Мастер-класс по рисованию кельтского трискеля
"Кельтский трискель" или трехлучевая свастика. Рисование пошагово
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель ИЗО.
Назначение материала: для педагогов изобразительного искусства и МХК, педагогов дополнительного образования, старших школьников и всех, кому интересно изобразительное искусство.
Элементы мастер-класса могут быть использованы на уроках технологии и черчения.
Цель: выполнение рисунка кельтского трискеля.
Задачи:
Познакомить с техникой построения кельтского орнамента, его смысловым значением.
Развивать умения сравнивать, анализировать. Развивать зрительную память, колористические навыки.
Воспитывать интерес к культуре разных стран, активность в познании окружающего мира.
Воспитывать волевые качества: упорство, трудолюбие; повышать уверенность в собственных силах.
Назначение: украшение интерьера, подарок; тема для проектной деятельности на уроках технологии, черчения, МХК.
Трискель (в переводе с греческого «треножник») — это древний символ, который был известен у крито-микенцев, этрусков, кельтов, японцев, обитателей Центральной Азии и народов Гималаев.
Трискелы изображались на доисторических глиняных сосудах. Ими украшали стены мегалитических сооружений бронзового века в Ирландии.
Встречают это изображение на древнегреческих монетах.
Данный символ похож на свастику, но с тремя, а не четырьмя согнутыми лучами, исходящими из одного центра и создающими эффект циклического движения. Один из первых солярных (солнечных) символов.
Трискель часто изображают на ювелирных украшениях.
Формы трискеля встречаются в архитектурном декоре церквей и связаны с символикой триединства.
Трискель иногда изображают как три согнутые в коленях человеческие ноги, таков например, герб острова Мэн с девизом «Stabit quocunque ieceris» (будет стоять прямо, куда бы его ни бросили).
Как символ трискель имеет множество значений:
1. Круг жизни, включающий в себя три этапа жизненного пути: рождение, жизнь и смерть.
2. Три природные составляющие: воздух, небо, земля.
3. Символ движения солнца, показывающий три основных его положения — восход, зенит и закат.
4. Амулет тройной защиты: от пожара, воровства и наводнения.
и так далее...
Нам понадобятся следующие принадлежности для изображения трискеля:
- белая бумага,
- карандаш простой,
- циркуль,
- линейка,
- ластик,
- краски гуашь,
- кисть тонкая №2,
- емкость для воды.
Изображение символа
Изобразим круг, используя циркуль.
Разделим круг на три равные части. Используем радиус окружности. Переворачиваем циркуль наоборот: иглу устанавливаем на пересечение осевой линии с окружностью, а грифель в центр. Очерчиваем дугу, пересекающую окружность.
Проведем прямые из точек пересечения в центр.
Это радиусы окружности. Разделим каждый из них пополам.
Из этих точек проведем дуги полуокружностей, как показано на фото.
Разделим радиусы на четыре равные части (каждую половинку еще пополам).
Нарисуем малые дуги на стороне, противоположной большим дугам, по размеру в одну четверть радиуса.
На этой же стороне рисуем дугу размером в половину радиуса (можно пользоваться циркулем, а можно делать изображение от руки).
Добавляем еще дугу, по размеру в одну четверть радиуса.
Переходим на противоположную сторону. Достраиваем лучи трискеля. Если использовать циркуль, то его ножку ставим в точку (показана зеленым), которая делит три четвертых радиуса пополам.
Добавляем толщину лучам. Для этого проводим самые большие дуги из середин радиусов в точки на окружностях.
В элемент, который я называю «крыло летучей мыши» (обведено синей рамкой) впишем «листочек».
Добавим малые завитки, которые после перейдут в большие.
В центре узора из «крыла летучей мыши» сделаем «трилистник».
Добавляем «листочки» в точки, показанные красным.
Приступаем к раскрашиванию.
В середины завитков наносим краску зеленого цвета (не смешивая, такая, какая есть в баночке).
К внутреннему краю завитка наносим белую краску и растираем. Смешиваясь с зеленой, белая краска меняет цвет и сама станет бледно-зеленого оттенка.
На внешний край завитка наносим черную краску и растираем ее, добиваясь смешивания на границе с зеленой.
Промежуток между завитками закрасим оттенками синего.
С одной стороны будем смешивать голубой цвет с белым, добиваясь его высветления.
С другой стороны добавляем темно-синий и у самого края – черный цвет.
Продолжаем закрашивать внешний круг. По форме нам предстоит закрасить треугольники с дугообразными сторонами. Основание покрасим темно-синим цветом.
Вершину – белым. Между ними - голубой цвет, растирая гуашь кистью для плавных переходов.
Для основных лучей трискеля используем красный цвет.
С одной стороны высветляем красный цвет белой краской, с другой - делаем переход к коричневому.
Таким образом создается имитация объема.
Для того, чтобы усилить этот эффект, расположенные рядом с лучами трискеля треугольники выполним в теплой гамме (оттенки желтого и оранжевого), не забывая разбеливать край.
"Листочки" в середине орнамента сделаем зелеными (можно показать объем и на них, но, так как они мелкие, то это не обязательно).
Средние листочки трилистника красим оранжевым. Промежутки между листочками – насыщенным красным.
Три листочка, которые касаются края орнамента, закрасим желто-зеленым цветом (внутри цвет разбеленный, по краям насыщенный).
Орнамент готов. По желанию можно добавить цветной фон.
Варианты цветового и графического решения этого же орнамента.
Каждый из этих рисунков мне дорог, многие нарисованы старшеклассниками, один – моей дочерью. Я думаю, что по ним опытный психолог может даже определить характер и настроение человека.
А Вам, надеюсь, просмотр МК доставил удовольствие и пользу.
Рекомендуем посмотреть:
Ширма своими руками
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства
Художественное слово - основа изобразительной деятельности
Организация дистанционного образования в ОУ