Интегрированное внеклассное мероприятие «Прогноз погоды от пернатых» для школьников 5-9 классов. Конспект с презентацией
Конспект интегрированного внеклассного мероприятия по биологии и физике: «Прогноз погоды от пернатых»
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, учитель физики Коммунального государственного учреждения «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.
Описание: Мероприятие рассчитано на учащихся 5-9 класса при проведении факультативного или кружкового урока по физике. Может быть использовано для детей в летнем лагере. Лекционно материал можно использовать для учащихся начальной школы на уроках познания мира.
Разные типы вопросов и групповая работа создают возможность работать всем участникам мероприятия, а это предполагает создание «ситуации успеха» и для развитых школьников, и для более слабых. Назначение: проверка знания соответствующей терминологии для описания и объяснения изменений погоды и поведения птиц.
Цель: знакомство с особенностями поведения птиц в зависимости от изменения погоды. Задачи:
Обучающая: повторить приметы о погоде, познакомиться с поведением птиц перед изменением погоды.
Развивающая: продолжать формировать умение применять свои знания для объяснения явлений и ситуаций, встречающихся в жизни. развитие аналитических способностей.
Воспитывающая: обогатить кругозор, формировать внимательность, экологическую культуру, уважение - через слушание друг друга и открытость - способность воспринимать чужое мнение и выражать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация "Народные приметы изменения погоды, основанные на поведении птиц", карточки для закрепления (Приложение 1), таблички для игры (Приложение 2), конверты с подсказками (Приложение 3).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие.
Позитивный настрой: прием: «Комплимент». Нужно сказать приятное соседу справа и слева; а если дети не знакомы, то предварительно познакомиться.
2. Определение актуальности занятия.
Прогноз погоды современному человеку позволяют делать измерительные приборы и научные знания, но изначально предсказанием изменений погоды занимались самые внимательные и чуткие люди. У природы так много тайн, что пытливый ум способен многому у неё научиться.
Если наблюдать за птицами, то заметим, что они очень хорошо ориентируются в пространстве и заметно меняют свое поведение при изменении погоды.
Сегодня мы поговорим об особенностях поведения птиц в зависимости от изменения погоды.
3. Основная часть
Вот некоторые приметы изменения погоды, основанные на поведении птиц.
Перед дождем
С приближением грозы зяблики и другие мелкие птицы становятся беспокойными. Из-за накапливающегося в воздухе атмосферного электричества птицы суетливо перелетают с места на место.
Громкие крики собравшихся на деревьях птиц - верный признак приближающегося дождя. Повышение влажности воздуха делает звуки более отчетливыми и громкими.
.
А вот воробьи барахтаются в клубах пыли к затяжному дождю. Они вычищают с перьев выделения и клещей. Ведь чистые перья обладают лучшей теплоизоляцией и в дождливой прохладе помогут лучше сохранять тепло.
На смене сезонов года
Грачи появляются за месяц до того, как снег растает.
Прилетают ласточки – скоро быть первой весенней грозе.
Если в пасмурную погоду жаворонок взлетает ввысь и поет, то это верный признак того, что погода улучшится.
Если перелетные птицы улетели рано - зима предстоит холодная.
Перелётные птицы перед суровой зимой держатся ближе к земле, перед тёплой – поднимаются высоко в небо. Ведь земля долго прогревается, но и медленнее остывает по сравнению с воздухом.
К перемене погоды
Если соловей всю ночь поет, значит меняется атмосферное давление. В ближайшие дни поднимется ветер или пойдет дождь.
Зимой птицы экономят тепло, перед морозами мало летают, сидят нахохлившись; воробьи в деревне закапываются в солому перед метелью. Для уменьшения потерь энергии птицам лучше не двигаться, увеличивать объем перьев или попасть туда, где среда с меньшей теплопроводностью (например сено).
Курица поджимает одну лапу, когда предчувствует похолодание. Так она уменьшает площадь соприкосновения с холодной землей и теряет меньше энергии.
Птицы ощущают приближающееся изменение погоды значительно раньше, чем человек. Они способны заранее предупреждать о наступающем ненастье или улучшении погоды, если внимательно за ними понаблюдать.
4.Закрепление:
Выдаются распечатанные и разрезанные карточки с изображением птиц и началом народной приметы (Приложение 1) на столы, поставленные так, чтоб дети могли сесть в 4 группы. Число карточек зависит от числа участников (можно уменьшить и наоборот), у меня рассчитано на 16 ( четыре группы по 4 участника).
На столы расставляют таблички с примером изменения погоды (Приложение 2)
1. Перед дождем
2. К ясной погоде, жаре
3. К вьюге, метели
4. Перед грозой
Дети обсуждают свои карточки и выбирают свое место в соответствии с табличкой на столе.
В случае если ученик выбрал неверно свою группу , нужно сообщить об этом группе не называя того, кто ошибся. Все должны обсудить свои предположения и доказать ошибку или отстоять свой вариант объяснения приметы о погоде и поведения птиц. Верный состав групп:
Далее предлагается обсудить причины изменения поведения птиц в соответствии с названием группы. Для подстраховки готовятся конверты с таблицей подсказок, на котором указаны большинство причин и нужно лишь выбрать свою. Подсказки в Приложении 3.
После обсуждения причин изменения поведения птиц в связи с погодой, группа выбирает спикера (можно нескольких) и рассказывает свое мнение остальным.
Формативное оценивание ответов групп: «Сигналы рукой», поднятый вверх большой палец означает согласие с мнением группы, отведенный большой палец влево, что ответ не убедил и опущенный большой палец вниз — не согласие.
Выслушав всех и похвалив, педагог предлагает ответить на вопросы теста по тематике всех групп.
Тест можно распечатать или вывести на экран компьютера.
Работа в группах над вопросами теста: 1.Перед дождем птицы суетятся и беспокойно чирикают, потому что...
a) Меняется время дня.
b) Воздух насыщен статическим электричеством.
c) Появляется много насекомых.
2. Причина, по которой ласточки летают низко перед дождем.
a) Из-за повышенной влажности крылья насекомых увлажняются, и они летают у поверхности земли, где их находит и съедает ласточка.
b) У поверхности земли воздух более прогрет, а в теплом воздухе ласточка прикладывает меньше усилий для полета.
c) У земли скапливается меньше заряженных частиц перед грозой и птица летает там, что бы обезопасится от статического электричества.
3. Перед дождем ...
a) Распускаются цветы.
b) Происходит птичьи драки.
c) Поют соловьи.
4. Если домашние птицы не прячутся от дождя...
a) Дождь будет не долгим.
b) Будет град без дождя.
c) Будет сильный ливень и из земли вылезут черви.
5.Если зимой птицы мало летают…
a) Будет снег.
b) Ожидается мороз.
c) Погода сменится.
5. Итог:
Самопроверка.
По количеству правильных ответов определяется оценка группы ( можно добавлять баллы за скорость выполнения задания).
Похвала учителя всем ученикам.
Нашим предкам подсказки природы помогали в повседневной жизни. По поведению птиц они могли определить приближение засухи или морозов, а соответственно спасти урожай или домашний скот. Сегодня это менее актуально, так как человек может защитить себя от непогоды, однако знания всегда помогут. Даже в случае отказа механизмов и приборов. Мы с вами видим, что законы физики распространяются на большинство явлений живой природы.
6. Рефлексия. «+,-, интересно».
Написать на цветных стикерах плюсы и минусы занятия и что было интересно.
Спасибо за отличную работу!
Презентация на тему: Народные приметы изменения погоды, основанные на поведении птиц
Спасибо вам, Мария Анатольевна, очень содержательная и полезная информация... Сама многое узнала... Можно даже детям в садике дать некоторые сведения по данной теме, конечно же, упростив содержание... Возьму на заметку.Очень понравилось.
Согласна с Вами, можно дошкольникам дать слайды презентации и карточки. Достаточно если они соотнесут например "ночное пение соловья" - к ветру и дождю, "птицы нахохлились" - к морозам. Рада, что Вы нашли полезную информацию для себя.
Мария Анатольевна, Вы - большая умничка. Такой прекрасный насыщенный материал, прекрасно оформлен. Грамотная презентация к конспекту.Я работаю в детском саду и у нас есть лексическая тема недели "Птицы", буду рада использовать Вашу полезную информацию.
Мария Анатольевна, ознакомилась с Вашим интегрированным внеклассным мероприятием! Содержание интересное и познавательное! Расширяете кругозор детей, учите их всматриваться в окружающую природу, видеть её красоту, развиваете любознательность и наблюдательность! Работа оформлена отлично! Замечательная презентация! Всего Вам доброго! Голос!
Мария Анатольевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашим конспектом интегрированного внеклассного мероприятия по биологии и физике: «Прогноз погоды от пернатых». Как известно, у природы нет плохой погоды. Здорово, что наблюдая за птицами, можно сделать самостоятельно прогноз. Согласна, что для дошколят тоже есть много информации. Оформление, как всегда, НА ВЫСОТЕ!!! Грамотно! Замечательно проиллюстрировано, легко воспринимается, а презентация - это вообще огромный плюс, помощь коллегам. Аплодирую Вашему ТАЛАНТУ, и конечно, голосую +6
Мария Анатольевна!
Вы представили ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ материал для коллег Интегрированное внеклассное мероприятие «Прогноз погоды от пернатых» для школьников 5-9 классов!
Столько Вами собрано интересной, познавательной и такой необходимой информации для школьников и педагогов.
Уверена, что можно провести это мероприятие, пользуясь Вашими представленными материалами. Очень интересно Вы представили работы в группах, применили различные приемы для обобщения материала, включили в работу и презентацию.
Все поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Школьники будут знать о том, что и в окружающей природе можно и необходимо замечать приметы, связанные с изменением погоды, которые показывают птицы.
Все очень грамотно изложено, проиллюстрировано, презентация выполнена на высоком уровне.
Спасибо, что приобщаете школьников к миру природы, даже на таких интересных и интегрированных мероприятиях.
Желаю Вам успехов в конкурсе! Радуйте коллег своими работами. Мой ГОЛОС для Вас, Мария Анатольевна, за профессионализм и высокое качество работы.
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Познакомилась с Вашим интегрированным внеклассным мероприятием о пернатых. Насколько же удивителен мир вокруг нас! Конспект составлен очень грамотно и красочно оформлен. Примите пожалуйста мой голос и пожелания творческих успехов и вдохновения!
Добрый вечер, Мария Анатольевна! С удовольствием познакомилась с Вашим мероприятием. Очень интересное, насыщенное и познавательное. Дети получили новую дополнительную информацию, обогатили свой кругозор и закрепили свои знания. Все хорошо оформлено, отличные фотографии, презентация, приложения. Много нового узнала для себя. Всего Вам доброго! Голос!
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Познакомилась с Вашей работой о пернатых. Всё понравилось.Конспект составлен очень грамотно и красочно оформлен. Примите пожалуйста мой голос и пожелания творческих успехов и вдохновения!
Спасибо за материал! Очень интересно и познавательно. Сама многого не знала. Можно использовать в рамках экологической акции"Покорми птиц!". и вообще, очень интересно
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Я отдаю вам свой голос.После такого урока дети на сто процентов качественно усвоят учебный материал, у них возникнет интерес к вашему предмету. Спасибо Вам огромное! Беру себе на заметку.
Мария Анатольевна спасибо за интересный материал. Можно использовать и в начальной школе оформив проектную работу. После проведенного урока ребята будут внимательнее к окружающему миру.
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Замечательный материал! С удовольствием отправляю его в свою закладку со словами благодарности за полноценный и очень интересный материал! Огромный труд проделан вами в процессе написания сценария, а мы можем воспользоваться готовой разработкой. Удачи!
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Отправляю Вам уже 4 -й раз комментарий. Никак не отправляется! Я прочитала конспекты многих Ваших мероприятий.Все очень интересны и полезны. Ваше интегрированное занятие"Прогноз погоды от пернатых" для учащихся 5 -9 классов очень актуально. Наша погода, к сожалению, непредсказуема. И Вы учите детей наблюдать за поведением пернатых и видеть изменения в природе, в какой - то степени учите безопасности в непредсказуемых обстоятельствах. Создана ситуация успеха, каждый ребёнок мог участвовать в различных видах деятельности. Осуществлена интеграция образовательных областей: биологии, физики, учащиеся учатся применять свои знания на практике. Ученики наблюдали, размышляли, обосновывали свою точку зрения, развивали связную речь. Продуманы формы контроля: работа с разноцветными карточками, ответы на тесты, самопроверка. Вы творчески подошли к оцениванию деятельности учащихся, для этого выработаны критерии оценки. Проведена рефлексия. И, конечно, великолепна презентация:яркая, свежая, с полезными комментариями. Идея оригинальная и мастерски реализована. ГОЛОС! Татьяна Дмитриевна Смирнова
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Спасибо Вам за отличную работу! Материал очень, очень интересный! Вы представили замечательный «Прогноз погоды», провели непростую подготовительную работу, организовали групповую работу учащихся, чтобы ознакомить их с особенностями поведения птиц в зависимости от изменения погоды.
Вы учите детей применять свои знания, анализировать природные явления и ситуации. Ученики развивают способность воспринимать и уважать чужое мнение. Интересной организацией урока Вы способствуете лучшему запоминанию материала, который обязательно понравится ученикам. Формируется познавательный интерес и уважение ко всему живому миру, так как у каждого существа и явления есть свои правила, законы и функции в природе. Вы всё это показали превосходно! С большим удовольствием голосую! Творческих Вам успехов!
Добрый вечер, Мария Анатольевна! Ваш увлекательный материал интересен не только вашим ученикам, но и многим взрослым. Прекрасно всё продумано, и главное наглядно. Сначала познакомились, затем закрепили. Спасибо!