проводить проектную работу;
-в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, масса методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
-учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении задания; в итоге на поиск необходимой информации они тратят меньше времени, чем на выполнение задания;
-и наконец, возможно, одна из самых главных причин, почему следует использовать технологию веб-квестов при обучении,— это то, что многие ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения знаний по предмету.
Относительно учащихся:
-учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы;
-задается индивидуальный темп обучения для каждого обучающегося, появляется возможность продолжения исследования во внеурочное время;
-учащиеся приобретут навыки оптимального использования персонального компьютера в качестве обучающего средства;
-учащиеся получают навыки работы с электронными ресурсами.
Трудности и проблемы
В реальности, конечно же, картина не столь радужная и существует немало трудностей:
-для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
-технология веб-квестов требует от детей и взрослых определённого уровня компьютерной грамотности;
-медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов).
Участники эксперимента:
• обучающиеся 8-9 классов, родители.

Дальнейшее развитие эксперимента:
• разработка электронных ресурсов;
• организация работы дистанционного обучения;
• выпуск научно-методического сборника по итогам работы эксперимента.

Методическая разработка веб-квеста «Путешествие по Донецкой области»
Тема «Природа Донецкой области» в курсе географии 8 – 9 классов является одной из наиболее интересных для учащихся. Этот интерес обусловлен необычностью, новизной изучаемых явлений, первой встречей с понятием «Мой край», тесной связью изучаемого материала с жизнью, практикой.
При изучении данной темы учащиеся получают особенно яркие представления об истории своего края, географическом положении, растительном и животном мире, достопримечательностях Донецкой области.
Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы полнее использовать возможности, заложенные в содержании темы, для поддержания и развития познавательного интереса учащихся.
Основная цель моей работы с учащимися состоит в том, чтобы систематически развивать и укреплять их познавательный интерес и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качество на уроках географии.
Для достижения этой цели я попробовала для себя новую работу с технологией веб-квеста.
Цели проекта:
1. Углубление знаний учащихся по теме «Природа Донецкой области».
2. Развитие познавательной активности при изучении географии.
Задачи проекта:
1. Расширить географический кругозор учащихся с использованием различных источников информации.
2. Совершенствовать знания по географии, используя компьютерные технологии.
Проект ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по географии и способствует решению целого комплекса воспитательных, образовательных и развивающих задач в области социокультурной/межкультурной компетенций.
Совершенствуются следующие универсальные учебные действия:
-критическое мышление;
-технологическая и информационная грамотность;
-навыки сотрудничества.
Информационная и учебно-познавательная компетенции проявляются в следующем:
-овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) при изучении географии;
-приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
-овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.
После завершения работы учащиеся смогут (личностные результаты):
-использовать программные средства обработки изображений, создания презентаций, публикаций для представления результатов поисковой и исследовательской деятельности;
-выражать своё мнение по проблеме;
-аргументировать свою точку зрения;
-составлять планы письменных и устных сообщений;
-приводить примеры, иллюстрирующие изучаемую проблему;
-анализировать, сопоставлять факты и делать выводы;
-обрабатывать полученную информацию;
-употреблять в речи изученную лексику по учебной теме;
-сотрудничать с другими учащимися и родителями, продуктивно работать в команде для решения поставленной проблемы;
-находить нужные информационные ресурсы;
-применять творчески свои идеи.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;
-способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;
-умение структурировать найденную информацию;
-проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;
-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений;
-использование базового понятийного аппарата на уровне, доступном для понимания средних школьников;
-умение описывать и характеризовать явления в изучаемой области на языке науки.
Структура веб-квеста
1. Введение — вступление, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, сделан обзор всего квеста.
2. Задание, которое понятно, интересно и выполнимо.
Чётко определён итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы — список информационных ресурсов (в электронном виде — на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы — описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка — описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
6. Заключение — раздел, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Роли участников
Географы изучают географическое положение, историю формирования и освоения природных уникумов.
Задачи:
1. Изучить географическое положение выбранного природного уникума. Если есть возможность, предоставить карту его расположения.
2. Узнать, с чем связано название данного уникума.
3. Найти информацию об открытии и изучении данной территории.
4. Определить особенности рельефа и его тектонического строения.
5. Подготовить отчёт и передать его дизайнерам.
Биологи изучают живую природу уникумов.
Задачи:
1. Определить особенности растительного мира выбранного природного уникума.
2. Определить особенности животного мира.
3. Определить, какие экологические проблемы в этом регионе.
4. Подготовить отчёт и передать его дизайнерам.
Климатологи изучают климат природных уникумов.
Задачи:

1. Определить особенности климата выбранного природного уникума (тип климата, средние температуры января, июля, среднегодовое количество осадков).
2. Определить, благоприятны ли климатические условия для туристов.
3. Определить наиболее благоприятное время года для посещения туристов.
4. Узнать, как должен быть одет и что должен взять с собой турист, посещающий данную территорию.
5. Подготовить отчёт и передать его дизайнерам.
Экскурсоводы составляют экскурсионный маршрут по природным уникумам.
Задачи:

1. Подобрать материал о наиболее интересных достопримечательностях выбранного природного уникума.
2. Найти фотографии уникальных уголков выбранного природного уникума.
3. Найти легенды, сказания, необычные и интересные факты, которые могут привлечь туристов в данный район.
4. Подготовить отчёт и передать его дизайнерам.
Дизайнеры занимаются оформлением итогового проекта.
Задачи:

1. Собрать отчёты у всех участников команды.
2. Создать из отчётов итоговый проект в виде мультимедийной презентации.
3. Подобрать оформление, соответствующее данной тематике.
«Заключение» побуждает учащихся продолжать изучение географии, делать открытия, не бояться совершать ошибки.
Критерии оценки веб-квеста
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Берни Додж рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
• исследовательской и творческой работы;
• качества аргументации, оригинальности работы;
• навыков работы в микрогруппе;
• устного выступления;
• мультимедийной презентации;
• письменного текста и т.п.

Список использованной литературы
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".
3. Кузнецов А. А. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» / А. А. Кузнецов, А. Л. Семенов // Информатика. — 2001. — № 17. — С. 21.
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2001. — 272 с.
6. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся/ Ю.В. Романцова. – М.: Академия, 2013. – 141 с.
7. Семенов С. В. Проектный подход / С. В. Семенов // ИНФО. — 1997. — № 5— с. 37.
8. Степанова И. Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий / И. Ю. Степанова // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет», Санкт-Петербург, 2001.
10. Чечель И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов / И. Д. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 4. — с. 3.
11. Ястребцева Е. Н. Моя провинция — центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах / Е. Н. Ястребцева.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Федерация интернет-образования, 2001. — с. 216.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Публичное выступление. Этапы подготовки | Современный учитель. Какой он?
Опубликовано: 2662 дня назад (8 августа 2017)
Просмотров: 4336
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!