Исследовательский проект на тему «Отношение родителей к чтению детей»
Автор: Соколова Мария Анатольевна, педагог-библиотекарь, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Череповца
Практическая направленность: материал исследования может быть полезен в работе учителей начальных классов для проведения родительских собраний, классных часов, для бесед учителей и библиотекарей с учащимися о пользе чтения.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
(В.А. Сухомлинский)
В последние десятилетия в обществе отмечается кризис чтения, в первую очередь, среди детей и подростков. Ведется много разговоров о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры, смотрят телевизор, «путешествуют» по сети Интернет. Большинство современных школьников лучше проведут вечер, уставившись в монитор компьютера, чем откроют книгу. «Заменит ли компьютер книгу?», «Дети совсем перестали читать!» - эти вопросы, имеющие под собой вполне объективные основания, волнуют широкую общественность и специалистов, имеющих отношение к проблеме чтения.
Вместе с тем, учителя и библиотекари отмечают, что постепенно утрачиваются традиции семейного чтения. Однако, бесспорно, роль семьи в формировании у детей отношения к книге и чтению чрезвычайно велика. Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семейное чтение, благодаря чтению вслух и совместному прочтению книги, готовит ребенка к взаимоотношениям с книгой, формирует потребность в чтении. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает.
На основании выявленной проблемы - утрачивание традиций семейного чтения, кризис детского чтения – я провела в школе среди родителей учащихся начальной школы исследование путём анкетирования «Отношение родителей к чтению детей».
Объектом исследования данной проблемы являются учащиеся школы и их родители.
Предмет исследования – отношение родителей к чтению детей.
Цель исследования: выяснение отношение родителей к чтению своего ребенка.
Задачи:
1. Изучить читательскую ситуацию в семьях.
2. Узнать, как поддерживаются традиции семейного чтения.
3. Узнать, на каком уровне культура чтения в семье.
4. Узнать, насколько часто дети посещают библиотеку (школьную и городскую) и осведомленность родителей в этом вопросе.
5. Помочь родителям оценить свои способности как руководителя чтения своих детей.
Анализ анкетирования:
Всего участвовало в анкетировании 262 родителя учащихся 1-4 классов.
По мнению родителей, большинству детей (больше половины) нравится читать книги -159 человек, не очень – 66 человек и не любят читать – 37 человек.
Считают, что их ребёнок читает потому, что надо – 102 человек, потому, что интересно - 99 человек, и то и другое отметили – 61 человек.
В среднем в день ребенок проводит за чтением 30 минут (153 человек).
Жанры, предпочитаемые детьми, - о природе и животных – 93 человек, о школе и школьниках– 45 человек, сказки – 56 человек, приключения – 67 человек.
На вопрос «Любите ли Вы сами читать?» подавляющее большинство родителей ответило утвердительно – 234 человек.
На вопрос «Читаете ли Вы своему ребенку?» 2/3 родителей ответили утвердительно – 206 человек. Причем к 4-му классу эта цифра уменьшается, т.к. родители считают, что если ребенок уже умеет читать, то пусть читает сам, в чтении родителей он уже не нуждается.
На вопрос «Насколько часто читаете ребенку?» родители ответили, что каждый день читают – 28 человек, 3-4 раза в неделю – 52 человек, 1-2 раза в неделю и реже – 126 человек.
Подавляющее большинство родителей (251 человек) обсуждают со своим ребенком прочитанное.
Почти у всех имеется домашняя библиотека (249 человек), в которой в среднем не менее 100 книг.
2/3 родителей (159 человек) покупают своему ребенку детские журналы; в основном это развивающие журналы и о животных.
На вопрос «Рекомендуете ли Вы ребенку книги своего детства?» утвердительно ответили – 249 родителей.
242 человек отметили, что дарят книги своему ребенку.
В вопросе «Какие виды деятельности Ваш ребенок предпочитает?» 1 место отведено телевизору – 124 человек, на 2-м месте – компьютер, на 3-м месте – чтение книг.
Подавляющее большинство младших школьников ходит в библиотеки (236 человек), как в школьную – 84 человек, так и в городскую – 47 человек, а также почти половина детей ходит в обе библиотеки – 105 человек.
На вопрос «Как часто ходят в библиотеку?» ответили, что 1-2 раза в неделю ходят 65 человек, раз в месяц – 112 человек; реже, чем раз в месяц – 59 человек.
Выводы по результатам анкетирования:
В основном отмечается положительное отношение родителей к чтению: родители обращают внимание на такую важную сферу развития своего ребенка, как формирование читательских компетенций. Хочется отметить, что в подавляющем большинстве семей поддерживаются традиции семейного чтения. Культура чтения в семьях в основном на довольно высоком уровне. Однако чтение у детей начальной школы стоит на третьем месте после просмотра телевизора и занятий на компьютере.
Заключение:
Чтение — это лучшее учение в любом возрасте. Правильные взаимоотношения человека с книгой закладываются в семье. Уровень читательского развития, качество читательских предпочтений напрямую зависят от того образа и стиля общения с книгой, которые формируются в семье. Поэтому детям очень важно видеть, что книга является постоянным спутником в жизни их отца, матери и всех членов семьи. Следовательно, родителям, учителям и библиотекарям необходимо обратить внимание на возрождение традиций семейного чтения, популяризацию чтения в семье. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться, чтобы каждый ребенок полюбил книгу.
Информационные источники:
1. В.А. Сухомлинский. Как любить детей.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская работа «Ухо как орган восприятия информации»
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Исследовательский проект в начальной школе
Исследовательский проект для 2 класса
Похожие статьи:
Исследовательский проект в 1 классе «Здравствуй, Баба Яга!»