Стенгазете «Подвиг Ленинграда» своими руками
Организация коллективной деятельности старшеклассников по выпуску стенгазеты «Подвиг Ленинграда».
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель физики и ИЗО.
Описание: данный мастер-класс предназначен для старших школьников, классных руководителей, педагогов-организаторов, учителей истории, НВП, ИЗО. Мастер-класс является продолжением классного часа «Почему не сдавался Ленинград?»
/blogs/marija-anatolevna-ganovicheva/klasnyi-chas-pochemu-ne-sdavalsja-leningrad.html
Назначение: оформление школы ко Дню Победы.
Цель: выполнение стенгазеты « Подвиг Ленинграда».
Задачи:
Познакомить с жизнью блокадного Ленинграда в период Великой Отечественной войны.
Развивать умения анализировать, обобщать; композиционные и коммуникативные навыки; самостоятельность и активность.
Воспитывать патриотическое чувство гордости за мужество и стойкость ленинградцев.
Подготовительный этап:
Распределение ролей:
Художник (выполняет компоновку материала на листе, рисует рисунки),
Дизайнер (подбирает виды шрифта для надписи, вырезает буквы, придумывает оформление для текста и фото),
Историки (находят исторический, поэтический и фотоматериал о блокаде Ленинграда в годы ВОв),
Журналисты (излагают свое видение блокады Ленинграда, составляют вопросы для викторины).
Материалы:
- тексты из энциклопедий, поэтических сборников, распечатанные исторические данные,
- ноутбук с возможностью выхода в интернет, принтер,
- белая бумага (формат А1)
- карандаш простой,
- краски акварельные,
- ножницы,
- клей,
- фотоматериалы,
- свеча.
Приближается 27 января - День воинской славы России . В этот день 1944 года была окончательно снята блокада города Ленинграда.
Подвигу ленинградцев посвящается наша стенгазета.
Разметка стенгазеты:
В левом верхнем углу будет изображение медали "За оборону Ленинграда".
Заголовок размещаем вверху листа, он состоит их двух слов «Подвиг Ленинграда».
Размер заголовка не более 1/5 листа ватмана пр высоте. Чтобы привлечь к заголовку внимание, можно использовать самоклеющуюся бумагу (в нашем случае синего блестящего цвета) или гладкий цветной картон.
Выбор шрифта для оформления заголовка длился долго. Решили взять готический, так как он подходит для показа страдания, горести, самоотверженности.
Поиск варианта написания букв:
Перед тем как вырезать буквы, их нужно изобразить на самоклеющейся бумаге, перевернув зеркально. Предлагаем трафарет, который можно распечатать и вырезать буквы.
Слева крупно размещаем рисунок.
Изображаем главную скульптуру мемориального Пискаревского кладбища.
Авторы монумента В.В. Исаева и Р.К. Таурит. Большинство могил этого комплекса - безымянные, и о покоящихся в них людях (650 тысяч человек) известно лишь то, что когда-то они защищали Ленинград или просто пытались выжить в окруженном городе.
Этапы изображения:
1. Набросок с соблюдением пропорций и перспективы.
2. Детализация: прорисовываем черты лица, складки на одежде.
3. Детализация листьев венка.
Ветви венка - дубовые, показываем это волнистыми краями у листьев и желудями. Дуб - символ несгибаемой силы и славы выбран не случайно. Это дань мужеству и стойкости не побежденных в блокаде ленинградцев.
Скульптура «Мать-Родина» окружена воздухом и мы показали это, изобразив фон в виде голубого неба.
Цветовая гамма женской фигуры: оттенки черного и серого.
В траурный венок включены красный и зеленый цвета, но они лишь подчеркивают общий трагический колорит.
Далее мы собрали весь текстовый материал, который планировали использовать в данной газете. Все заранее подготовленные заметки разложили на газетном поле.
Тексты взяты из классного часа:
/blogs/marija-anatolevna-ganovicheva/klasnyi-chas-pochemu-ne-sdavalsja-leningrad.html
После того, как выяснялось, что материала слишком много, мы сократили тексты с историческими данными и решили включить в стенгазету стихи нашего земляка Джамбула Джабаева в переводе Марка Тарловского о Ленинграде.
Стихи написаны семьдесят лет назад. И мы решили оформить их так, чтобы они выглядели, как страницы старого документа.
Способ состарить бумагу:
Распечатали стихи на тонкой бумаге. Намочили лист.
Разложили его на столе, посыпали растворимым кофе.
Провели по листу мягким мокрым предметом (чайный пакетик, поролоновая губка, широкая кисть), чтобы кофейная россыпь не смотрелась точками.
Можно смять, а потом расправить бумагу.
Оставляем до высыхания.
Для имитации
«опаленных краев» предлагаем бумагу с текстом обжечь в огне свечи.
Техника безопасности при работе с открытым огнем.
1. Выполнять работу учащимся следует только
под наблюдением взрослых.
2. Работу производить на жаростойкой поверхности, имея при себе емкость со снегом или водой ( лучше всего на улице или открытом балконе).
3. Подвернуть рукава на одежде, убрать волосы и свисающие элементы одежды.
4. Бумагу держать на расстоянии 1,5 – 2см над огнем свечи. После загорания бумаги и получения эффекта «обгоревшие края» опустить горящий край листа в снег или сосуд с водой.
5. Не прикасаться руками к огню, не задувать пламя.
6. Проветрить помещение.
Оформленные таким образом стихи будут разделять колонки текста.
Фотоматериалы расположили посередине листа, это страницы из дневника Тани Савичевой, а также ее фотография. Страницы создают волнообразную линию, как продолжение плавной дуги траурного венка и разделяют колонки статей.
Статьи на одну тематику (рассказ о блокаде) мы писали синим цветом, стихи – черным.
Писали от руки, вкладывая тепло души в строки, так как хотели подчеркнуть уважение мужеству и стойкости духа Ленинградцев. Колонки текста расчерчивали перед написанием в линейку, отступая по 5-7 мм.
Статьи отделяли друг от друга полями или рисунками.
Надеемся, что наш мастер-класс будет полезен другим при оформлении класса или школы к празднованию Дня Победы.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий выступления учащихся 3 класса к Дню снятия блокады Ленинграда
Стенгазета ко Дню Победы в Великой Отечественной войне для школы пошагово с фото
Оформление стенгазеты к 9 мая в детском саду своими руками
Газета ко Дню Победы своими руками
Похожие статьи:
Классный час на тему: Великая Отечественная война, 11 класс
Классный час «Блокадный хлеб», 1 класс
Блокада Ленинграда. Беседы для младших школьников
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы в начальной школе
Классный час на тему 9 мая День Победы, 10 класс