Практическое занятие для педагогов "Познай себя"
Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, разработанный для педагогов по теме «Познай себя". В настоящее время очень важно и актуально помочь воспитателям "разобраться в себе", наладить коммуникативные навыки с коллегами, научиться справляться со стрессом др.
Цель: Определение актуальной позиции развития педагога.
Задачи:
1. Формировать чувство внутренней поддержки себя и окружающих.
2. Побудить их к выделению и описанию главной проблемы, описать, на что готовы участники в ее решении.
3. Сформировать позитивный настрой участников.
Ход занятия
1.
Разминка. «Мостик»
Педагоги делятся на пары и выстраиваются в ряд у стены. Перед каждой парой на пол кладется маркер. Задача каждой пары – взять этот маркер указательными пальцами правых рук за кончики, поднять, пронести до противоположной стены и обратно, снова положить на прежнее место. Сделать это нужно не роняя маркер.
2.
Работа по теме занятия.
Ведущий: Работая, мы часто понимаем, что сталкиваемся с трудностями. Всегда ли мы на них концентрируем внимание? Понимаем ли, почему они возникают? Мне хотелось каждому из вас предложить сначала осознать, в чем вы в данный момент видите основные свои проблемы. Чтобы это сделать, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Что по вашему мнению является в настоящее время наиболее серьезной проблемой для вас?
Когда эта проблема появилась?
Что вы уже сделали, столкнувшись с этой проблемой?
В вашей семье кто-нибудь эту проблему заметил?
Как на эту проблему реагируют члены вашей семьи7
Как вы показываете свою готовность решать эту проблему?
Ведущий предлагает поговорить о том, что написали педагоги: Для этого вам надо разбиться на пары. Смысл этого этапа работы состоит в том, чтобы вы могли подробно обсудить свои проблемы, уточнить их. Решить сами, с кем вы будете работать.
После этого группа собирается на общее обсуждение. Каждый, кто готов, говорит в круг. Все сказанное фиксируется на доске, чтобы потом можно было вычленить общие проблемы для работы.
3.
Упражнение «Позитивное представление»
Участники разбиваются на пары. В течение пяти минут каждый участник имеет возможность рассказать своему партнеру о том какой он замечательный, какими прекрасными качествами обладает, похвалиться своими успехами в различных областях жизни. Послушав предельно внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосредоточенность. После этого наступает очередь второго участника. Затем участники представляют своих партнеров в кругу всем педагогам.
Далее ведущий представляет демонстрационный материал для обсуждения:
•
Похвала – самое действенное средство при общении с людьми. Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.
• Любому человеку требуется признание, любовь, поддержка и постоянно новые стимулы. Жажду признания и уважения можно удовлетворить только похвалой.
• Похвала – это положительная сила, которая множится сама по себе.
• Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.
• Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерная похвала.
4.
Музыкальная релаксация «Зимняя дорога» (автор В.В.Ткачева)
Ведущий под тихую, мелодичную музыку проводит упражнение на расслабление: «Закройте глаза… Расслабьтесь… Перед вами дальняя дорога. Морозное утро. На солнце серебрится снег.
По широкому белоснежному полю бежит тройка. Под полозьями саней скрипит снег. Легкий морозец румянит ваши щеки. Сани подпрыгивают на ухабах. Вам легко и привольно. Вдали темнее лес. Вам свободно дышится. Родная природа радует глаз и душу. Душа как тройка становится крылатой: летит и летит вперед по блестящему серебристому ковру. Где-то выси голубизна неба. Привольно, спокойно, просторно. Только снег скрипит под полозьями саней. Позади остались только тревоги и заботы. не будем думать о том, что осталось позади… Главное что теперь и что будет… Теперь вам очень хорошо, хорошо, хорошо. А тройка мчится вперед… Глубоко вздохнули…открыли глаза…»
6. Ведущий предлагает педагогам проанализировать свои жизненные цели в соответствии с имеющимся алгоритмом.
Личные цели (жизненные) и профессиональные цели (карьерные)
1. Нахождение целей, их анализ. (Чего я хочу?)
2. Ситуационный анализ. (Что я для этого могу сделать?)
3. Рационализирование целей. (Что мне это даст?)
7.
Подведение итогов.
Ведущий: Что вам дал сегодняшний день (сегодняшнее занятие)?
Какие действия вы сегодня будете принимать?
Вы начнете менять и у вас это получится. Я желаю вам успехов. Спасибо за работу.
По окончанию занятия ведущий раздает педагогам памятки «Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»» (по В.В.Ткачевой), советуя проговаривать ее текст каждое утро, стимулировать себя к действию и с уверенностью смотреть в завтрашний день.
Памятка «Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»» (по В.В.Ткачевой)
Именно сегодня:
• У меня будет спокойный день, и я буду счастлива. счастье- это внутренне состояние каждого человека, оно не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
• я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться ее приспособить к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
• Позабочусь о своем здоровье. Сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
• Уделю внимание своему общему развитию. Займусь полезным делом. Не буду лениться и заставлю работать свой ум.
• Я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Буду стараться принести пользу своему ребенку, семье, себе.
• Буду доброжелательной ко всем. Постараюсь выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
• Я намечу программу дел, которые мне давно хотелось осуществить. Она избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
• Проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
• Не буду бояться жизни и собственного счастья. Буду любить и верить в ответную любовь.
Список литературы
1. Колотева Е. Ю. Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов г.Михайловка, 2009 г.
2. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: 2003
3. Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера. – СПб.:2006
Рекомендуем посмотреть:
Здоровый образ жизни, психолого-педагогический аспект
Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО
Педагогический совет в ДОУ. Инновационная деятельнось при реализации ФГОС