План - конспект урока физики в 9 классе на тему: «Свободное падение»
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель физики.
Назначение: обмен опытом по организации коллективной деятельности учащихся на уроках физики.
Описание: данный конспект предназначен для учителей физики при закреплении знаний по теме "Свободное падение". Может использоваться в качестве внеурочного экспериментального задания при изучении механики.
Форма проведения урока – деловая игра.
Класс предварительно делится на группы, внутри которых распределяются роли.
Роли: "Галилей", "компьютерный гений", "режиссер","помощник Галилея" .
В процессе урока группы выполняют эксперимент и отчет о нем в виде презентации в формате PowerPoint на ноутбуках.
Цель урока: организация активной деятельности учащихся, основанной на применении знаний об равноускоренном движении.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о свободном падении тел через проведение исследований.
Развивающие: развивать навыки самоконтроля, самостоятельности в приобретении знаний при решении экспериментальных задач.
Воспитательные: воспитывать умения работать в группе, адекватно оценивать свои знания. Содействовать развитию умения применять знания теории на практике, развитию творческих способностей, познавательного интереса к предмету.
Оборудование: портрет Галилея, карточки для с/р, ноутбуки, шаблон презентации PowerPoint, тела для эксперимента (мячи разной формы и размера из спортзала, коробочки, пластиковые бутылки и т.д. в зависимости от фантазии выполняющих), фото и видеокамера, секундомер и калькулятор (на сотовых телефонах).
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Задание практического характера.
5. Подведение итогов урока.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Установление рабочей дисциплины. Отметка отсутствующих. Сообщение целей и плана урока. Уточнение состава и распределение ролей внутри группы.
2.Актуализация опорных знаний
Каждая группа получает листы с заданием по теме «Ускорение». Рядом с цветными кругами нужно написать характеристики физической величины - УСКОРЕНИЯ.
Обсуждение задания в группах.
Отвечает один представитель от группы устно. Группа, первая выполнившая задание
правильно, получает приоритет в выборе тел для эксперимента.
По мере выполнения задания все группы получают тела для эксперимента.
3. Изучение нового материала.
Речь сегодня пойдет о свободном падении тел.
Вы наблюдали движение тела, падающего с некоторой высоты? Приведите примеры такого движения.
Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
Сегодня на уроке вам предстоит определить характер и проверить закон движения тел, на которые действует только сила тяжести. Вы станете
учеными, выполняя эксперимент.
До этого урока мы познакомились с тремя формулами, позволяющими определять ускорение.
Сегодня мы воспользуемся
Где
a - ускорение (м/с),
h - высота, то есть перемещение (м),
t - время (с).
Помните о
технике безопасности при выполнении эксперимента. Для предотвращения несчастных случаев следует сбрасывать предметы аккуратно, чтобы исключить всякую возможность попадания их в других учащихся. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Четко следуйте индивидуальным заданиям.
Участники групп расписываются в журнале инструктажей по ТБ.
И каждый приступает к выполнению своей роли в группе.
"Галилей", взяв тела для выбрасывания, ждет, пока на улице про окном появятся "режиссер" и "помощник Галилея". Когда они подают сигнал готовности, "Галилей" поочередно, с паузами во времени, выбрасывает три предмета из окна. Когда "режиссер" и "помощник Галилея" возвращаются с улицы и отдают свои результаты, "Галилей" выполняет расчеты по этим данным.
"Компьютерный гений" получает шаблон презентации, который оформляет, получая данные от всех остальных участников группы.
"Режиссер" отправляется на улицу под окно, из которого будут падать предметы. Стоя на безопасном расстоянии, выполняет фото и видеосъемку. Передает свою информацию на ноутбук.
"Помощник Галилея" отправляется на улицу под окно, из которого будут падать предметы. Стоя на безопасном расстоянии, засекает и фиксирует в таблицу время падения предметов. Собирает упавшие предметы, приносит в класс. Помогает Галилею в расчетах .
4. Выполнение задания практического характера.
В процессе урока группы выполняют эксперимент и отчет о нем в виде презентации в формате PowerPoint на ноутбуках.
Учащиеся совместно планируют свои действия, предлагают формулировки хода работы, делают выводы по ней, выполняют отчет.
5. Подведение итогов урока
Выводы, которые могут получить учащиеся в ходе выполнения экспериментальных заданий:
При этом ученики привлекают свой личный опыт для объяснения явлений, анализируют проблемные ситуации, используют логические умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.
6. Рефлексия: учащиеся по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
я приобрел
Учащиеся дают оценку успешности достижения целей урока, называют основные трудности в работе и в ходе совместного обсуждения способы для их преодоления. Затем, анализируя свою деятельность, выбирают наиболее трудный этап выполнения экспериментальных задач.
7. Домашнее задание: закончить презентацию для тех, кто не успел сделать это во время урока. Остальным заполнить таблицу: различие взглядов на свободное падение Аристотеля, Галилея, Ньютона.
Дополнительная интересная информация по теме «Свободное падение»:
Парижский физик Ленорман, живший в 18 веке, взял обычные дождевые зонты, скрепил их концами спиц и прыгнул с этим устройством с крыши дома. Затем, ободренный успехом, он изготовил уже специальный зонт с прикрепленным сиденьем и кинулся вниз с башни в Монпелье. Внизу его окружили восторженные зрители.
Как называется ваш зонт? Парашют! - ответил Ленорман ( буквальный перевод этого слова с французского - "против падения").
Самое тяжелое тело становится совершенно невесомым в течение всего того времени, пока оно падает. “Весом” тела мы называем силу, с которой тело тянет точку подвеса или давит на свою опору. Если прикрепить гирю к крючку пружинных весов и следить, куда двинется указатель, а весы с гирей быстро опустить вниз, то вы убедитесь, что во время падения указатель показывает не полный вес гири, а гораздо меньше! Сравним рисунки а) и б).
Если бы весы падали свободно и мы могли бы во время падения следить за их указателем, то заметили бы, что гиря при падении не весит, показатель остановился бы на нуле.
Кошка успевает во время падения повернуться так, чтобы упасть на лапки. Почему? Благодаря мускулам, вращающим хвост в нужную сторону, в то же время отталкивающим его от тела. Этим кошка заставляет тело поворачиваться в направлении к земле (закон равенства действия и противодействия). Совершая обороты хвостом, кошка может повернуть свое тело на желаемый угол, как бы она не падала.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики. Колебательное движение, 9 класс
Конспект урока физики в 9 классе по теме: Высота, громкость, тембр звука
Конспект урока физики в 9 классе. Состав атомного ядра
Конспект урока физики для 9 класса
Похожие статьи:
Конспект урока физики 9 класс
Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: Законы Ньютона
Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса
Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС