"Мы разные, но мы вместе". Фестиваль народов класса (4 класс)
Автор: Абраконова Маргарита Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ "Храбровская СОШ" пос. Храброво Гурьевского городского округа Калининградской области
Цель:
-проведение фестиваля народов класса в рамках культурно-просветительного проекта;
Задачи:
Образовательная:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
3. Познакомить со словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ и его значением.
Развивающая:
1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
2. Подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
(звучит песня «Я, ты, он, она»…» ансамбля «Непоседы», ребята одеты в одежды с элементами национальных костюмов)
Учитель
-Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.
1 ученик:
-Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Учитель:
Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?
2 ученик:
По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
Учитель:
На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков.
Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, например, или немцев, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ? (Язык, культура, национальный характер, религия, традиции… )
Учитель:
Со времен Победы нашей страны в Великой Отечественной войне становится Калининград родным городом для представителей разных народов. Они приживались здесь, становились носителями его культуры, оставаясь при этом азербайджанцами, грузинами, украинцами, немцами и т.д
А теперь посмотрите, что представляет наш класс. Какая кровь течет в учениках нашего класса?
(Учитель показывает рисунок дерева, где ветви дерева – фамилии учеников класса.)
Среди нас есть ребята с русскими и белорусскими, азербайджанскими и татарскими, немецкими и мордовскими корнями. Есть езиды и потомки северных поморов.
(каждый из перечисленных представителей говорит приветствие на своем родном языке)
Ученица: «Салам эзиз ушаглар» (приветствие на азербайджанском языке)
Ученица « Фронзе лемцен» (приветствие на мордовском языке)
Ученица «Добрый день, друзья» (приветствие на русском языке)
Ученица «Рож херава джмат» (приветствие на курдском языке - езиды)
Подумайте и скажите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
(На доске прикреплен лист, на котором изображены контуры человека).
Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек (записать качества на листе )
Учитель
- Я попрошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие красивые.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы.
- А теперь встаньте, у кого светлые.
- Вы заметили, ребята, какие все мы разные, но мы вместе, и мы все равные. Мы живём в одной стране, ходим с вами в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты и мороженое. Очень важно, чтобы все люди были дружны!
Учитель:
-Вот видите, мы все разные. Но мы вместе, а почему?
(Потому, что учимся в одном классе, живём в одной стране.
Да и вообще–то и планета Земля у нас тоже одна.)
Учитель:
-На нашей голубой красивой планете живут разные люди: с белым цветом кожи и чёрным, белокурые и курчавые.
Говорят все на разных языках, но у всех народов есть общие понятия и представления. И эта народная мудрость запечатлена в пословицах и поговорках.
(по ходу переворачиваются листки с пословицами, с обратной стороны слово - толерантность)
Послушайте:
• Добрый человек несет мир (говорят абхазцы)
• Доброта рождает доброту (говорили персидские мудрецы)
• Сделаешь добро, добро найдёшь (говорят карачаевцы)
• Жизнь дана на добрые дела(говорят русские)
Продолжите пословицы:
• Доброе слово лечит, а … (злое калечит)-ТО
• Друг познается ... (в беде)-ЛЕ
• Худо тому, кто добра … (не творит никому)-РАНТ
• Что посеешь, то и (пожнёшь)-НОСТЬ
Учитель:
-О чём все эти пословицы? Вы заметили, люди разных национальностей говорят о доброте и добром отношении людей. Это так важно.
- А какое слово получилось? ТОЛЕРАНТНОСТЬ
- Что такое толерантность? Как вы его понимаете?
Ученица исполняет танец «На Ивана Купалу»
Учитель:
-Вспомните пословицы. О чём они?
(о доброте и понимании другого человека)
- А всегда ли мы понимаем другого человека. Давайте поиграем.
•
Игра «Сердечки»
Дети выстраиваются в колонну. Ведущий «рисует» пальчиком на спине впередистоящего «сердечко». Затем дети повторяют этот рисунок на спине своих одноклассников. Первый ученик говорит слово – сердечко.
Учитель:
- Вот видите, как хорошо когда тебя понимают и без слов дарят
тепло своего сердечка.
Ученица исполняет мордовское стихотворение о Родине
(автор Людмила Татьяничева)
Вишкалейне чуди, –
Это музыка,
Ставшая словом.
Вишкалейне чуди, –
Повторяю я снова
И снова…
Вишкалейне чуди, –
Это музыка ставшая словом.
Я мордовскую речь,
Как цветущего детства
Поляну,
В своем сердце беречь
До последнего дня
Не устану.
(Вишкалейне чуди – «маленькая речка течет»)
Учитель:
Знаете ли вы такое выражение «Белая ворона». Что это значит?
Давайте посмотрим мультфильм о том, как живётся кому-то непохожему
на все остальных.
•
Мультфильм про толерантность
Учитель:
- Какой был наш герой?
- Почему все смеялись и обижали его?
- Как он чувствовал себя?
- Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?
- Что случилось потом?
- Чем закончилась история?
- Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему?
(они поняли, что каждый человек индивидуален и неповторим. И каждый может поделить с другими своими умениями, а это так интересно)
- Мы разные и в этом наше богатство.
Мы вместе и в этом наша сила!
Ученица читает стихотворение на азербайджанском языке.
(перевод)
Ай, мой петушок – гребешок.
Большие глазки у него.
Ты рано утром встаешь,
Громко кукарекаешь.
Не даешь всем нам поспать.
Ай, мой милый петушок.
Учитель:
-Недавно на уроке мы с вами выполнили упражнение «Нарисуй себя»
Все вы получили шаблон человека. На основе этого шаблона вы рисовали себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Вот результат работы. Получились такие забавные, разные человечки.
• Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
• Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Выступление учеников с танцем "Лезгинка"
Учитель:
- Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.(складывает апельсины в пакет, предлагает каждому взять свой апельсин)
- Как вам это удалось?
- А сейчас отвернитесь. (Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает)
– Чей это апельсин? – Почему трудно определить?
- Внутри все апельсины одинаковые.
Учитель:
-Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
Исполнение песни «Лети, пёрышко»
Лети, перышко,
Через полюшко,
Смахни, перышко,
Мое горюшко.
С моего лица,
Смахни пылюшку,
Обратися, стань
Моим крылышком
Мне бы крылышки
Как у сокола,
Мне бы силушку,
Как у камушка.
Мне бы, братушек,
Как у деревца,
Мне бы жизнюшку
С нового венца
Не лежать бы мне
В чистом полюшке
Не смотреть бы мне
В небо в облачках.
Не просить бы мне
Легко перышко
Да отогнать, смахнуть
Мое горюшко.
Лети, перышко,
Через полюшко,
Смахни, перышко,
Мое горюшко.
С моего лица,
Смахни пылюшку,
Обратися, стань
Моим крылышком.
Учитель:
-А сейчас поиграем в игру "Техасские объятия". Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.
- Вам было весело играть?
- Получится так весело у одного, двух человек?
Исполнение песни учеником песни на курдском языке.
Учитель:
-Ребята, я вам приготовила подарок – принесла вам цветок толерантности (в руках цветные бумажные лепестки, протягиваю детям и роняю).
- Ой, он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать.
(Дети собирают лепестки со словами).
- Какие лепестки подходят к цветку толерантности?
Сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, понимание, уважение, доброта души, дружба, терпение, война, ссора, вежливость, единство, вражда
- А оставшиеся лепестки почему не подходят? (это не толерантные слова).
- Наш цветок получился красивый и разноцветный, такой же как и все люди – мы разные, но мы вместе.
Исполнение учеником песни на азербайджанском языке
Учитель:
-В заключение послушайте стихотворение С. Маршака "Всемирный хоровод" в исполнении двух учеников.
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и селах...
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком, а дети – друг с другом!
Учитель:
-Очень здорово, что люди не забывают своих корней, свои традиции, свой язык.
(
звучит песня группы «Непоседы» «Моя Россия»)
(праздничное чаепитие с приготовленными национальными блюдами)
Использованы ресурсы:
1. «Метод проекта в многокультурном образовании». (Сборник методических материалов), Калининград,2013г.
2. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. – М.: Наука, 1988.
Рекомендуем посмотреть:
День толерантности в школе. Сценарий
Мастер-класс «Дружба крепкая»
День толерантности в 5 классе
Классный час о толерантности в 5 классе
Похожие статьи:
Классный час на тему Толерантность 4 класс
Толерантные и интолерантные люди
Классный час «Толерантная личность», 11 класс
Классный час, 10-11. Странный человек
Урок толерантности в 6 классе