Лабораторная работа по физике «Определение работы при равномерном движении тела по наклонной плоскости», 7 класс
Конспект лабораторного практикума «Определение работы при равномерном движении тела по наклонной плоскости»
Описание: практикум можно использовать на уроке или на дополнительных занятиях для учеников 7 класса и более старших учащихся. Для мотивации и развития субъектности школьников применяются: стратегия "Шаг за шагом", практическая работа, рефлексия «Телеграмма».
Работа в группах прививает толерантность, ответственность и вежливость в общении. Самооценка по критериям формирует аналитическое мышление. Назначение: обмен опытом с коллегами. Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся при выполнении работ с физическим оборудованием; Задачи: Образовательная: повторить разделы «динамика», «статика», изученные в 7-9 классе. Развивающая: формировать интеллектуальные компетенции: сравнение, анализ, составление алгоритма, плана действий, обобщение. Воспитательная: способствовать формированию сознательной дисциплины, трудолюбия, коммуникативной компетенции. План урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация изученного.
3. Инструктаж по ТБ и выполнению лабораторного практикума.
4. Выполнение практического задания.
5. Обобщение.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание Оборудование: штатив, трибометр, брусок на нити, динамометр, грузы, линейка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
всегда (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Актуализация знаний.
Раздел «Динамика» изучает движение и причины, которые его вызывают.
Прием "Шаг за шагом ": три ученика, по одному с каждого ряда, шагают к доске, на каждый шаг соотносят формулы, величины и определения, перевод единиц из изученного ранее материала).
1. A=FS
2. N=А/t;
3. F=ma
А. Работа
Б. Сила
В. Мощность
1. Быстрота выполнения работы
2. Характеристика взаимного действия тел; причина движения.
3. Перемещение тела под действием силы. ответы:
1-а-3, 2-в-1, 3-б-2,
Вспомним правила перевода единиц.
0,72 МДж=
5кДж=
800 мкДж=
ответы:
720000 Дж,
5000 Дж,
0,0008 Дж. Формативная оценка: Аплодисменты (тем, кто не допустил ошибок).
3. Сегодня нам предстоит определять работу, которая выполняется при равномерном движении. Техника безопасности: Не перемещать штатив и трибометр. Подвешивать тело на нити аккуратно, не допуская чрезмерного растягивания пружины, перемещать груз не торопясь, избегать его переворачивания.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Ученики делятся на группы по рядам и выполняют одно из заданий лабораторного практикума (первый ряд - первое, второй — второе). Инструкция по выполнению лабораторной практической работы «Определение работы, совершаемой телом при равномерном движении по наклонной плоскости». Задание 1. Цель: Определить зависимость работы от угла наклонной плоскости.
1. Установить трибометр на высоту 10 см.
2. Измерить длину наклонной плоскости.
3. Равномерно перемещайте брусок по наклонной плоскости, измеряя силу тяги.
4. Повторить опыт дважды, увеличивая высоту подьема наклонной плоскости.
5. Рассчитать работу, используя соответствующую формулу.
6. Занести данные каждого опыта в таблицу.
7. Сделай вывод.
Задание 2. Цель: Определить зависимость работы от массы груза.
1. Установить трибометр на высоту 15 см.
2. Измерить длину наклонной плоскости.
3. Измерить (пользуясь шкалой динамометра) массу бруска.
4. Равномерно перемещать брусок по наклонной плоскости, измеряя силу тяги.
5. Рассчитать работу по соответствующей формуле.
6. Повторить опыт, утяжелив брусок грузами по 100 гр.
7. Занести данные в таблицу.
8. Сделай вывод.
5. Учащиеся обсуждают результаты опытов, зачитывают выводы, выбирают лучшие формулировки. Вывод: 1. С увеличением высоты наклонной плоскости, работа по перемещению груза увеличивается. (зависимость прямая).
2. С увеличением массы тела, затраченная работа, совершаемая при его перемещении, увеличивается пропорционально. Самооценка по критериям:
Обратная связь: сигналы рукой. Большой палец вверх- 8-7 баллов,
Большой палец вправо - 6-4 баллов,
Большой палец вниз- меньше 4 баллов.
Каждый подумал, над чем ему надо поработать, если оценкой вы не довольны.
6. Рефлексия с помощью стратегии " Телеграмма"
Урок подходит к концу, обобщим ваши впечатления. Кратко написать на стикере самое важное, что узнали на уроке с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Было ли вам интересно, понятно, полезно?
Где вам пригодятся полученные сегодня умения?
Нужно ли что-то изменить, чтобы урок стал лучше? 7. Домашнее задание: повторить раздел «Статика». Подготовить цепочку формул по теме.
Скачать Конспект лабораторного практикума «Определение работы при равномерном движении тела по наклонной плоскости»
Здравствуйте, работа важна и полезна для преподавателей физики. Вы учите думать, наблюдать и делать выводы; практическая направленность очень приветствуется. Ведь, к сожалению сегодня многие отказываются от лабораторных и заменяют их на компьютерные симуляторы.
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Я с интересом прочитала Ваш конспект лабораторного практикума. Физика – не моя наука, всё-таки мне хотелось посмотреть на работу с использованием физического оборудования. Кроме того, некоторые детали Вашего занятия можно применить на любом уроке. Понравилась наглядность (это всегда хорошо), понравилось то, что на Вашем уроке развиваются интеллектуальные компетенции (сравнение, анализ, обобщение), коммуникативные компетенции (они же универсальные). Урок замечательно организован, есть цели, выводы, самостоятельная работа учащихся, есть практическое задание, рефлексия, очень актуальные критерии для самооценки. Замечательный урок! С большим удовольствием голосую и желаю успехов.
Здравствуйте! Очень приятно, что вам понравилась работа!
Антонина Васильевна Козырь #25 сентября 2019 в 14:01+1
Добрый день, в физике мне всегда нравились практические работы. Или жизненные примеры, по-этому ваша работа тоже нравится. Побольше бы таких уроков, хоть и против компьютерных лабораторных я не возражаю, тоже интересно. Так что делитесь наработками дальше. Это полезно для других.