Конспект занятия по астрономии для старшеклассников по теме «Планеты-гиганты»
Описание: занятие рассчитано на учеников 15 лет и старше, имеет межпредметную связь с географией. Применяются стратегии ("горячий стул", аллитерация, “корзина идей”), способствующие развитию субъектности школьников, активно вовлекающие их в исследовательскую деятельность. Работа в группах, а также взаимопроверка прививает толерантность, ответственность и вежливость в общении.
Домашнее задание дифференцировано и подразумевает поиск информации в сети Интернет, выполнение презентации заинтересованными учениками.
Оборудование: видеозапись "Путешествие по Солнечной системе", средство просмотра видео, тетрадь, бумага формата А4, карандаши, линейка, фломастеры, рисунки космических кораблей для рефлексии.
Цель обучения: научиться определять особенности планет-гигантов, совершенствовать навыки простейшего анализа.
Дифференцированная цель:
Все учащиеся смогут: осознанно работать с видеоматериалом, выделять главное, уметь организовывать свою деятельность.
Большинство смогут: заинтересоваться выполнением аналитических операций, делать выводы.
Некоторые будут: выбирать оптимальные средства реализации учебной цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Предыдущее обучение: Планеты Земной группы
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Обсуждение темы и целей урока.
2. Актуализация изученного по стратегии “Горячий стул”.
Участники (не более 3 человек) отвечают на вопросы по теме: "Планеты Земной группы", задаваемые одноклассниками.
Каждый ученик задает один вопрос.
Примеры вопросов:
Назови самую горячую планету в Солнечной системе. (Венера)
Какую планету называют «сестрой земли»? (Венера)
Сколько спутников у Марса и как они называются? (Фобос и Деймос)
Критерии оценки:
9-10 правильных ответов- отлично
6-8 правильных ответов- хорошо
5 и менее правильных ответов- нужно постараться узнать больше
3. Знакомство с новой темой.
Сегодня мы познакомимся с особенностями планет-гигантов, предлагаю каждому обдумать вопрос: «Почему эти планеты называют
гигантами и чем эта группа отличается от
земной?»
Записать идею, затем мы поместим ее в “корзину идей”.
Информацию о планетах-гигантах вам предстоит получить самостоятельно, просмотрев видеоролик
Деление на группы:
Рассчитаемся на 1,2,3,4.
Все под номером 1 объединяются и изучают информацию о
Юпитере, 2- о
Сатурне, 3-
Уране и 4 —
Нептуне.
Сейчас Плутон не относят ни к планетам земного типа, ни к планетам - гигантам, по-этому мы его не изучаем сегодня. Астрономы предложили отнести эту планету к астероидам.
Далее каждый пишет название той планеты, которую изучал, в столбик. И подбирает слова, соответствующие характеристикам этой планеты (прием Аллитерация).
Пояснение к применению приема:
Каждый из нас больше всего знает о Земле.
Возьмем название планеты и запишем его вертикально.
На каждую букву нужно подобрать характеристику нашей планеты; то, что отличает ее от любой другой планеты.
Далее ученики объединяются в группы по названию планет и номеру.
Обсуждают индивидуальные записи стратегии
Аллитерация и составляют общую работу, которую презентуют классу.
Формативное оценивание: Три хлопка
4.Обобщение:
Планеты – гиганты не имеют твердой поверхности, обладают значительными размерами, малой средней плотностью, состоят преимущественно из газа. Быстро вращаются вокруг собственной оси, но медленно вокруг Солнца. Имеют огромное количество спутников. Планеты – гиганты окружены кольцами, состоящими из твердых тел и частиц. Самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер.
Проверим, как вы запомнили сегодня изученное с помощью вопросов.
Вопросы задаются в группы случайным выбором:
1. Самая необычная планета по внешнему виду. Ее окружают огромные кольца. (Сатурн)
2. Названа в честь главного римского бога царя всех богов, быстро вращается, имеет длинные облака поэтому выглядит полосатой. (Юпитер)
3. Какая планета в Солнечной системе самая удаленная от Солнца? (Нептун)
4. Какая планета была открыта сначала с помощью расчетов? (Уран)
5. Чемпион по количеству спутников? (Юпитер)
6. Самая холодная планета?(Уран)
7. "Поющая" планета? (Юпитер)
Сравним те сведения , которые мы записали в «корзине идей».
Что нужно исправить, чем корзина может пополниться?
5.Рефлексия: “Полет в космос”.
На изображение Солнечной системы ученики должны поместить свои космические корабли. Место размещения говорит о том, как близко ученик достиг цели урока и о какой из планет получил больше информации.
6. Домашнее задание на выбор учащихся:
1) читать §12.2, заполнить таблицу: “Самые, самые...»
2) просмотреть на youtube Документальный фильм про космос 27.09.2016. Темная сторона Вселенной. Составить вопросы.
3) Эссе: современная космическая техника и возможность космических полетов.
Ожидаемые результаты:
Все учащиеся:
активно и осознанно воспринимают материал.
показывают знание особенностей планет солнечной Системы.
имеют достаточный словарный запас астрономических терминов.
Большинство:
уяснят особенности планет-гигантов,
пополнят словарный запас астрономических терминов, справляются с заданием «Аллитерация»,
умеют работать в группе.
Некоторые:
выполняют поиск информации, дополняющей тему урока,
анализируют информацию.
способны к эффективному сотрудничеству.
Изображение Солнечной системы и космических кораблей для рефлексии:
Рекомендуем посмотреть:
Марс - наш новый дом?
Космическая философия Циолковского
Солнечная Система. Фоторепортаж
Конспект занятия по Астрономии. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы