Здоровый образ жизни, психолого-педагогический аспект
Среди определений понятия здорового образа жизни человека наиболее приемлемой является формулировка академика Ю.П. Лисицына: "Здоровый образ жизни - способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".
«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
Г.Сигерист
Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека.
В основном деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении направлена на укрепление психологического здоровья учащихся.
Это и
диагностические мероприятия с детьми, где выявляются их основные проблемы (методики позволяющие выявить тревожных детей, самооценку и уровень притязаний, личностные характеристики ребёнка, непосредственно тесты и методики по проблемам зависимости, осведомлённости детей и подростков по проблеме табакокурения, алкоголизма и наркомании, анкеты по ЗОЖ, по жестокому обращению с детьми и т.д.)
Минус стандартных тестов и анкет в том, что они могут предполагать социальную желательность детей (надо говорить, что я не курю, так и напишем), более эффективны проективные методики. Например такие:
1) Тест «Незаконченное предложение»:
1. Курение – это…
2. Сигарета в руке – это показатель…
3. Не курить – это значит не…
4. Для того чтобы бросить курить, нужно…
5. В моей семье курит лишь…
6. Курение в нашей семье – это…
7. Курение дает мне возможность…
2) Анкета «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения»:
• 20 % всех смертей от рака обусловлены курением табака.
• Выкуривание хотя бы 1–2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.
• Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.
• Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.
• Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы.
• Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.
• Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.
• 50 % смертей от заболеваний сердца среди женщин – результат курения.
• Одна сигарета в день опасна для здорового человека.
• Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди.
3) Анкета «Я курю тогда, когда…»:
1. Я чего-то достигаю в жизни.
2. Нужно проявить активность.
3. Сигарета попадает мне в руки.
4. Мне нужно успокоиться.
5. Мне нужно расслабиться.
6. Я чем-то огорчен.
7. Нужно что-то обдумать.
8. Я нервничаю.
9. Нужно принять важное решение.
10. Собираются все курящие люди.
11. Это стало привычкой.
Это и
коррекционно-развивающая работа с учащимися, где эти проблемы решаются.
На занятиях с детьми проводятся физкультминутки и гимнастические комплексы направленные на снятие мышечных зажимов и обучение приёмам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимости, страхи, истерические реакции и т.д.
Например: «Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц рук)
«Игра с муравьём» (на напряжение и расслабление мышц ног)
«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища)
Важной составной частью пропаганды здорового образа жизни является
профилактическая работа: ознакомление учащихся с опасными последствиями курения, алкоголизма и наркомании. Круг обсуждаемых в группе вопросов должен включать такие проблемы, как принятие решения не курить, сопротивление со стороны сверстников, осознание последствий курения, употребления алкоголя и наркотиков. Необходимо давать учащимся объективную информацию, оставляя за ним свободу выбора.
Профилактика табакокурения эффективна пока у ребёнка есть страх первой пробы, из-за примеров взрослых, рекламы и т.п. к первому классу, как правило, страх уже отсутствует. Поэтому при профилактике табакокурения лучше всего ориентироваться на начальную школу.
Профилактике алкоголизма эффективна до 7 – 8 класса, лучше разделять детей на группы мальчиков и девочек - формируя материал для конкретной группы.
Профилактика наркомании эффективна до 14-16 лет: важно информирование родителей (какие симптомы).
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только работать с детьми, но и проводить
психологическое просвещение педагогов и родителей. Проводятся
родительские собрания в основном с родителями дошкольников с целью повышения их психологической компетентности по актуальным для них вопросам. Например последнее родительское собрание было
«Влияние мультфильмов на детей» с целью привлечь внимание родителей к проблеме влияния средств массовой информации, негативно влияющих на личностное развитие детей и подростков.
Работа с
педагогическим коллективом – если благоприятный психологический климат в коллективе и педагог понимает свои проблемы и стремиться устранить их причины, это ведёт к сохранению психического и психологического здоровья ребёнка.
Педагогам даётся анкета
«Анализ применения педагогами здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе», где педагоги, отвечая на вопросы, выбирают те здоровьесберегающие технологии, которые применяют на своих занятиях. Потом сами анализирую, если набрали меньше балов, смотрят, каких пунктов не хватает, и работают над ними.
С педагогами проводятся семинары – практикумы, тренинговые занятия, часы психологической разгрузки. В ноябре с целью профилактики эмоционального выгорания проводился семинар-практикум «Эмоциональная устойчивость педагога». Хотела бы некоторые упражнения провести с вами сейчас.
Упражнение «Правда-неправда»
Участникам предлагается в хаотичном порядке написать 3 правдивые вещи про себя (умею шить, мне 30 лет и т.д.) и 3 неправды о себе. Затем, поменявшись листочками с соседом, нужно отметить, где правда, а где неправда. После этого обсудить результаты.
Упражнение «Я заслуживаю…»
я хочу предложить вам упражнение, вернее, игру с собой – «Я заслуживаю…» Счастье редко дается человеку «большим куском», в течение дня
бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то - хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Ваня быстро собирает портфель», и т.д. вспомните не менее 5 событий.
Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю…» это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное место. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
В заключении я хотела бы вам рассказать притчу:
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
— Что изменилось? — спросил он свою дочь.
— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе окрасили воду, — ответила она.
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка.
— А кофе? - спросила дочь
— О! Это самое интересное! Зерна кофе не растворились в новой враждебной среде и при этом изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые, оставаясь собой, изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...
Оптимистично и весело смотреть на мир и быть в нем активным — это, пожалуй, основное кредо каждого человека.
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Конспект практического занятия для педагогов "Познай себя"
Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО
Педагогический совет в ДОУ. Инновационная деятельнось при реализации ФГОС
Похожие статьи:
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Психологический тренинг для педагогов
Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья