Внеурочное занятие по физике «Открытие явления радиоактивности», 9 класс. Конспект с презентацией
Конспект внеурочного занятия по физике «Открытие явления радиоактивности»
Описание: конспект предназначен для учителей как пример организации групповой работы в 9 классе при изучении явления радиоактивности на внеурочном занятии (кружок, факультатив). Назначение: обмен опытом с коллегами.
Дифференцированная цель занятия:
ВСЕ уяснят особенности явления радиоактивности, познакомятся с учеными-ядерщиками.
БОЛЬШИНСТВО смогут анализировать явление радиоактивности и качества личности, позволяющие делать научные открытия.
НЕКОТОРЫЕ выполнят творческое задание по теме «Радиоактивность» в виде кроссворда или филворда.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки.
Проверка отсутствующих.
Позитивный настрой: Концентрация на дыхании.
- Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза..., спинки прямо.., руки можно положить на колени. Звучит спокойная музыка Ennio Moricon
- Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… Дышите ровно, глубоко Сохраните в своей душе мир, спокойствие …..подышите в своём темпе (5-7 раз, медленно).
- Можете открывать глазки.
- Кто желает поделиться своими впечатлениями?
2. Целеполагание
Для того, чтобы определить тему и цель сегодняшнего занятия выполним задание на нахождение логических пар. Эврика - ванна, Ньютон -яблоко, таблица Менделеева - подушка.
- По легенде открытия, сделанные Архимедом, Ньютоном, Менделеевым - были случайны. Вы помните эти легенды? Выслушать ответы учеников.
- Какое научное объяснение данных легенд вы можете предложить? Для научных открытий требуются здравое суждение, рациональное мышление, твёрдая опора на факты.
Сегодня мы поговорим об открытии радиоактивности, это явление будет служить объектом нашего сегодняшнего исследования.
- Что вы знаете об этом явлении? Каково Ваше отношение к нему?
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Почему человеку важно, чтобы у него мысли находили порядок?
- Может ли человек быть гением, если человек не может навести порядок в мыслях, словах, поступках?
Подтвердите свое мнение примерами.
Одним из таких гениев называли Вильгельма Конрада Рентгена.
Современники характеризовали его как очень честного и скромного человека. Когда принц-регент Баварии за достижения в науке наградил учёного высоким орденом, дававшим право на дворянский титул и соответственно на прибавление к фамилии частицы «фон», Рентген не счёл для себя возможным претендовать на дворянское звание. Нобелевскую же премию по физике, которую ему, первому из физиков, присудили в 1901 году, учёный принял, но отказался приехать на церемонию вручения, сославшись на занятость. Премию ему переслали почтой. Когда правительство Германии во время Первой мировой войны обратилось к населению с просьбой помочь государству деньгами и ценностями, Вильгельм Рентген отдал все свои сбережения, включая Нобелевскую премию.
- О каком человеческом качестве это говорит? Об альтруизме, честности. Когда человек живет в единстве мысли слова и дела он добивается больших успехов, уважения и признания окружающих людей.
3. Групповая работа.
С историей изучения радиоактивности мы познакомимся, работая в группах.
Деление класса на группы по методу «Пазлы». На пазлах разрезанные имена и фамилии ученых. На доске вывешены портреты с подписанными именами, чтобы исключить вероятность ошибок при объединении в группы.
А теперь сформулируем задания для групп: вам предстоит проанализировать предложенный текст из Википедии (можно использовать любой другой интерактивный ресурс) об ученых и рассказать своим одноклассникам то, что вы узнали об ученых и явлении радиоактивности.
1. Вильгельм Конрад Рентген https://ru.wikipedia.org/wiki/Рентген,_Вильгельм_Конрад
2. Антуан Анри Беккерель https://ru.wikipedia.org/wiki/Беккерель,_Антуан_Анри
4. Эрнест Резерфорд https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрнест Резерфорд
Работа в группах.
По мере рассказов групп, остальные заполняют опорный конспект для творческого домашнего задания.
Время для подготовки - 10 минут, выступление 3-4 минуты. Оцениваются выступления групп в 3 балла.
1б- группа работала не слаженно и не уложилась во время.
2б — все принимали участие в работе, но не выделены главные факты.
3б- все принимали участие в работе, выделены главные факты.
- Определим лучшее выступление.
Обратная связь: “Аплодисменты”.
4. Обобщение: Кубик Блума
1. В чем заключалось открытие, сделанное Беккерелем в 1896 г? Тяжелые элементы самопроизвольно излучают невидимые лучи, впоследствии названные радиоактивными.
2. Как стали называть способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению? Естественная радиоактивность.
3. Что выяснили супруги Кюри результате многочисленных опытов? Мария Складовская и Пьер Кюри после открытия явления радиоактивности предложили его использовать в медицинских целях. Мария выяснила на себе, что большие дозы излучения губительны для человека (пожертвовала своим здоровьем ради науки). Посвящала большую часть времени и сил разработкам научной деятельности супруга Пьера Кюри. Переработав тонны порожнего материала (урана) выбрала крупицы радия. В жизни из огромного количества информации следует отбирать для себя только то, что принесет тебе и окружающим пользу.
4. Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? Альфа, бетта и гамма.
5. Что представляют эти частицы? Альфа-частицы - поток ядер гелия, бетта-частицы - электроны, гамма — электромагнитное излучение.
6. Какие качества проявляет человек, когда подобно излучению несет разное количество энергии? Разные излучения несут разное количество энергии. Также и в жизни один человек, увлеченный своим делом, может зажечь других и выполнить его на высоком уровне. Есть типы излучения, которые нейтрализуются обыкновенным листком бумаги, а есть коротковолновые излучения (гамма-лучи), которые проникают за бетонные стены. Так и человек, живущий в единстве мыслей, слова и дела добивается поставленных целей, движется вперед, преодолевает препятствия.
5. Рефлексия: «Все в твоих руках»
Посмотрите на фото, которое знает весь мир: фото первого рентгеновского снимка, на нем скелет кисти руки жены Рентгена.
Предлагаю вам обвести свою руку на листе бумаги. Напишите своё мнение о занятии на изображении.
6. Домашнее задание.
Слова радиоактивность, радиоактивное излучение, радиоактивные элементы знают сегодня все. Они и опасны, но и служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильный диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений.
Дома вам предстоит составить вопросы для викторины, кроссворд или филворд с вопросами и ответами по теме сегодняшнего занятия.
7. Заключительная минута тишины.
Давайте закроем глаза и посидим в тишине, мысленно вспомним, то, о чем мы говорили на уроке. Пусть все то, что вы сегодня услышали, поможет вам в будущем. Сохраните это в своём сердце. Возьмите с собой.
- Спасибо за работу, до следующей встречи.
На следующую встречу ребята порадовали меня такими коллективными домашними работами:
Презентация на тему: Открытие явления радиоактивности
Доброго дня, Мария Анатольевна. Ознакомилась с конспектом вашего занятия,мне понравилось. Продумано все до мелочей, видно, что проделана большая и кропотливая работа по подготовке занятия, составления самого конспекта, подбора нужного материала и иллюстраций. Уверена, что дети были увлечены ходом урока от начала и до конца,надеюсь, вы достигли поставленных целей. Желаю творческих успехов!
Мария Анатольевна, ознакомилась с Вашим конспектом внеурочного занятия по физике. Очень интересная тема! Чётко определена дифференцированная цель. Логически выстроен ход занятия.Используете разнообразные приёмы и формы работы, что способствует активизации учебной деятельности обучающихся. Расширяете кругозор детей, мотивируете их к более глубокому изучению учебной дисциплины! Замечательная презентация! Работа оформлена грамотно, ярко проиллюстрирована! Спасибо! Творческих успехов! Голос!
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение. Мне понравилось Ваше внеурочное занятие по физике «Открытие явления радиоактивности».Все этапы занятия продуманы,ребята самостоятельно "добывают" знания о радиоактивности, готовят выступления,что ценно для современного урока, этап рефлексии интересно представлен. Заинтересовала дифференцированная цель занятия,у Вас так принято сейчас формулировать? Успехов! Голосую +