Из опыта работы воспитателя детского сада
Автор: Сорокина Мария Александровна, воспитатель, МБДОУ №121, г.КрасноярскВзаимосвязь материнского отношения и сформированности представлений о ЗОЖ детей-дошкольников.
В современном обществе существует многообразие примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается не только родитель, но и ребенок. Это разнообразие вариантов не всегда является образцом для ребенка, в результате этого создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни, разрушаются уже сложившиеся представления или формируются неправильные. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
По данным социальных опросов, российские дети, к сожалению, не обладают крепким здоровьем. Доля здоровых новорожденных за последние 7 лет снизилась с 48,3 до 36,5%. Прогноз специалистов таков: через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15–20%. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу [4].
И.И. Брехман охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [2] .
Практика показывает, что понимание здорового образа жизни и оценка его составляющих доступны детям старшего дошкольного возраста. С целью изучения уровня сформированности представлений о ЗОЖ мы использовали диагностику представлений детей о здоровом образе жизни 5-7 лет Е. Н. Васильевой, Л.Г. Касьяновой.
Проводится беседа, которая направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов (примеры):
Как ты думаешь, что такое здоровье?
От чего человек может заболеть?
Где человек может заболеть – на улице или дома?
Оценка качественного анализа представлений детей о здоровом образе жизни представлена в следующих показателях: полнота, осознанность, обобщенность, системность. По каждому направлению ребенок может набрать от 4 до 16 баллов (от низкого до высокого уровня).
При работе с матерями нами был использован метод тестирования: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин), так как данная методика отвечает поставленной цели – выявление преобладающего типа материнского отношения к ребенку.
Процедура проведения: Родителям предлагалось ответить на 61 вопрос опросника, с помощью оценок «да» или «нет», тем самым выразить свое согласие или несогласие с предоставленными утверждениями. В методике имеется несколько шкал: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, контроль, «маленький неудачник».
По мнению А.В.Баль и А.Н.Михайлова считают, что эффективным типом материнского отношений можно назвать такие шкалы, как «кооперация» и «принятие» – это социально желаемый образ материнского поведения. К нейтральному типу относятся отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. К неэффективному типу материнских отношений относятся такие шкалы, как «отвержение» и “контроль”.
После анализа методики ОРО были получены следующие результаты: из 100% опрошенных матерей выявлено, что 40% матерей имеют эффективный тип, 32% матерей имеют нейтральный тип, 28% матерей неэффективный.
После анализа методики Е. Н. Васильевой, Л.Г. Касьяновой получены следующие результаты: из 100% детей выявлено, что 24% детей имеют высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ, средний уровень у 40% детей, и низкий уровень у 36% детей.
Таким образом, результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между материнским отношением и сформированностью представлений о здоровом образе жизни детей. После анализа двух методик, гипотеза о том, что эффективное материнское отношение ведет к высокому уровню сформированности представлений о ЗОЖ, подтвердилась. Также результаты о сформированности представлений о ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста говорят о том, что уровень знаний у большинства детей далек от высоких показателей. При этом большая часть родителей считают «свой» образ жизни хорошим примером для детей.
Семья, её образ жизни, именно мама главный «авторитет» для ребенка. Она ответственна за информированность ребенка о рисках для здоровья. Поэтому коррекционно-развивающую работу нужно вести именно в направлении информирования матерей теорией и практикой о здоровье и здоровом образе жизни.
Литература
1. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М.: Аркти, 2003.
2. Вайнер Э. Н. Общая валеология. Липецк: Липецкое изд-во, 2004.
3. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей. СПб.: Линка-пресс, 1998.
4. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Рекомендуем посмотреть:
Здоровый образ жизни, психолого-педагогический аспект
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Беседа с элементами игры, для детей старшей группы на тему: ЗОЖ
Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье
Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников
Беседа «Полезные и вредные привычки» в старшей группе
Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе
Пословицы и поговорки о здоровье