Конспект НОД «Музыка» для детей подготовительной группы «Сыграй зима нам на свирели - мотивы лучшие свои».
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в процессе использования активных методов и приемов.
Задачи:
1. Развивать образно-пластическое творчество в процессе свободной импровизации движений.
2. Вызвать эмоциональный отклик при, прослушивании классической музыки; показать синтез музыки, пластики, поэзии.
3. Упражнять в интонировании малой терции.
4. Учить импровизировать под музыку, выполняя творческие задания и танцевальные движения по теме «Зима и Новый год».
5. Продолжать знакомство с музыкой П.И.Чайковского.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрация картины А.Васнецова "Зимний сон".
2. Снежинка,шапочки для Морозов и носы.
3. Аудиозаписи:А. Вивальди:«Времена года» -«Зима » - 1 часть; П.И.Чайковский - "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик"; С.Рахманинов "Итальянская полька".
Ход:
Дети заходят в зал. Звучит музыка А.Вивальди "Зима".
Музыкальный руководитель: Слышите? Музыка звучит. Вам знакома эта музыка?
Дети: Да
Музыкальный руководитель: А кто ее написал?
Дети: Антуан Вивальди.
Музыкальный руководитель: О чём рассказывает нам музыка? Какой у неё характер?
Дети:взволнованный, метельный, вьюжный, быстрый, стремительный, беспокойный…
Музыкальный руководитель: А кто ее исполняет?
Дети:симфонический оркестр.
Музыкальный руководитель: А какие инструменты вы слышите?
Дети: скрипки.
Музыкальный руководитель: А как она называется?
Дети: Зима.
Музыкальный руководитель: Какая красивая музыка, как будто зима взяла свою волшебную свирель и играет на ней - мотивы зимние свои. Мне так хочется еще послушать музыку зимы. А вам?
Дети:да.
Музыкальный руководитель: Тогда предлагаю оправиться в путь, в царство Волшебницы Зимы. Чтобы Зимушку найти, по извилистой дорожке предлагаю вам пройти.
Динамическое упражнение.
По дорожке, по дорожке
Скачут, скачут наши ножки
Поскоки.
Не сутультесь, грудь вперед.
Замечательный народ!
Выравнивание осанки.
А сейчас протопчем тропинку в снегу.
Дробный шаг.
А теперь легко бежим, за носочками следим
Бег с захлёстом голени назад.
Вот по снегу мы шагаем и колени поднимаем.
Движения по тексту.
Упражнение на дыхание:
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Изображают ветер на звук С.
Вьюга все не затихает, вместе с нами завывает.
Изображают вьюгу на звук У.
Сильно-сильно ветер дул
И с деревьев снег стряхнул.
Мы попрыгаем немножко
И стряхнем снежок с одежки.
Как вы замечательно двигались.
Движение - это здоровье!
Вот мы и пришли в зимний лес.
Музыкальный руководитель :Как тихо , никого не видно в лесу. А где же сама Зимушка? Позовем ее? Споем «Ау!».
Упражнение «Ау» ( скользящая (глиссирующая),восходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой).
Исполняют
песню «Зимушка-хрустальная ».
Музыкальный руководитель : (портрет С.А. Пушкина)
А вот как описал зиму великий русский поэт А.С.Пушкин:
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Давайте встанем в полукруг и рассмотрим иллюстрацию
картины А.Васнецова "Зимний сон".
Подходят к магнитной доске встают в полукруг и рассматривают картину.
1. Какое время года изобразил художник?
Дети: Зиму.
2. Какие цвета использовал?
Дети: Белый, немного голубого .
3. Что изображено в сюжете картины? Дети: Зимний лес .
Музыкальный руководитель: А вы можете вспомнить стихотворения о зиме?
Дети читают стихи:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Федор Тютчев.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Сергей Есенин.
Исполняют
хоровод «Здравствуй, Зимушка-Зима».
Музыкальный руководитель: Среди ёлок и берёз повстречался нам Мороз.
С детства мы его все знаем и конечно поиграем.
Проводится
игра «Два мороза».
Музыкальный руководитель : Хорошо в зимнем лесу присядем , отдохнем после длинной дороги. .Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель :( читает стихотворение)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Николай Некрасов.
Музыкальный руководитель : Как красиво описывают зиму поэты в своих стихах, художники - на картинах, а композиторы - музыкой.
Русский композитор
П.И.Чайковский написал музыку для снежинок, которые танцуют
в балете "Щелкунчик". Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки. Полюбуемся танцем снежинок .
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном
А снежинки кружатся -
Все им нипочем!
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
С. Козлов
Слушание отрывок «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель : Расскажите, какие снежинки ?
Дети : лёгкие, белые, мягкие, блестящие, изящные, сверкающие, маленькие, пушистые, весёлые, серебристые.
Музыкальный руководитель : А какой танец они танцевали?
Дети : Вальс.
Музыкальный руководитель : А как бы вы назвали этот вальс? А Петр Ильич Чайковский назвал это произведение
"Вальс снежных хлопьев. Какая музыка по характеру? (красивая, мягкая, легкая, плавная, кружащаяся, светлая, вальсовая, танцевальная).
Музыкальный руководитель : А вы знаете песню про снежинку? Споем? Но чтобы петь нам нужно спеть распевку. А для чего нам нужна распевка?
(Чтобы разогреть голосовые связки).
Распевка на легато, кантилену в голосе :"Зи-и ма-а да". Ноты:"ми-фа-ре-ми-до". И поднимаемся каждый раз на пол тона. А теперь споём её шёпотом.
Исполняют
песню " Как на тоненький ледок" русская народная.
Музыкальный руководитель : Давайте вместе с вами сами придумаем и станцуем танец снежинок. А поможет нам музыка композитора П.И.Чайковского.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Музыкальный руководитель:предлагаю девочкам станцевать.
Танец - импровизация "Снежинки".
Музыкальный руководитель : (берет снежинку)
Посмотрите, ко мне прилетела снежинка.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
К.Бальмонт
Музыкальный руководитель : Ой, у меня руки леденеют. Да эта снежинка волшебная. У нее сила сильная - морозильная. Если музыка звучит, снежиночка по кругу летит. а если музыка молчит, снежинка на ладошке лежит. Лежит, не тает, а в ледяную фигуру нас превращает.
Игра "Ледяная фигура".
(Под веселую музыку дети передают снежинку. Музыка перестает звучать, у кого в руках снежинка - тот превращается в ледяную фигуру.)
Музыкальный руководитель : А теперь ребят нужно “разморозить”. Как нам это сделать? (Согреть теплым дыханием).
Дети дышат на "ледяные фигуры", они медленно "тают".
Музыкальный руководитель :А чтобы они совсем согрелись мы им похлопаем, а они нам станцуют.
Дети в кругу танцуют. Игра проводится два раза.
Музыкальный руководитель : Вот снежинка, проказница, поиграла с нами, холод принесла. Давайте все вместе согреемся в веселом танце.
Танец "Полька".
Музыкальный руководитель :Все мы дружно танцевали и нисколько не устали. Ребята. а вы чувствуете какой чистый воздух в зимнем лесу? Как пахнет свежестью. Вдохнем морозный воздух через нос и выдохнем.
Дыхательное упражнение. На выдохе говорят:
"Пахнет".
Музыкальный руководитель :Какое у вас настроение? Хорошее настроение нам дала прекрасная музыка зимы.
Дети: чудесные мелодии сыграла зима нам на своей свирели: играла с нами, пела ,танцевала.
ребёнок: За окошком снег идёт,
Значит, скоро Новый год.
Дед Мороз уже в пути,
Долго к нам ему идти
По заснеженным полям,
По сугробам, по лесам.
Принесёт он ёлочку
В серебряных иголочках.
С Новым годом нас поздравит
И подарки нам оставит.
Исполняют
танец « Шёл весёлый Дед Мороз ».
Музыкальный руководитель : Хорошо на зимней полянке, да только холодно ,здесь зимой ,пора нам в детский сад возвращаться.
Под музыку дети благодарят музыкального руководителя: «Спасибо» за интересное занятие и уходят в группу.
Используемая литература:
1. Тарасова В.К., Нестеренко Т.В. Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 7-года жизни. Москва, 2002.
2. Развиваем музыкальные способности дошкольников. Учебно-методическое пособие под редакцией Корчаловской Н.В., Лукьяненко В.Н.Ростов-на-Дону, 2009.
3. Картушина М.Ю. «Логоритмика в детском саду». М.,1999.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа о зимующих птицах в подготовительной группе
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада на тему: Зима. Конспект
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада. Пластилинография «Снеговик»
Квест игра в детском саду в подготовительной группе на тему "Зима"
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Январь
Познавательное занятие на тему «Зима» в подготовительной группе
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Февраль