Внеурочное занятие по физике с презентацией, 7 класс
План-конспект внеурочного занятия по физике для учащихся средних классов «От чего бывают грозы?»
Описание: Мероприятие рассчитано на учащихся 5-9 класса при проведении факультативного или кружкового урока по физике. При проведении занятия ученики должны иметь возможность выполнять поиск в сети интернет.
Материал можно фрагментарно использовать для учащихся начальной школы на уроках познания мира. В работе рассмотрена молния, как проявление атмосферного электричества. Знание механизма протекания молнии может предотвратить угрозу жизни человека во время грозы. Цель: уяснение особенностей атмосферного электричества и способов предотвращения угрозы во время грозы. Задачи:
познакомить учащихся с природным явлением “молния”, правилами поведения во время грозы,
развивать поисковые и коммуникативные умения,
воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Приветствие. Позитивный настрой:"Похвали себя!"
Начало фраз: «Какая я умница, потому что...!», «Какое же я золото, улыбнулась ...!», «Ну я и молодец! Ведь...!» и так далее.
2. Этап подготовки учеников для активного усвоения новых знаний. Загадки:
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды,
Всей округе полила. (Гроза)
Басоватый и серьезный,
У него характер крут.
Заворчит он очень грозно-
Все сейчас же убегут. (Гром)
Раскаленная стрела
Дуб свалила и ушла. (Молния)
- Что вы знаете о грозе? О молнии? О громе?
(Высказывания детей). Гроза - распространенное явление на поверхности Земли. Каждую секунду около 50 молний ударяются в поверхность Земли и каждый ее квадратный километр молния поражает примерно шесть раз за год.
Ученые смогли обнаружить молнии даже на других планетах: Венере, Юпитере, Сатурне и Уране.
Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и громом. Температура молнии достигает 30000°С. Она так сильно разогревает окружающий воздух, что он стремительно расширяется и с грохотом преодолевает звуковой барьер.
Грохот этот доходит до нас, и мы говорим: гремит гром. Вспышка молнии распространяется в воздушной среде со скоростью света, так что мы видим ее практически в то же мгновение, когда происходит разряд, а грохот расширяющегося воздуха пролетает километр примерно за три секунды. Если молния и гром следуют один за другим сразу же, то можно с уверенностью сказать, что гроза где-то рядом, а если вспышка молнии опережает раскаты грома, то гроза находится на каком-либо расстоянии. Те ученики, чьи ответы оказались самыми точными, становятся руководителями групп. Группы формируются по предпочтениям учащихся.
3. Групповая поисковая деятельность.
Молнии в древности считались посланиями богов во многих культурах.
Задание для групповой работы: найти в интернете информацию о древних «повелителях молний» и рассказать своим одноклассникам.
1. Зевс
2. Тор
3. Юпитер
На поиск и обсуждение интересных находок - 7 минут.
4. Выступления групп. Пример найденной информации:
Самым известным повелителем молний является древнегреческий бог Зевс. В древних Афинах считалось, что место, где ударила молния, освящено Зевсом. Эскулап, сын Аполлона — бог врачей и врачебного искусства, не только исцелял, но и оживлял мертвых. Чтобы восстановить нарушенный мировой порядок Зевс поразил его своей молнией.
Фаэтон — сын бога Солнца Гелиоса — однажды взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не сдержал огнедышащих коней и едва не погубил в страшном пламени Землю. Разгневанный Зевс пронзил Фаэтона молниями.
Другим хозяином грома и молний является скандинавский бог Тор, сын Одина и богини земли Ёрд.
Древние римляне считали, что убитый молнией человек в чем-то провинился перед богом Юпитером, и для него не проводили обряд погребения.
Оценка выступлений: «Три хлопка».
5. Объяснение механизма образования молнии.
А теперь познакомимся с тем, какие физические процессы происходят в атмосфере при грозе.
Выше 100 километров от поверхности Земли расположена «ионосфера» - это слой воздуха, в котором кроме обычных молекул воздуха есть и заряженные частицы - ионы и электроны.
В одном сантиметре кубическом их может быть до ста тысяч.
Ионосфера образовалась в атмосфере от того, что солнечные лучи (ультрафиолетовые, рентгеновские) выбивают из молекул воздуха электроны. Так появляются ионы - остатки молекул.
Если погода не облачная, ясная, то между Землёй и ионосферой постоянно идёт обмен заряженными частицами. Но, с изменением погоды, ситуация меняется.
Облако в грозу представляет собой огромное количество пара, который охлаждаясь, конденсируется в мелкие капельки или льдинки. Они увлекаются потоками тёплого воздуха, который поднимается от нагретой земли, сталкиваются с другими каплями или трутся о них.
Это приводит к тому, что мелкие капли или льдинки отдают часть своих электронов более крупным, а значит становятся электрически заряженными. Те частицы, которые теряют электроны, становятся заряжены положительно и собираются в верхней части тучи.
Крупные частицы становятся отрицательно заряжены, ведь они получили лишние электроны. Эти частицы собираются в нижней части тучи.
Напряженность между частями облака около 106 В/м.
Когда сближаются противоположно заряженные тучи или нейтральная часть тучи приблизится к положительно заряженной, то происходит молниевый разряд.
Во время этого разряда выделяется огромная энергия - до миллиарда Джоулей. Температура канала может достигать 10 000 Кельвин, что и рождает яркий свет, который мы наблюдаем при разряде молнии. Облака постоянно разряжаются по этим каналам, и мы видим внешние проявления данных атмосферных явлений в виде молний. Раскаленная среда взрывообразно расширяется и вызывает ударную волну, воспринимаемую как гром.
Итак , запомните, молния— это электрический разряд большой мощности.
Нахождится во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности.
- Кто из вас знает почему? (Ответы детей).
Выступающие вверх части домов и церквей, а также антенны могут сфокусировать на себя электрический разряд.
Еще древние греки для защиты от молний возводили опоры с позолоченными штырями, а в России великий русский ученый М. В. Ломоносов придумал и сконструировал молниеотвод (около 1758 г.)
Защита молниеотводом основана на свойстве молнии поражать наиболее высокие и металлические сооружения. Молниеотвод состоит из трех основных частей: молниеприёмника, воспринимающего удар молний; токовода, соединяющего молниеприёмник с заземлителем, через который ток молнии стекает в землю.
Возле молниеотвода обеспечивается защита от прямого удара молнии.
5.Обобщение.
- Знаете ли вы, как вести себя в грозу?
Напишите, после обсуждения, в группах памятки для тех, кто оказался в грозу:
1. дома,
2. на улице,
3. в транспорте.
6. Обмен памятками.
Группы могут дописывать свои предложения в памятки.
Наши варианты памяток: Если вы находитесь дома во время грозы: не пользуйтесь телефоном,
не касайтесь труб центрального отопления и водопровода, которые соединяют дом с землей,
выключайте все электрические приборы, в том числе компьютеры и телевизоры,
закройте окна, двери и дымоходы, позаботиться, чтобы не было сквозняка, который может привлечь шаровую молнию,
стойте как можно дальше от электропроводки, антенн. Если вы оказались в грозу на открытой местности по возможности спрячьтесь в здании или машине,
отойдите дальше от отдельно стоящих деревьев и высоких строений,
избегайте холмов и других возвышенностей,
если есть канава, то прячься в ней,
если нет укрытия, то присядьте на корточки,
отойдите от металлических труб и оград,
не купайтесь во время грозы. Если вы оказались в грозу в транспорте в автомашине, автобусе необходимо остановиться, закрыть все окна,
не покидать машину.
если транспорт является открытым (велосипед, мотоцикл, лодка), нужно остановиться и отойти метров на тридцать от транспорта.
7. Обсуждение памяток.
Коррекция записей.
8. Домашнее задание: подготовить на выбор сообщение: «Изучение атмосферного электричества» разными учеными - Франклином, Ломоносовым и Рихманом.
9. Рефлексия «Ионы».
Учащимся выдаются круглые стикеры: нужно поставить знак «плюс» и это будет положительно заряженный ион и написать, что понравилось на мероприятии.
Можно поставить «минус» (соответственно это отрицательный ион) и пояснить, что следует улучшить или изменить.
На доске изображается грозовая туча и «ионы» с устными комментариями закрепляются на ней.
Добрый вечер, Мария Анатольевна!
Спасибо за качественный, хорошо продуманный и правильно оформленный план-конспект внеурочного занятия «От чего бывают грозы?»
Материал полезен, интересен, поучителен! Он будет востребован коллегами.
С большим удовольствием голосую за творческий подход в обучении.
Принимайте мой первый голос. Успеха и новых творчески находок!
Доброй ночи, Мария! Презентация мне понравилась. За окном у меня сейчас гром и молния, таже стихия что и у вас в работе. Я, как и ученики, ставлю знак «плюс» и это будет положительно заряженный ион.
Спасибо за творчество и креативность!
Мария Анатольевна, здравствуйте. Жизненно важные знания почерпнули дети на внеклассном занятии. А поскольку они были активными участниками мероприятия знания будут не кратковременными! ГОЛОС с удовольствием +2
Здравствуйте, объясните пожалуйста, почему нельзя двигаться (в машине), или убегать)? Ведь в грозу промокнешь, если сидеть на корточках, как у вас сказано.
Здравствуйте, Олег. Лучше уж промокнуть, чем подвергнутся удару молнией. Дело в том, что при движении человек рассекает воздух и соответственно взаимодействует с молекулами воздуха. От удара или трения молекулы воздуха теряют электроны, становятся ионизированными. А именно такие области - с повышенной ионизацией воздуха привлекают грозовые тучи. По сути они становятся каналами, по которым грозовой заряд легко может покинуть тучу. Особенно опасно движение в сочетании с ветром.
То же явление при движущемся транспорте. Есть масса свидетельств, что молнии били в движущиеся катера на воде; джигитов, скачущих на лошади; едущие автомобили.
Желаю безопасного времяпровождения в грозу и дождь.
Добрый день, Мария Анатольевна!
С увлечением прочла Вашу публикацию плана-конспекта внеурочного занятия «От чего бывают грозы?»
Материал интересный, в нем переплетаются к научные факты, исторические так художественный материал по теме. Во время занятия ребята активно вовлечены в работу.
Действительно, знания протекания молнии может предотвратить угрозу жизни во время грозы. Желаю безопасного и творческого лета!
Мария Анатольевна, очень интересное и познавательное занятие! Вы учите детей находить нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы. Вы воспитываете у учеников любознательность, создаёте условия для самообразования.Спасибо! Творческих успехов! Голос!
Таких мероприятий нужно проводить побольше. Любое занятие должно быть связано с жизнью, а тем более объяснять опасные явления. Как гроза. Некоторые выходят на улицу, любуются молниями и не объясняют детям, что опасно на улице находиться. Я сама в грозу купалась, теперь призадумалась. И на отдыхе многие так делают. Нужно объяснять это и взрослым, не только детям.
Здравствуйте. Данную разработку полезно было бы прочить не только педагогам, но и родителям. Вы в доступной форме раскрыли довольно сложную тему. После вашего занятия сложный мстериал становится доступным