Мероприятие по экологии для младших школьников: «Тайны царства Насекомых»
Описание материала: Мероприятие посвящено насекомым. Оно знакомит с насекомыми и интересными фактами о них. Данный материал могут использовать классные руководители, учителя 1-4 классов, воспитатели, родители, мероприятие можно использовать для проведения классного часа.
Цель:
•познакомить детей с жизнью насекомых.
Задачи:
•рассмотреть взаимосвязи в природе, развивать мышление, наблюдательность, повторить экологические правила; воспитывать бережное отношение к природе.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в лес, чтобы узнать тайны из жизни насекомых. И вот перед нами поляна насекомых.
Какие же тайны они скрывают от нас?
Ученик:
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко,
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять. С. Маршак
Учитель: Как вы думаете, почему их назвали насекомыми. Давайте посмотрим на рисунки насекомых. На брюшке видны полоски-насечки.
Учитель: Сколько лапок у насекомых?
Ученики: Шесть.
Учитель: Сколько частей тела у насекомых?
Ученики: Три: голова, грудь, брюшко.
Загадка
Чернокожий карапуз не по росту тянет груз?
Ученики: Муравей.
Учитель: Как называется дом, в котором живут муравьи?
Ученики: Муравейник.
Ученик: Из чего построен муравейник?
Ученики: Из хвоинок и мелких растительных остатков.
Учитель: Видят муравьи плохо. И поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми ощупывают все, что встречается на пути. На зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так низко, как на поверхности. Так, собравшись в тесный ком, они цепенеют до весны. А когда землю пригревает весеннее солнышко, муравейник снова оживает. Муравьи-полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых (гусениц, слизней и других), они охраняют наши леса.
Учитель: отгадайте
следующую загадку:
Домовитая хозяйка, пролетая над лужайкой,
Похлопочет над цветком-он поделится медком.
Ученики: Пчела.
У
читель: Сейчас мы отправимся на пасеку-место, где люди выращивают пчел. Как называется домик, который человек сделал для пчел?
Ученики: Улей.
Учитель: В улье только одна пчела-матка, это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчелы. Пчела-матка живет в самой глубине улья и никогда не выходит из него. Ее кормят другие пчелы. Это пчелы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчелы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветов нектар, который потом перерабатывают в мед. Также рабочие пчелы собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов. Пчела-строитель строит соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькие пчелки-личинки. За яйцами и личинками пчел ухаживают пчелы-няньки. Есть в пчелиной семье пчелы-уборщицы, следящие за чистотой в улье и выбрасывающие из него мусор. Но есть и трутни-это пчелы, которые ничего не делают, только едят мед. Когда в улье становится мало меда, пчелы выгоняют трутней-бездельников.
Учитель: Отгадайте загадку:
С цветочка на травинку, с листочка на былинку,
Отталкиваясь ножками, летает над дорожками.
Ученики: Кузнечик.
Учитель: Вы слышали много раз, как стрекочут кузнечики. Ну, а как они это делают? На спинке у кузнечика аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из крылышек-желтая жилка с зазубринами. Когда захочется кузнечику застрекотать, приподнимает он чуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро-быстро по краю другого крылышка водит. И задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки. На самых передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Оказывается, это уши кузнечика. Ими он слышит. Кузнечик-полезное насекомое, он поедает тлей, мелких гусениц и других вредителей.
Учитель:
Загадка
Что за девчонка; в поясе тонка,
Огромные очи, летит-стрекочет.
Ученики: Стрекоза.
Учитель: Стрекоза-это живой вертолёт, в котором вместо мотора работают чудо-мышцы, вращающиеся крылья с огромной быстротой. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза-настоящая хозяйка воздуха. Быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову, и еще три глазка на темени.
Учитель:
Загадка
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
Ученики: Бабочка.
Учитель: Вы когда-нибудь задумывались, почему бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды?
Учитель: У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются. Так стоит ли бабочек ловить?
Учитель: Чем питаются бабочки?
Ученики: Нектаром.
Учитель: Все лето бабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут.
Викторина «Что это за насекомое?»
1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.
а) Капустница
б) Лимонница
в) Макан
2.Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
а) Муха
б) Клещ
в) Комар
3.Маленькие нелетающие черные и рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в баснях и сказках.
а) Пчелы
б) Муравьи
в) Стрекозы
4.Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.
а) Кузнечик
б) Блоха
в) Долгоносик
5.Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску-желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку-вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.
а) Оса
б) Бабочка
в) Пчела
Ответы: лимонница, комар, муравьи, кузнечик, пчела.
Итог занятия:
- Какую роль выполняют насекомые?
- Какие экологические правила мы должны выполнять?
- Что произойдет, если исчезнут насекомые?
Рекомендуем посмотреть:
Спортивный час в ГПД. Разработка
Спортивное состязания в начальной школе в ГПД
Экологическая викторина-путешествие для 3-4 класса ко Дню воды
Внеклассное мероприятие ко Дню земли в начальной школе, 3-4 класс
Похожие статьи:
Экологический классный час в 3 - 4 классе
Классный час «Лесные великаны», 3 класс
Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства
Игра «Поле чудес» для начальной школы, 3-4 класс. Подводный мир
Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс