Заповеди Иисуса Христа - основа духовности человечества.
Авторы: Богданова Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск
Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание: вашему вниманию предлагается разработка урока (внеклассного мероприятия) , посвященного заповедям Христа. Она может быть использована учителями истории, ОРКСЭ, обществознания, МХК, искусства. Основной целью данной разработки служит формирование основ духовно-нравственной культуры, поиск путей соприкосновения между разными религиями, в конечном итоге, чувства толерантности у учащихся.
Цель: дать понятие о заповедях, как основе жизни человечества.
Задачи:
1.Возрождение национального и духовного самосознания.
2.Ознакомить учащихся с русской православной церковью и мусульманской мечетью.
3.Ориентировать учащихся на доброту, любовь, уважение к людям, сострадание, сочувствие.
4.Развивать творческие способности школьников, способствовать умственному и физическому самосовершенствованию, воспитанию у них волевых качеств.
Ход урока:
Показ мультимедийной презентации с видами православных храмов и мусульманских мечетей.
- Какие архитектурные объекты вы просмотрели?
-Для чего они предназначены?
-Какие чувства они у вас вызывают?
-Храмы каких религий вы увидели?
- В чем их сходство и различие?
На заре эволюции человечества стали складываться понятия добра и зла, которые переросли в заповеди Иисуса Христа, изложенные в Библии. В Евангелии говорится о том, родители Иисуса Христа по приказу наместника Римской империи должны были прийти в Назарет. В этот город пришли более 10-и тысяч человек, все гостиницы были заняты и после долгих поисков ночлега, они остановились в хлеве, где родился мальчик, впоследствии названный Иисусом. Он изложил заповеди, которые стали основой духовной жизни для миллионов людей на Земле.
Давайте их рассмотрим.
1 заповедь: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Как вы понимаете смысл данной заповеди? (Человек должен о Господе Боге в молитвах, прошениях и тогда он будет защищен Богом.) Правильно, молодцы!.
-Как это звучит в Исламе: 1.Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.( Ислам трактует, что Аллах велик и не сравним ни с кем и ни с чем, он недосягаем. Как и в христианской заповеди ислам говорит о том, что нужно помнить об Аллахе, не сопоставлять себя с ним и тогда Аллах вознаградит его своей милостью и защитит .)
2 заповедь: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Как вы понимаете суть этой заповеди? ( Люби и уважай своих родителей, слушайся их, помогай им, не оскорбляй, тогда господь Бог поможет тебе в жизни.)
Как эта заповедь звучит в Коране, священной Книге мусульман: «Почитайте отца и мать.»
Чему призывает Коран? ( Любить и уважать родителей, помогать им, тогда тебе поможет Аллах)
-Ребята, скажите, что вы заметили? ( И Библия и Коран призывает одному и тому же- почитанию своих родителей, уважения, помощи, тогда эти люди будут вознаграждены любовью Бога (Аллаха).
3 заповедь: Не убий.
Как вы понимаете суть данной заповеди? ( бог просит не убивать, потому что жизнь человека ничем и ни с чем не сравнима.
Как трактует Коран данную заповедь: Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.
Что вы можете сказать по поводу этой трактовки? ( Ислам и христианство жизнь человека считают бесценной и требуют уважать жизнь, не убивать друг друга).
4 заповедь: Не лжесвидетельствуй. ( Будь справедлив на суде, не давай лживых показаний на суде, тем самым призывает быть справедливым по отношению к самому себе и человеку, попавшему в беду.)
Коран дает такую трактовку: «Будьте справедливы на суде.»
-Какой вывод мы можем делать? (заповеди и в Христианстве и Исламе в Библии и Коране во многом совпадают. ) Они призывают быть честными, справедливыми, любить своих родных и близких, почитать своих родителей: отца и мать, тогда Бог (Аллах) вознаградит их своим покровительством и удачей.
Образ Иисуса Христа вдохновил многих художников. Они изображали их в своих полотнах.
-Кого из художников, обратившихся к образу Иисуса Христа вы можете назвать?( Александр Иванов, Иван Крамской). Молодцы!
Посмотрите, пожалуйста, на полотно Александра Иванова «Явление Христа народу».
-Каким он изображен, какова композиция, цветовая палитра картины?
-Какие чувства она у вас вызывает?
Рассказ о картине : « Явление Христа народу» Александра Иванова
Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837, художник приступил к созданию «Явления Христа народу».
Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры.
Александр Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
На ее первом, ближнем к зрителю плане изображена толпа иудеев, Пришедших на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем с тем, чтобы креститься. Хотя и крестились иудеи от Иоанна, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого - отпущение грехов .
Иоанн Креститель — один из центральных образов этого произведения. Его значение здесь вырастающее еще и потому, что Христос согласно самому сюжету — изображению момента появления — отодвинут далеко в глубь картины и поэтому воспринимается зрителем в общих контурах его фигуры, спокойной и величественной, кажущейся особенно значительной благодаря строгим линиям горных отрогов, служащих фоном. Фигура же Иоанна выдвинута на передний план картины и здесь главенствует. Его благородный, вдохновенный облик, исполненный суровой красоты, героический характер, который отчетливо выступает в контрасте со стоящим рядом женственным и изящным Иоанном Богословом, воплощают представление Иванова о пророке — вожде народа, глашатае истины.
Иоанна окружает толпа народа, очень пестрая по своему социальному характеру и по-разному реагирующая на слова пророка.
Рядом с ним — замечательная группа, состоящая из двух обнаженных фигур — мальчика и его отца, так называемые «дрожащие». Они только что совершили сакраментальное омовение и теперь взволнованно слушают Иоанна. Их жадное и трепетное внимание в соединении с наготой омытых, «очистившихся» тел как бы символизирует собой готовность к принятию новой истины, нового учения. Далее в толпе — кающийся грешник в темно-красном плаще, несколько женщин и, наконец, римские солдаты, присланные римской администрацией для соблюдения порядка. Кругом расстилается каменистая прибрежная равнина, оживленная деревьями и кустарником лишь к самой воды. В глубине, в долине, — город, на горизонте — громады синих гор и над ними чистое голубое южное небо.
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»
В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства, в котором нет и не может быть жизни. Могучая вертикаль словно окаменевшей от дум фигуры Христа противостоит бесконечной шири пустыни. В его лице, особенно во взгляде, полном напряженной мысли, читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход.
Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало... Подобно тому, как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.
Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическому типу. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. В этом случае "правда лица" зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника.
А на вопросы зрителей: "Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? - я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали", - писал Крамской. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину "Христос в пустыне", пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.
Ребята, духовное начало, нашедшее отражении в Библии нашло отражение не только в живописи, но и в музыке. Послушайте пожалуйста, песню « Аве, Мария !» и попробуйте ответить на вопрос Чему посвящаетcя данная музыка?
-Какие чувства у вас она вызывает?
- Чему научил вас наш урок?
-Какой вывод можете делать?
Спасибо, молодцы. Мы надеемся, что проведенный с вами урок поможет вам обрести духовный покой, уважение к старшим, почитание своих родных и близких.
До свиданья!
Работа учащегося, выполненная по итогам занятия.
Использованная литература:
1.Амиров Р.Б. и др. Основы духовно-нравственной культуры России. издательство Дрофа, 2014 г., 200 с.
2.Астахов Ю.А.100 великих русских художников.Тверь,2007 г.,520с.,1051 илллюстраций, ISSN -978-7793-1448-0,, с.64-69,176-181.
3.Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР, 1962 г.
4. Илья Маневич. Шедевры русской живописи., издательство Белый город , 2005 год,560 страниц.
5. Нина Геташвили..500 шедевров русских художников. издательство Эксмо, 2008 год
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Андрей Рублёв. Биография
Конспект урока-проекта по МХК, 9 класс
Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК
Похожие статьи:
Конспект урока МХК в 6 классе
Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК