Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по МХК, 5 класс

Конспект беседы для учащихся 5 класса
Беседа на тему:«Мифология древних славян»
Автор: Пучкова Мария Владимировна, учитель ИЗО и МХК МОУ "Гимназия №19" го Саранск Республики Мордовия
Описание: беседа предназначена для детей от 10 лет; материал может быть полезен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, воспитателей.
Цель: формирование национального самосознания учащихся средствами традиционной народной культуры на основе изучения мифологии древних славян.
Ожидаемый результат обучения:
1. формирование познавательного интереса;
2. взаимопроникновение культур разных поколений;
3. развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, расширение круга общения;
4. удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в творческих конкурсах;
5. умение ценить красоту народных традиций.


Макошь -
богиня всей Судьбы ,старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности.
Ход беседы:
События последнего десятилетия обозначили качественные изменения в социально-экономической, культурно-исторической и национально-политической структуре общества. Значительно выросло стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры; возросла потребность в приобщении к этнокультурным ценностям других национальных общностей.
На сегодняшний день трудно переоценить значение этнического фактора. В современном мире более 800 наций, 90% населения планеты живет в многонациональных государствах. В России 120 народностей и свыше 800 этнокультурных групп.
Уровень развития этнического самосознания народов в значительной степени определяет социально-политическую и этнопсихологическую атмосферу общества в целом. Во все происходящее неизбежно вовлечены дети.
Приобщение детей к традиционной культуре своего и других этносов, проживающих на одной территории, является важнейшей гуманистической задачей, основой стабилизации поликультурного общества.
Чем характеризуется национальное самосознание? Это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.
Мировая художественная культура - предмет сравнительно новый в системе российского образования, не имеющий аналогов в мире. И главная его задача – формирование личности школьника, его нравственных качеств, национального самосознания. В основе работы учителя лежит принцип: от восприятия культуры своего народа к культуре сопредельных народов, а затем к пониманию мировой культуры.
Система изучения МХК на каждом этапе имеет свою специфику, сегодня вам будет представлен опыт работы в 5 классах по программе Даниловой Г.И. «Вечные образы искусства. Мифология».
На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты античной мифологии. Благодаря возможности широкого использования национально-регионального компонента, учащиеся знакомятся с мифологией древних славян и мордвы.
Уже на первом уроке возникает вопрос: «Актуальны ли знания языческой мифологии для нас, современных людей?»
Мы каждый день встречаемся с древними мифами славян и представлениями их о мире. Не верите?
Именно этот вопрос пробуждает интерес к теме четверти «Мифология древних славян».
Сегодня мне нужны помощники, народ толковый и шустрый… (создание 2-х команд из числа участников мастер-класса)

Прослушайте отрывок из письма обычной девочки.
«Утором встала, умылась, надела форму с кружевным воротничком. Бабушка дала поносить мне свои золотые сережки. На завтрак опять каша. Чуть не опоздала в школу, потому что черная кошка перешла дорогу, и пришлось идти в обход. Рисковать не могу: сегодня контрольная по математике. В школе все было нормально. Только Семенов опять приставал, дергал за косу. В классе косы только у меня и у Волковой, так он нас и дергает. Дома оказалось, что у нас гости: неожиданно пришла тетя Маша. Принесла тортик. Мама как раз допекла блины, и мы сели пировать. Люблю, когда гости. Тетя Маша рассказала, что у Лады родился ребеночек, мальчик. Мама была просто на седьмом небе от счастья. А я тут же собралась бежать смотреть, но оказывается, первый месяц никаких гостей к младенцу не пускают. Какое глупое суеверие!»
Итак, довольно скучный день, но давайте посмотрим, как в нем, словно в зеркале, отразилась полузабытая славянская мифология.
Прошу вас найти слова, фразы, которые связаны с традициями и верованиями предков, привести примеры. В процессе работы ребят охватывает желание найти все возможные варианты.

Предполагаемый ответ:
«Утром встала, умылась…»

Для чего мы умываемся? Конечно, для того, что бы смыть грязь. Утром надо принять душ, вымыть лицо… Вот с лицом некоторая неувязка. Современные косметологи говорят, что мыть лицо с мылом нежелательно. А без мыла умывание как метод смывания грязи, конечно, чисто символическое действие. Да и какая особенная грязь может накопиться за время ночного сна? Но мы все равно умываемся. Может, для того, чтобы как следует проснуться?
Для наших предков вода была доброй стихией. Водой омывали при рождении и после смерти. Вода смывала не только грязь, но и порчу, наговоры колдунов, злые помыслы врагов. А ночной сон – такое уж безопасное занятие. Во сне душа человека отлетает от тела и путешествует неизвестно где кто знает, с кем встречается душа спящего, какие силы воздействуют на нее? Поэтому славяне (и другие народы) применяли простейшую «технику безопасности»: проснулся – и поди умойся, смой доброй водой темную паутину порчи, которой, возможно, тебя омотали во сне злые силы.

Предполагаемый ответ:
«… надела форму с кружевным воротничком»

Невероятно древний обычай – украшать узорами ворот, рукава, подол одежды. Древние считали, что злые духи только и караулят, как бы проникнуть в тело человека и погубить его. А проникнуть проще всего в «дырку». Особенно «опасным» было отверстие ворота, ведь именно отсюда могла вылететь душа из тела. Поэтому ворот покрывали защитными узорами.
Вышивали не кто, что хочет, а отточенные веками орнаменты: солнечные круги и ромбы, стилизованные изображения Мирового древа, воды, птицы. Женской фигуры – Богини-Матери. То, что выглядит на вышивке как странный цветочек, чаще всего было символом солнца. Это уже спустя века на одежде появились изображения розочек, фиалок… А начиналось все с солнечного диска, символа Даждьбога. Кстати, древнейшим символом солнца был крест! Не потому ли эмблема христианского креста так легко и сравнительно быстро прижилась на Руси? Крест не явился для русичей чужим знаком: это был свой, родной символ доброго и могучего Дажьбога. Изобразишь на вороте узор крестами – и никакая сила не пройдет через этот заслон.

Предполагаемый ответ:
«Бабушка дала поносить мне свои золотые сережки…»

Золото на Руси ценилось не только за то, что оно дорогое. Главное – это теплый, сияющий металл, символ солнечного цвета. Он охранял владельца от злой Мораны – Смерти и ее прислужников. Бусы, гривны и другие украшения одевались не для красоты, а для защиты. И считалось, что золото защищает лучше, чем другие материалы, ведь Дажьбог силен.

Предполагаемый ответ:
« На завтрак опять каша…»

Сегодня многие кашу не любят, а зря.
У наших предков каша была не просто средством утолить голод. Это – почти волшебная еда. Ведь для того, что бы сварить кашу. Требовалось взаимодействие трех великих стихий: земли, Воды и огня. Земля давала зерно. Вода смешивалась с ним. Огонь давал тепло для приготовления. Все эти три стихии почитались славянами как божественные. Поэтому их совместный продукт тоже был не простой едой, а чем-то большим – символом торжества жизни.
Кстати, многие любят кашу с вареньем. И правильно. Оказывается, сладкая каша, сваренная на меду с добавлением ягод – славянская ритуальная еда. Она символизировала процветание, благополучную, сытую жизнь, много детей.
Языческая сладкая каша с медом и ягодами не забылась вместе с забвением древних богов. Она плавно перешла в христианство под видом кутьи, которой угощают на поминках. Кутья, как и языческая каша, утверждает победу жизни над смертью: да человек умер, но остались его дети…
Кстати, у славян существовал обычай: при заключении мирного договора обе стороны вместе варили кашу, а потом ее съедали. Именно отсюда пошла поговорка «С ним каши не сваришь».

Предполагаемый ответ:
«…черная кошка перешла дорогу…»

Трудно сказать, языческое суеверие или оно пришло на Русь вместе с христианством (считается, что черная кошка – помощник дьявола). Считается, что при переезде на новую квартиру пустить кошку и только потом самим заходить. Почему?
Для наших предков строительство дома было одновременно и обычным, и почти волшебным делом. Обычным – потому что избы часто горели, часто строились. Каждый русич владел топором. А волшебным – потому что слишком много магических сил участвовало в процессе, много злых сил пыталось повредить, много ритуалов следовало соблюсти. Сначала нужно было выбрать доброе место. Непригоден был участок, где раньше проходили дороги – по бывшей дороге из дома уйдут покой и достаток. Нельзя строить дом на месте старой бани – Банник будет обижать хозяев (так как он считался существом с трудным характером). Потом нужно было выбрать деревья для строительства дома. Нельзя пилить скрипучие деревья, ведь в них стонут души людей, погибших злой смертью. Нельзя пилить очень старые деревья – их нужно уважать, молодые – грех губить молодость. Потом нужно осмотреть , нет ли в приготовленном бревне выпавшего сучка-глазка. Считалось, что через отверстие на хозяина будет смотреть Смерть…
Пока дом строиться может произойти всякое. Неизвестно, кто нашел приют в недостроенном доме. Может, это души мертвых. Может, злые Мары… Недостроенных дом – очень опасное место. Надо испытать, можно ли человеку в нем жить. У славян был такой способ. На первую ночь запирали кошку. Это животное нечисти не боится, возможно и потому, что отчасти и сама нечистая сила. На вторую ночь закрывали петуха с курицей. Они тоже могли за себя постоять: петушиный крик на рассвете разгоняет любую нечесть. На третью ночь запирали поросенка, на пятую – корову, на шестую – лошадь. И только если все эти животные благополучно пережили испытание, в доме мог поселиться человек.
Как ни странно, этот обычай жив до сих пор. Кошка прогоняет все плохое от человека, предупреждает о неприятностях.

Предполагаемый ответ:
«… Семенов опять приставал, дергал за косу».

Сейчас косы – не самая модная девчоночья прическа. Ничего плохого в этом нет, мода меняется. Но вот странно – несмотря на упорное уменьшение количества кос, мальчишки упорно продолжают за них дергать. Не сильно, не больно, явно символически.
Эти странные поступки уходят корнями вглубь веков. Славяне считали, что в волосах человека жизненная сила. Поэтому с волосами (с косами) нужно обращаться осторожно. Нельзя бросать где попало волосы, оставшиеся на расческе после причесывания. Злой человек может подобрать их и навести порчу. Нельзя плести косу как попало, надо обязательно укладывать пряди одна поверх другой, если девушка не замужем. А замужние женщины плели две косы (мол, я уже не одна, а вдвоем с мужем) и пряди укладывали одна под другую. Коса – это символ чести. Сейчас, когда мальчишки дергают за косу, девочки задирают нос и говорят что-то вроде: «Ну что пристал, понравилась?» Но исторически – это не вариант ухаживания, а настоящее оскорбление.

Предполагаемый ответ:
«… пришла тетя Маша и принесла тортик»

У славян до сих пор бытует обычай: в первый раз в гости в незнакомый дом надо обязательно идти с чем-то хлебным. Во-первых, хлеб – это святое. Ты показываешь хозяевам. Как хорошо к ним относишься – свой хлеб даришь. Во-вторых, хлеб – это магическая защита.
Теперь ходят в гости не только с тортом, но и конфетами, и не только, когда идут впервые в дом, предпочитают брать с собой вино (символ добрый, дитя земли и лозы). А все это идет с тех пор, когда хлеб почитался святыней.

Предполагаемый ответ:
«.. мама как раз допекала блины»

Вот уж настоящая языческая еда! Да не простая, ритуальная. Блины пекли на Масленицу, когда праздновали победу над Мораной – Зимой, победу жизни над смертью. Круглый плоский блин обозначал солнце. Слово «блин» когда-то произносилось «млин». Оно произошло от того же корня, что слово «молоть». Земля дала зерно, вода разбавила его, Огонь испек, а Солнце дало блину форму. И все это сделала женщина-Мать, почитаемая у всех народов.

Предполагаемый ответ:
«Люблю, когда гости…»

Как ни странно, прекрасный обычай гостеприимства – это своеобразные «правила техники безопасности». Вот мы сидим в своем доме, за своим столом, в очаге горит огонь, отгоняя нечесть. Наш дом – это наша территория, никакое зло здесь не обитает. Но уже за порогом начинается чужой мир. Там есть всякое – и хорошее, и плохое. И вот из этого мира пришел гость, кто знает, что он принес с собой? Незнакомого гостя безопаснее принять как следует. А если ему что-то понравилось – подарить, не жалея, ведь если гость обидится - большая беда будет. И знакомых тоже надо хорошо принимать. Может это не сосед, а обернувшийся в него леший? Опасное это, оказывается, занятие – принимать гостей.

Предполагаемый ответ:
«…у Лады родился ребеночек…»

Многих славянских девочек называли в честь доброй богини Лады, чтобы она охраняла своих маленьких тезок. Да и имя красивое. Потом оно было забыто на много веков – не хватило ему места в христианской культуре. И только с приходом советской власти, когда в обиход вошли такие имена как Светлана, Людмила, вспомнили и о Ладе.

Предполагаемый ответ:
«…первый месяц никаких гостей…»

Многие молодые матери не пускают к новорожденному родных и подружек: «Нечего микробы носить и вообще не принято». Действительно, старыми обычаями не принято показывать малышей всем подряд, но микробы тут не причем. Наши предки боялись сглаза, прислужников Мораны. Многие современные ученые говорят, что посещения вредны для младенца. Оказывается, у новорожденного очень хрупкая аура, которую легко «повреждают» некоторые люди (даже не желая этого).

Предполагаемый ответ:
«Мама была просто на седьмом небе от счастья...»

Быть на седьмом небе – хорошо или плохо? Сегодня это выражение означает «очень радоваться». Но раньше верили, что на седьмом небе, в вирии, живут боги, животные … и наши умершие предки. Значит «быть на седьмом небе» это «быть мертвым».
Вообще-то, славяне не считали, что это плохо. Жить на волшебном острове, среди близких людей, умерших до тебя, любоваться чудесным морем-океаном, не знать голода, холода, войн, болезней…чем плохо?! Но мы сегодня не уверены в существовании «того света», будь то славянский вирий или православный рай. Предпочитаем быть живыми…

В заключение мастер-класса акцентируем внимание на приеме «чистой доски». Учитель на слайдах презентации представил необходимые фразы из текста как привычными, вербальными, так и в виде рисунков, схем, фрагментов картин и др. В процессе работы учитель спрашивает, готовы ли участники мастер-класса назвать тот или иной вариант ответа (фразу свидетельствующую о народной культуре славян). Творческая группа называет номер подсказки (тезиса), и при правильном ответе на него она (он) стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу мастер-класса слайд оказался чистым. Для учителя это означает, что все вопросы проработаны.
Подводятся итоги соревнования команд.
Вот как странно: всего в нескольких строках из дневника девочки, нашей современницы, множество упоминаний о древних славянских богах и мифах, обрядах и обычаях. Мы вспомнили о строительстве дома и рождении ребенка, об именах и прическах, об одежде и украшениях, о еде и работе…о наших далеких предках.
Желание ребят найти ответы на вопросы с каждым уроком только растет. А в заключении, удивленно заявляют: « Я вижу…» Вижу современный мир через призму верований моих предков, вижу, что культурные традиции многих народов схожи. Вижу, а значит, и живу по законам народной культуры. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Таким образом, народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом.

Работы учащихся МОУ «Гимназия №19» в технике «Изонить»
«Боги древних славян»

Гамаюн — вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное.

Лада –
богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие на тему: Заповеди Иисуса Христа Конспект урока музыки по программе VIII вида для 5 класса автора Воронковой Внеклассное мероприятие по МХК с презентацией, 10-11 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

Урок нетрадиционного рисования для детей от 6 лет на тему: Ежик | Роспись компакт - дисков витражными красками. Бабочки
Опубликовано: 3674 дня назад (2 ноября 2014)
Просмотров: 3971
Рубрика: МИФОЛОГИЯ
+6
Голосов: 6
Галина Васильевна Егорова # 2 ноября 2014 в 13:29 0
Здравствуйте! Мне казалось, что мастер-класс учит что-то делать из разного материала. К вашему содержанию тема должна быть другой. Суть материала очень интересно, красочно оформлены фотографии. Техника изонить сама по себе привлекательна, а тут еще такие мифические персонажи. Такая работа развивает внимание, память, умение сочетать цвета, терпение. Но есть неточности в оформлении материала. Вы начали сразу с описания, не указав автора, должности, места работы. И цель пишется в имени существительном, например формирование. У вас не прописанызадачи. Вот ожидаемый результат можно прописать задачами. Время есть на редактирование. За само содержание я голосую.
Мария Пучкова # 2 ноября 2014 в 14:47 0
Галина Васильевна, спасибо за комментарий, но, к сожалению, я не успела исправить все недочеты.
Юлия Николаевна Кусова # 2 ноября 2014 в 16:10 +1
Здравствуйте, Мария Владимировна! Материал очень насыщенный. Действительно с некоторыми доработками было бы идеально. Изонитью занимаетесь Вы сами? Как справляются дети 10 лет? Я пробовала давать изонить 7-8 классам, не все дети справляются.
Мария Пучкова # 2 ноября 2014 в 16:39 +1
Спасибо за комментарий, Юлия Николаевна! Изонить - это сфера внеурочной деятельности. В студии, которой я руковожу, занимаются дети от 10 лет (и мальчики, и девочки). Преимущество кружковой работы - небольшая группа заинтересованных ребят (это главное, никаких других критериев отбора), возможность индивидуального подхода к каждому ученику.Залог успеха в технике "Изонить" – терпение, сопряженное с аккуратностью и точностью. Если длительное время вышивать, можно добиться потрясающих результатов и развить память рук, тогда руки автоматично будут производить необходимые для работы действия. Приглашаю Вас и всех интересующихся этой техникой к себе на страницу, надеюсь, Вас порадуют и другие наши композиции.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 2 ноября 2014 в 18:37 +3
Добрый вечер Мария! Познакомилась с вашей беседой на тему:«Мифология древних славян». Очень интересный собран материал. Хорошие работы воспитанников выполнены в технике «Изонить» вы нам предоставили. Работа оформлена правильно. Примите мой голос.
Мария Пучкова # 2 ноября 2014 в 18:55 +1
Спасибо, Галина Евгеньевна!
Александр Семенович Жбанов # 2 ноября 2014 в 20:38 +1
Хотел просто просмотреть, но зачитался, пришлось надеть очки и с удовольствием прочитал до конца. Это значит, Ваш материал заслуживает внимания, за что я с удовольствием отдаю свой голос!
Мария Пучкова # 2 ноября 2014 в 21:19 +1
Спасибо, Александр Семенович, за добрый отзыв!
Ангелина Анатольевна Торопова # 8 ноября 2014 в 21:46 +1
Соглашусь с Александром Семеновичем. Зачиталась и сохранила Ваш материал. Уверена, что эти сведения будут интересны детям. Эти факты позволят глубже понять историю, и культурные традиции, формирует познавательный интерес. На мой взгляд, ученики после такого урока должны захотеть сами найти новые сведения из традиции славян.