Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеурочное занятие в 6 классе с презентацией. Ориентирование на местности с помощью небесных светил

Ориентирование на местности с помощью небесных тел
Описание: факультативный или кружковой урок по астрономии, познанию мира, географии для учащихся 5-9 класса . Может быть использован в летнем лагере для беседы с детьми о безопасном пребывании в природных условиях.
Назначение: знакомство с доступными способами ориентирования на местности.
Цель учебного занятия: определение сторон света с помощью небесных тел (Солнца и Полярной звезды).
Задачи учебного занятия:
Обучающая: закрепить знания по астрономии, познакомиться с ориентированием на местности при помощи звезд.
Развивающая: научиться определять стороны света по звездам, развивать логическое и образное мышление.
Воспитывающая: обогатить кругозор, формировать убеждение важности безопасного пребывания в природных условиях, используя при этом доступные способы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к занятию: наличия звездных карт, карандашей и линеек для учащихся.
- Перед нами «Черный ящик» (в ящике компас).
- Попробуйте отгадать что в нем? Каждый ученик может задать мне наводящий вопрос, но только один.
Можно давать подсказки: маленький, блестящий, со стрелкой.

После отгадывания определим, для чего этот прибор нужен.
Ответы детей: для ориентирования на местности, определения сторон света, определения полюсов магнита.
- Можно ли определить стороны света без компаса?
Ответы детей: да; по звездам, Солнцу, мху на деревьях и т. д.

2. Знакомство с новой темой.
В наших широтах днем можно определить стороны света по Солнцу. В полдень (примерно 13 часов зимой и 14 часов летом) нужно найти свою тень, ее направление укажет на Север. Еще точнее будет направление в тот момент времени, когда тень самая короткая. Но поскольку сидеть на солнцепеке вредно, в этом случае лучше воспользоваться длинной палкой, воткнув ее в землю.
Предложите объяснение, почему тень указывает на Север?

Ответы детей: достигая Земли и встречая препятствие в виде человека, лучи не достигают земной поверхности, а отбрасываемая тень направлена к Северному полюсу. Зная направление на север, легко найти остальные стороны света: справа - восток, слева - запад, позади - юг.

Восход и закат на средних широтах не всегда точно указывают стороны света, например: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Для ориентирования лучше не опираться на эти природные явления из-за их неточности.

- Как же поступить, если возникнет необходимость найти стороны света ночью?
Ночью, при полнолунии, можно определять стороны горизонта так же, как по Солнцу, причем Луна принимается за Солнце. Для приблизительного ориентирования нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 19 часов находится на юге, в 1 час ночи - на западе, в последнюю четверть в 1 час ночи - на востоке, в 7 часов утра - на юге.

- Вы любите сказки и легенды?
- Отлично! Одну из греческих легенд я хочу вам рассказать: 
В свите богини-охотницы Артемиды была дочь царя Ликаона – прекрасная Каллисто. Главный бог Зевс полюбил эту девушку и вскоре она родила сына Аркада. Мальчик быстро вырос и стал отличным охотником.
Но Гера узнала о любви Зевса и Каллисто. В гневе она превратила Каллисто в медведицу. Возвращаясь вечером с охоты, Аркад увидел дома медведицу. Не зная, что это его мать, он натянул тетиву лука...
Но Зевс не зря был всевидящим и всемогущим - он схватил медведицу за хвост и перенес на небо, где и оставил в виде созвездия Большой Медведицы. Только пока он нес её, у медведицы вытянулся хвост.
Вместе с Каллисто Зевс перенес на небо и её любимую служанку, превратив в небольшое созвездие Малой Медведицы.

- Красивая легенда, не правда ли?
Конечно, у наших предков была очень богатая фантазия. На медведей данные созвездия не похожи.

Это скорее два «ковша», с их помощью можно находить стороны света ночью.

3. Практическая работа.
Построим астеризм ковша Большой Медведицы на наших звездных картах.

Итак, мы с вами нашли и обозначили созвездие Большая Медведица, следующая задача - найти Полярную звезду.
- А как вы думаете, созвездия и звезды неподвижны?
Нет, они постоянно перемещаются, а потому сориентироваться по ним крайне сложно.
Только Полярная звезда практически неподвижна, всегда расположена в полярном секторе небосвода и указывает строго на север. Именно в этой особенности ее ценность для тех, кто хочет сориентироваться на незнакомой местности.
Соединим две крайние звезды в созвездии Большая Медведица. Затем на продолжении линии, проходящей через эти звезды, отложим пять таких же отрезков. Так мы с вами обнаружим Полярную звезду. Она находится над северной стороной горизонта.

Итак, Полярную звезду мы нашли и теперь знаем где север.
- Как же определить остальные стороны света?
Мы становимся лицом на север – за спиной у нас будет юг, по правую руку восток, по левую – запад.
Учащиеся выполняют работу по поиску сторон горизонта с использованием звездной карты.

Отлично! Вы с честью справились заданием, а значит и с задачей сегодняшнего урока – научились находить Полярную звезду, а по ней части света. Это поможет вам ориентироваться на незнакомой местности и чувствовать себя безопасно в природных условиях.

4.Закрепление.
Попробуем создать кроссворд о том, что вы сегодня узнали.
Пример:

5.Рефлексия.
Свои работы на звездной карте вы можете показать вашим родным и уже сами можете научить их правильному ориентированию по Полярной звезде ночью и Солнцу днем.

В завершение выскажите свое впечатление о нашем занятии одним предложением, выбрав начало фразы:
Я знаю...
Я могу...
Я умею...

6. Домашнее задание: найти и записать легенду о «Темир-Казык» (казахское название Полярной звезды), мы обсудим ее на следующем занятии.
Презентация на тему: Ориентирование на местности с помощью небесных тел

Рекомендуем посмотреть:

Марс - наш новый дом? Космическая философия Циолковского Солнечная Система. Фоторепортаж Задания для оценки знаний по разделу «Основы астрономии» с ответами, 9 класс
Участник №22 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2019 года
Задания для оценки знаний по разделу «Основы астрономии» с ответами, 9 класс | Конспект внеклассного занятия для школьников 5 класса "Традиции корейского народа"
Опубликовано: 1042 дня назад (19 июля 2019)
Просмотров: 1544
+8
Голосов: 8
Елена Васильевна Бычкова # 19 июля 2019 в 16:03 +3
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Внимательно прочитала Вашу публикацию. Материал изложен лаконично, доступным для понимания учеников языком. Занятие даёт знания практического характера, жизненно важные. Голос №1.
Елена Владимировна Смоляк # 20 июля 2019 в 00:18 +3
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение. Прочитала вашу публикацию с большим удовольствием. Детям, думаю будет и интересно, и полезно познакомиться с основами астрономии. Очень увлекательно и занимательно. Голосую с удовольствием. + 2 в вашу копилочку!
Ирина Александровна Гусева # 21 июля 2019 в 12:32 +3
Мария Анатольевна,здравствуйте! Спасибо за приглашение.Разработка Вашего занятия увлекательная и хорошо оформлена. Вы отлично подобрали иллюстрации к мероприятию.Материал четкий, научно обоснованный, применим на практике. По содержанию не перегружен и правильно использован в разработке. Замечательно, творческих успехов!
Наталья Викторовна Мишина # 22 июля 2019 в 08:47 +2
Здравствуйте,Мария Анатольевна хорошая разработка, интересная и занимательная информация. Голос
Виктория Леонидовна Дружинина # 22 июля 2019 в 10:04 +2
Мария Анатольевна! Спасибо за интересный, познавательный материал!
Ирина Вячеславовна Грачева # 9 августа 2019 в 11:19 +2
Мария Анатольевна, с удовольствием познакомилась с Вашей работой. Материал очень актуальный, учитывая отсутствие у большинства детей, тем более 5-6 классников, знаний по астрономии. А ведь такая информация может оказаться жизненно необходимой. Кстати, освежила и свои знания о том, как найти Полярную звезду: к своему стыду, забыла, от чего надо откладывать расстояние zst Хочется так же отметить качественные и понятные иллюстрации. Спасибо за проделанную работу!Голосую!
Вера Валерьевна Павлова # 4 сентября 2019 в 22:04 +1
Мария Анатольевна!
Вами представлена познавательная публикация Ориентирование на местности с помощью небесных тел
Доступно, познавательно, интересно, необходимо на практике, использовали легенду, работы с звездными картами, кроссворд закрепил материал, чудесная презентация дополнили впечатление.
Вы - МАСТЕР таких познавательных публикаций!
Задачи Ваши решены, цель достигнута, мы - педагоги вспомнили необходимые навыки по ориентировке, приобщившись к вашей публикации и материалу. Спасибо Вам за это.
Желаю успехов в конкурсе! Радуйте коллег новыми публикациями. Мой ГОЛОС для Вас.