Классный час: «Почему не сдавался Ленинград?»
Классный час посвящается 27 января, дню полного снятия блокады города Ленинграда
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель физики и ИЗО.
Описание: данный конспект предназначен для классных руководителей, учителей истории, литературы и НВП. Классный час может быть проведен, как интегрированный урок истории и литературы.
Назначение: выполнение виртуальной версии «Книги памяти» учащимися 8 - 11 классов.
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
познакомить с жизнью блокадного Ленинграда в период Великой Отечественной войны;
развивать умения анализировать, обобщать; самостоятельность; коммуникативные и информационные навыки;
воспитывать умение сострадать, патриотическое чувство гордости за мужество и стойкость ленинградцев.
Подготовительный этап:
Деление материала на блоки по числу групп:
1. Начало блокады.
2. Жизнь в блокаде.
3. Дети блокады.
4. «Дорога жизни».
5. От прорыва блокады до полного освобождения.
Деление класса на группы.
Группы формируются учениками самостоятельно с учетом психологической совместимости. Мной было учтено право ребенка на свободный выбор и ошибки. В каждую группу вошло по 4 человека.
В составе каждой группы распределяются роли: "спикеры" (два человека), "дизайнер", "аналитик".
"1 спикер" готовит устное сообщение по теме группы.
"2 спикер" готовит чтение поэтических строк о блокаде по теме группы.
"аналитик " готовит вопросы викторины по теме группы.
"дизайнер" получает фотоматериал, компонует его на странице презентации «Книга памяти».
Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, ноутбуки (по одному на группу), тексты из энциклопедий, газеты, распечатанные исторические данные, поэтические сборники о войне 1941-45 года.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Проверяется присутствие всех учащихся.
Сегодня вам предстоит работать в группах над выполнением проекта «Книга памяти». И роль у каждого будет своя (пояснить, исходя из подготовительного этапа).
Эпиграф:
Подвиги совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой.
Паисий Святогорец
2.Актуализация знаний.
Прошло 70 лет с тех пор, как закончилась война, развязанная фашистской Германией во главе с Адольфом Гитлером. В эту войну оказались втянуты десятки государств, миллионы людей.
На оккупированной территории фашисты уничтожали города и деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей.
Германская нация считалась избранной, а людям других национальностей предназначалась роль рабов или уничтожение.
Но планам фашистской Германии не суждено было сбыться.
Благодаря советским людям, ценой своей жизни отвоевавших свободу на Земле, народы всего мира были спасены от фашизма.
Сегодня мы поговорим о
27 января - Дне воинской славы России .
Как развивались события Великой Отечественной войны и чем этот день отличается от многих других военных дней ?
3. Презентация исследовательской работы групп
1 группа: Начало блокады
"1 спикер":
Выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок Ленинград был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми дети дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.
8 сентября 1941 года, захватив Шлиссельбург, фашисты полностью блокировали Ленинград с суши.
"2 спикер":
…В город ломились враги, в броню и железо одеты,
Но с армией вместе встали -
Рабочие, школьники, учителя, ополченцы,
И все, как один, сказали они:
Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти.
Не забыта голодная, лютая, темная
Зима сорок первого - сорок второго,
Ни свирепость обстрелов,
Ни ужас бомбежек в сорок третьем.
Вся земля городская пробита.
Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.
Под непрерывным огнем с неба, с земли и с воды.
Подвиг свой ежедневный
Вы свершили достойно и просто…
М. Дудин
2 группа: Жизнь в блокаде
"1 спикер":
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941-1942 года в городе не стало топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотопливаемых домах.
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Это более 60 процентов всех жителей города.
Город не очищался. Людям угрожала эпидемия.
Весной, голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы и улицы. Была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Люди заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.
"2 спикер":
Вот в печурке горит огонёк,
дымом тесная комната полнится.
В кружку налит опять кипяток,
а дощечка никак не разломится.
На двоих бы весь хлеб разделить,
не рассыпать последние крошки.
Кипятком эту радость запить,
вспомнить вкус печёной картошки.
Вновь сирена прорезала двор,
артобстрел опять начинается.
Что же это за ад до сих пор?
И блокада никак не кончается...
Таисия Кузмина
3 группа: Дети блокады
"1 спикер" :
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, уничтожат в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.
Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
"2 спикер":
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе ...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда ...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит про наши времена!
Кристина Маркова
"1 спикер" :
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Одним из таких молодых рабочих был Федя. Вот что он писал отцу на фронт:
«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю заводе. у нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я всё время хочу есть, а мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!
Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков.»
4 группа: «Дорога жизни»
"1 спикер":
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По льду Ладожского озера проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
Скольких людей спасла эта дорога!
"2 спикер":
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
...О да — иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
Ольга Берггольц
5 группа: От прорыва блокады до полного освобождения
"1 спикер":
13 января 1943 года войсками Ленинградского и Волховского фронтов вражеское кольцо блокады было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
"2 спикер":
Мы – ленинградцы!
Катился грохот канонады,
Морозный ветер бил в лицо…
Смертельной вражеской блокады.
Распалось черное кольцо.
Все позади – костлявый голод,
Бомбежек и обстрелов жуть…
И словно улыбнулся город,
И облегченно смог вздохнуть.
Казалось людям, что отныне
Все будет впереди светло.
Над сумраком проспектов, линий
Победы вознеслось крыло.
Зла – до последнего предела –
Не позабыть и не простить,
Но можно в будущее смело
Смотреть, любить, детей растить…
Не зря ложились в снег солдаты,
Машины рушились под лед.
То, что такой ценою взято,
Уже никто не отберет!..
Марина Александрова
"1 спикер":
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 года, проявленные защитниками блокадного Ленинграда 8 мая 1965 года городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.
872 страшных и самоотверженных дня пережил Ленинград.
27 января, день полного снятия блокады города Ленинграда - является
Днём воинской славы России.
Результат работы «аналитиков»:
Вопросы:
1. Какая степень отличия была присвоена городу 8 мая 1965 года?
2. Чем отличается для ленинградцев день 27 января 1944 года?
3. Самым ценным для ленинградцев во время блокады был…
4. Где проходила «дорога жизни»?
5. Какая часть населения города (в процентах) погибла в блокаду?
6. Какую нацию фашисты считали избранной?
7. Кто выступал союзником Германии во время блокады Ленинграда?
8. Какие поэты написали стихи о блокадном Ленинграде?
9. Что представляла собой блокада города?
10. Чей блокадный дневник зачитывался как обвинение на Нюрнбергском процессе?
4. Обобщение:
На интерактивной доске появляются слова, значение которых нужно объяснить:
мужество, стойкость, смелость, отвага, доблесть, героизм, сила духа.
Как мог выстоять Ленинград?
(ответы детей)
В этом мире есть много способов быть сильным. В понятие «храбрость» входит способность отдать свою жизнь или способность отказаться от всего, ради чего-то великого. Иногда это не более чем боль сквозь стиснутые зубы и медленная дорога к лучшей жизни.
Никогда, ни при каких условиях не нужно закрывать глаза пред лицом испытаний. Не поддаваться панике и страху.
Будем достойны памяти героев Великой Отечественной войны.
5. Рефлексия
1. Что мне кажется самым важным в нашем мероприятии?
2. В решении, какого вопроса я был наиболее активен?
3. Что для меня оказалось трудным и почему?
4. О чем я задумался?
Давайте выберем лучшего
спикера, аналитика и дизайнера. Это - инициативная группа и мы продолжаем работу над блокадной темой. Нас ожидает выпуск стенгазеты, в которую возьмем все лучшие тексты и стихи, найденные вами.
Закончим мероприятие минутой молчания.
PS: Все тексты, стихи, вопросы и фотоколлажи вошли в виртуальную "Книгу памяти" Великой Отечественной войны.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование патриотизма и гражданственности у школьников
Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников
Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией
Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации
Похожие статьи:
Классный час для 6-7 класса. Афганистан
Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг
Внеклассное мероприятие «Великие люди России»
Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»
Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны