Развитие речи у дошкольников в системе «Каждый ребёнок – музыкант» из опыта работы.
В каждодневной работе использую речевые игры с буквами и звуками.
Такие игры «работают» в трех направлениях – собственно произнесение звука, а значит, и распознание его в речи; движение, а значит моторика звука; и инсценирование , то есть образное представление всего звучащего. Кроме того дети просто обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их.
Например, работа со звуком Р может выглядеть так: распевается на неопределённой высоте с падающей интонацией звук Р, одновременно мы руками изображаем, как будто нас с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы Р. Если вслушаться в этот звук, можно почувствовать, что он как будто окатывает тебя. Ещё можно изображать плохо заводящийся мотор, который всё время глохнет, потом, наконец, мы едем, поворачивая руль – как бы рисуя рулём звук Р …
Звук В можно озвучивать и изображать в движении, если распевать его, изображая завывание ветра.
Можно поиграть со всеми детьми одновременно, став в круг и начать проговаривать звук С. Представить воздушным шариком и начинаем сдуваться, издавая глухой звук СССС, и сходиться постепенно в круг маленькими шагами издавая этот звук. А в конце когда круг станет совсем маленький проговорить слова: ссухонький, ссогнутый, ссморщеный старичок; утрируя сам звук. Расспросить самих детей, на что стала похожа их фигура теперь. И они сами подскажут что похожи они на букву С. А для того чтобы проверить как они сходились, и ровный ли у них получился круг, можно выставить вперёд правую ногу, и из ног изобразить солнышко. А если круг не ровный, ребята будут сами поправлять своих товарищей, чтобы солнышко было красивое. Затем поменять ногу и заново проверить какое солнышко у нас получилось. Теперь надуваем шарик с помощью звука ФФФФФ – постепенно распрямляясь и расходясь такими же мелкими шагами. И в конце поставить руки на пояс. И опять спросить, на какую букву они сейчас похожи? Дети с радостью ответят, что на Ф.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому провожу с детьми пальчиковые игры «У жирафа пятнышки везде», «Паучина- паутину сшил», «Шёл старик дорогою», «Мальчик –спальчик, где ты был?», «Помощники», «Ветер дует , задувает», «Обезьянки вышли погулять» и другие игры пальчиковые.
Занятие музыкой, пением, танцами, театром помогают ребёнку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность. Особое, пристальное внимание уделяется развитию и укреплению ритмической системы ребёнка, что является залогом успешной учебной деятельности на протяжении всех дальнейших школьных лет.
Разучивание и постановка с детьми кукольных спектаклей: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Помни каждый гражданин пожарный номер-01», «Новый год с Дедом Морозом» развивает память и речь детей. Проговаривание поговорок, скороговорок, привыборе ведущих различных считалок: «На столе стоит портрет, водишь ты ,а мы нет.»
Слушание песенок, исполнение потешек: « У кота-воркота», «Сорока-белобока», «Уж как шла лиса по травке», «Андрей-воробей не гоняй голубей» , «Васелёк мой любимый цветок».
Использование перед пением артикуляционной гимнастики.
Зарядка для язычка. Змеиный язычок. Рот открыт, язык, выдвинуть медленно двигать вправо-влево, вверх-вниз.
Зарядка для губ. Фыркать « как лошадка»,губы при этом дрожат.
Зарядка для шеи и челюстей. Потерялся котёнок. Произнести «мяу» широко открывая рот, поворачивая голову влево-вправо.
Упражнения на дыхание и развитие голоса.
Маляр.
Дети «красят забор» и водят рукой вверх-вниз, сопровождая движения звуком и меняя тембр голоса(то высоко, то низко).
Непослушная свечка. Сделав бесшумный вдох носом, подуть тихонько на воображаемую свечку. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее.
Занятия музыкой способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма ,вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение ,способность выражать мысли словами, движениями и жестами. Каждый день мы вместе с детьми: поём, прохлопываем различные ритмы. Нет музыкально не способных детей это уже давно доказано.
Поэтому «Каждый ребёнок-музыкант». Использование игр на чувство ритма.
«АПЛОДИСМЕНТЫ»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.
«СТУЧАЛКИ»
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. деревянные ложки, палочки, , детские погремушки.
Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.
И одной из целей моей работы содействовать развитию познавательно-речевой сферы, уровню речевого развития каждого ребенка. Развитие чувства ритма у детей через совершенствование координации речи с движением.
В детском саду был проведён конкурс « Шумовых оркестров» среди групп победители получили 1 места и 2 места, грамоты; благодарственное письмо-грамоту получили родители группы раннего возраста за активное участие в изготовление музыкальных инструментов с детьми и для детей.
Какое удовольствие и пользу получили дети ,вы можете видеть по фотографиям, творческая импровизация, совместная деятельность ребёнка, родителя и музыкального руководителя.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи
Развитие речи у дошкольников через игру
Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет