Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока астрономии. Тема «Планеты-гиганты»

Конспект занятия по астрономии для старшеклассников по теме «Планеты-гиганты»

Описание: занятие рассчитано на учеников 15 лет и старше, имеет межпредметную связь с географией. Применяются стратегии ("горячий стул", аллитерация, “корзина идей”), способствующие развитию субъектности школьников, активно вовлекающие их в исследовательскую деятельность. Работа в группах, а также взаимопроверка прививает толерантность, ответственность и вежливость в общении.
Домашнее задание дифференцировано и подразумевает поиск информации в сети Интернет, выполнение презентации заинтересованными учениками.
Оборудование: видеозапись "Путешествие по Солнечной системе", средство просмотра видео, тетрадь, бумага формата А4, карандаши, линейка, фломастеры, рисунки космических кораблей для рефлексии.

Цель обучения: научиться определять особенности планет-гигантов, совершенствовать навыки простейшего анализа.
Дифференцированная цель:
Все учащиеся смогут: осознанно работать с видеоматериалом, выделять главное, уметь организовывать свою деятельность.
Большинство смогут: заинтересоваться выполнением аналитических операций, делать выводы.
Некоторые будут: выбирать оптимальные средства реализации учебной цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Предыдущее обучение: Планеты Земной группы
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Обсуждение темы и целей урока.

2. Актуализация изученного по стратегии “Горячий стул”.
Участники (не более 3 человек) отвечают на вопросы по теме: "Планеты Земной группы", задаваемые одноклассниками.
Каждый ученик задает один вопрос.
Примеры вопросов:
Назови самую горячую планету в Солнечной системе. (Венера)
Какую планету называют «сестрой земли»? (Венера)
Сколько спутников у Марса и как они называются? (Фобос и Деймос)

Критерии оценки:
9-10 правильных ответов- отлично
6-8 правильных ответов- хорошо
5 и менее правильных ответов- нужно постараться узнать больше


3. Знакомство с новой темой.
Сегодня мы познакомимся с особенностями планет-гигантов, предлагаю каждому обдумать вопрос: «Почему эти планеты называют гигантами и чем эта группа отличается от земной
Записать идею, затем мы поместим ее в “корзину идей”.
Информацию о планетах-гигантах вам предстоит получить самостоятельно, просмотрев видеоролик



Деление на группы:
Рассчитаемся на 1,2,3,4.
Все под номером 1 объединяются и изучают информацию о Юпитере, 2- о Сатурне, 3-Уране и 4 — Нептуне.
Сейчас Плутон не относят ни к планетам земного типа, ни к планетам - гигантам, по-этому мы его не изучаем сегодня. Астрономы предложили отнести эту планету к астероидам.

Далее каждый пишет название той планеты, которую изучал, в столбик. И подбирает слова, соответствующие характеристикам этой планеты (прием Аллитерация).
Пояснение к применению приема:
Каждый из нас больше всего знает о Земле.
Возьмем название планеты и запишем его вертикально.

На каждую букву нужно подобрать характеристику нашей планеты; то, что отличает ее от любой другой планеты.

Далее ученики объединяются в группы по названию планет и номеру.
Обсуждают индивидуальные записи стратегии Аллитерация и составляют общую работу, которую презентуют классу.



Формативное оценивание: Три хлопка

4.Обобщение:
Планеты – гиганты не имеют твердой поверхности, обладают значительными размерами, малой средней плотностью, состоят преимущественно из газа. Быстро вращаются вокруг собственной оси, но медленно вокруг Солнца. Имеют огромное количество спутников. Планеты – гиганты окружены кольцами, состоящими из твердых тел и частиц. Самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер.


Проверим, как вы запомнили сегодня изученное с помощью вопросов.
Вопросы задаются в группы случайным выбором:
1. Самая необычная планета по внешнему виду. Ее окружают огромные кольца. (Сатурн)
2. Названа в честь главного римского бога царя всех богов, быстро вращается, имеет длинные облака поэтому выглядит полосатой. (Юпитер)
3. Какая планета в Солнечной системе самая удаленная от Солнца? (Нептун)
4. Какая планета была открыта сначала с помощью расчетов? (Уран)
5. Чемпион по количеству спутников? (Юпитер)
6. Самая холодная планета?(Уран)
7. "Поющая" планета? (Юпитер)

Сравним те сведения , которые мы записали в «корзине идей».
Что нужно исправить, чем корзина может пополниться?


5.Рефлексия: “Полет в космос”.
На изображение Солнечной системы ученики должны поместить свои космические корабли. Место размещения говорит о том, как близко ученик достиг цели урока и о какой из планет получил больше информации.

6. Домашнее задание на выбор учащихся:
1) читать §12.2, заполнить таблицу: “Самые, самые...»
2) просмотреть на youtube Документальный фильм про космос 27.09.2016. Темная сторона Вселенной. Составить вопросы.
3) Эссе: современная космическая техника и возможность космических полетов.

Ожидаемые результаты:
Все учащиеся:
активно и осознанно воспринимают материал.
показывают знание особенностей планет солнечной Системы.
имеют достаточный словарный запас астрономических терминов.
Большинство:
уяснят особенности планет-гигантов,
пополнят словарный запас астрономических терминов, справляются с заданием «Аллитерация»,
умеют работать в группе.
Некоторые:
выполняют поиск информации, дополняющей тему урока,
анализируют информацию.
способны к эффективному сотрудничеству.

Изображение Солнечной системы и космических кораблей для рефлексии: 


Рекомендуем посмотреть:

Марс - наш новый дом? Космическая философия Циолковского Солнечная Система. Фоторепортаж Конспект занятия по Астрономии. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы
Участник №42 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2019 года
Внеурочное занятие по физике с презентацией, 9 класс | Лабораторная работа по физике «Определение работы при равномерном движении тела по наклонной плоскости», 7 класс
Опубликовано: 1902 дня назад (7 сентября 2019)
Просмотров: 10106
+6
Голосов: 6
Анастасия Владимировна Нетребская # 8 сентября 2019 в 12:16 +3
Спасибо за форму подачи материала, все практико-ориентированно. Интересная тема. Готовим детей к освоению материала , очень доступно для каждого.
Татьяна Леонидовна Капитонова # 9 сентября 2019 в 18:35 +1
Занимательный урок! Интересны стратегии проведения урока и подачи материала. Дифференцированный подход помогает задействовать всех учащихся независимо от уровня их подготовки. Голос! Удачи!
Вера Валерьевна Павлова # 10 сентября 2019 в 19:59 +1
Мария Анатольевна!
Вами представлена ШИКАРНАЯ разработка Конспект урока астрономии. Тема «Планеты-гиганты»
Вы применили стратегии ("горячий стул", аллитерация, “корзина идей”),которые помогут коллегам организовать работу и в своих мероприятиях. Видеоролики, проблемные вопросы и все стратегии пробуждают школьников к поисковой деятельности, что необходимо и актуально. Интересна рефлексия и разделение школьников по подруппам для работы.
Меня немного удивила Ваша цель обучения: научиться (ОБУЧЕНИЕ) определять особенности планет-гигантов, совершенствовать навыки простейшего анализа.
В целом мероприятие очень грамотно составлено, видна огромная работа и педагога и школьников в результате. Восхищена! Желаю Вам успехов в конкурсе! Уверна, что Ваши работы заслужат высокой оценки коллег и будут полезны в работе. Мой ГОЛОС для Вас.
Мария Анатольевна Гановичева # 12 сентября 2019 в 17:06 0
Добрый вечер, вот и сказалось наше обновление образования.В Казахстане. Теперь мы так формулируем цель. И задачи теперь не пишем. Изменения в системе, конечно, нужны. Но вот они теперь и приводят к недопониманию.
Я благодарю Вас за внимание к моей работе, ведь позитивные отзывы придают сил и уверенности. А это очень необходимо в нашей работе.
Мира Симеунович # 21 сентября 2019 в 19:14 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Спасибо Вам за такой познавательный урок! Мне очень понравился! Замечательная организация урока, интересная тема, актуальная методика. На Вашем уроке химии учащиеся совершенствуют навыки анализа, учатся работать в группе, усваивают лексические термины по астрономии. Учатся тоже самостоятельной исследовательской работе и анализу информации. Применение дифференцированного подхода обеспечивает легче следить за результатами работы учащихся. Очень интересная работа! С удовольствием голосую! Творческих Вам успехов!
Елена Грехнева # 9 октября 2019 в 21:02 +1
Интересная форма подачи информации, увлекательно и познавательно.С большим удовольствием возьму себе на заметку ваше разработку, буду пользоваться. Спасибо!
Ирина # 31 августа 2021 в 15:12 0
Плутон является не астероидом, а карликовой планетой. Использование видеоролика в 13,5 минут на уроке не эффективно. У меня сложилось впечатление, что урок рассчитан на учащихся 7 - 8 классов, но никак не старшеклассников.