Конспекты организованной образовательной деятельности "Запасливые стебли"
Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен педагогам ДОО, заместителям заведующей по воспитательной и методической работе ДОО, студентам педагогических факультетов, родителям.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе экспериментальной деятельности по выявлению, как растения могут всасывать, накапливать в себя влагу и сохранять ее долгое время.
Интеграция образовательных областей: (познавательно– исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие).
Задачи:
Создать условия, для:
- развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;- стимулирования речевой активности;
- развития коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в группе сверстников;
- стимулирования самостоятельного выбора партнера.
Средства реализации: комнатные растения (фиалка, пальма, антуриум, герань), предметы по уходу за растениями, схемы-модули для проведения опытов, бруски разных пород деревьев, губки, трубочки, лупы, емкости с водой, цветные карандаши, бумага.
Предварительная работа: Рассматривание комнатных растений, ознакомление с их функцией и строением; чтение энциклопедий: рассматривание иллюстраций, фотографий; составление описательных рассказов, загадок о растениях, поиск о функции и жизни растений через интернет дома с родителями.
Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришло письмо от Незнайки. Зачитывает.
«Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!»
Помогите мне, пожалуйста, Я не знаю, что делать!
Мой друг Знайка подарил мне на день рождения цветок – комнатное растение. Я был очень рад такому подарку. Гладил его, лелеял, разговаривал с ним, даже играл и пел ему песенки, но через несколько дней он стал увядать, и с каждым днем его листочки опускаются все ниже и ниже. Он умирает. Мне очень жаль. Я так его полюбил. Что делать? Может, вы, подскажете! С уважением к вам ваш Незнайка».
Воспитатель: -Дети, о чем просит нас Незнайка? ( о не знает, что нужно за комнатными растениями ухаживать).
Дети объединяются в группы по 4 человека самостоятельно, подходят к комнатным растениям, рассказывают и показывают, как нужно ухаживать за комнатными растениями, уточняя что больше всего любит их комнатное растение.
Психогимнастика
Поиграем в игру «Представь себя иным».
Раз- два- три, вокруг себя повернись и в семя превратись. Подул ветерок, разлетелись семена в разные стороны. Летали они, летали и попали в землю. Семена, что вы чувствуете? Чего вы хотите? Сейчас я вас полью, и солнышко погреет вас своими лучиками. Вот из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы. Тянутся стебельки , растут. Куда они, растут, в землю? (Нет к солнышку) Растут наши растения все выше и выше. Вот и первые бутончики появились. Раскрыли они свои лепестки и закружились от легко дуновения ветерка. Ветерок прекратился, и стоят цветочки, нежно покачиваясь. Раз- два- три вокруг себя повернись и в ребенка превратись!»
Организационно – поисковый этап
- Дети, помните, я записывала ваши вопросы о том Что бы вы хотели узнать о комнатных растениях? Кирилл интересовался, как растения поглощают воду. Егору интересно было узнать, как растения дышат. Где мы, с вами искали ответы на ваши вопросы? ( В книгах, энциклопедиях, интернете с родителями). Вам знакомо такое слово, как «лаборатория»? Что оно означает? Кто работает в лаборатории? (Ученые, лаборанты). Сегодня я приглашаю вас в нашу лабораторию « Неизведанное рядом». Вы сейчас попробуете сами найти ответы на ваши вопросы. Проходите, пожалуйста. Ученые и лаборанты работают в специальной одежде. ( Дети одевают шапочки и фартучки).
В лаборатории существуют специальные правила:
1.«Будь внимательным» - тщательно наблюдай за всем происходящим;
2.«Ненавреди» - аккуратно обращайся с инструментами;
3.«Работай сообща»- договаривайся с коллегой, выполняй работу слаженно.
Дети объединяются в три группы по разноцветным кружкам, находят свою лабораторию (столик со схемой такого цвета какой у них кружок). Каждая группа выполняет действия по схеме-модели.
Опыт № 1.
Цель: Определить органы дыхания. Показать процесс прохождения воды по стеблям.
Игровой материал: трубочки для коктейля, кипяченая вода, емкость для воды, лупа, лист со стеблем.
Дети рассматривают трубочку. Выясняют, если внутри воздух, погружая ее в воду. Предполагают, что трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуют легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх. Через лупу рассматривают отверстия в стебельке.
Вывод: У растения есть органы дыхания – это отверстия, по которым проходит вода по стебелькам к листьям.
Опыт №2.
Цель: Определить, что разные стебли проводят воду по- разному.
Игровой материал: деревянные бруски одного размера разных пород деревьев (например, осина, лиственница) неокрашенные, емкость с водой, лупа.
Дети рассматривают через лупу бруски и выясняют, будут ли они впитывать воду ( в брусках есть отверстия: они отличаются по размеру). Определяют одинаково или по- разному бруски будут впитывать воду и почему (бруски с большими отверстиями быстрее наберут воду, в них больше воздуха, вода его выталкивает и больше выходит пузырьков).Доказывают, погружая бруски полностью в воду, и наблюдают за количеством воздушных пузырьков.
Вывод: Разные стебли проводят воду по -разному, из-за разных отверстиях в растениях.
Опыт №3.
Цель. Выяснить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.
Игровой материал: губки, бруски, лупа, невысокая и глубокая емкости с водой.
Дети рассматривают бруски разных пород дерева через лупу, рассказывают об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка). В разные емкости наливают одинаковое количество воды. В первую опускают бруски, во вторую – губки, оставляют на пять минут. Рассуждают, куда больше впитывается воды (в губку – в ней больше места для воды). Наблюдают за выделением пузырьков. Проверяют бруски и губки в емкости. Уточняют, почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку). Приподнимают губку, из нее капает вода. Объясняют, где дольше сохраниться вода(в губке, так как воды в ней больше).
Вывод: Разные растения по -разному впитывают и удерживают воду.
Воспитатель.- Все ли растения любят, что бы их много поливали? (нет, дети объясняют почему).
Предлагается выполнить знаки – символы:
- « поставь меня к солнцу» (рисуют солнышко);
- «полей меня» (рисуют лейку);
- «я люблю тень» (рисуют тень);
- «не поливай» (рисуют воду и зачеркивают).
Анализ продуктивной деятельности детей
Дети, нам нужно дать ответ Незнайке, о чем мы ему напишем. Что нового и интересного вы узнали?
Дети высказывают свои мнения о том, что за комнатными растениями надо ухаживать, что они дышат, проводят по стеблям воду и ее сохраняют в стебельках по-разному, так как в разных растениях, разные отверстия - разные органы дыхания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для детей подготовительной группы на тему: Осень
Конспект ООД в подготовительной группе. Путешествие в прошлое
Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Невидимка-воздух»
Организованная учебная деятельность в подготовительной группе с использованием игровой технологии