Конкурсы

Классный час «Лесные великаны», 3 класс

Методическая разработка классного часа для 3 класса

Цель: познакомить детей с особенностями жизни деревьев, их разнообразием; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве; расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица-шифровка (см. приложение №1), таблица «Деревья» (см. приложения №2, 3).

Учитель. Тема сегодняшнего занятия зашифрована. Подберите «ключик» и расшифруйте ее (см. приложение №1.)

Лесные великаны — так называют деревья за их внушительные размеры. Пожалуй, в лесу только они отличаются как своей величиной, так и продолжительностью жизни.

Давайте поговорим о том, сколько лет могут жить деревья. Решите задачи.

➢ Баобаб живет 4000 лет, а лиственница 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы? (10)

➢ Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое больше, чем сосна, а дуб на 800 лет больше ели. Сколько лет может прожить дуб? (2000)

➢ Ель может прожить 1200 лет, сосна — половину этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет рябина? (80)

➢ Береза прожила 50 лет, что составило пятую часть продолжительности ее жизни. Какова продолжительность жизни березы? (250)

Дерево состоит из трех основных частей. Корни способствуют удерживанию растения в земле, а также всасыванию воды и минеральных солей из почвы. Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Листья — это фабрика питательных веществ для всего растения.

Большинство деревьев имеет особый слой в стволе между основной древесиной и корой. В нем клетки быстро растут, ствол за счет этого увеличивается в ширину. Каждый год этот слой прибавляет к дереву кольцо. Чтобы определить возраст дерева, достаточно сосчитать эти кольца на срезе дерева.

А сейчас попробуйте узнать дерево по прилагательным, с которыми обычно употребляется его описание.

1. Могучий, раскидистый. (Дуб)

2. Высокая, смолистая. (Сосна)

3. Белоствольная, русская. (Береза)

4. Стройный, остроконечный. (Кипарис)

5. Пламенеющая, красная. (Рябина)

6. Дрожащая. (Осина)

7. Плакучая. (Ива)

Учитель. Знаете ли вы, почему деревья на зиму сбрасывают листья? Послушайте сказку.

«Очень любила Маринка зеленый лес, и стало ей грустно, когда пришла осень: исчезли цветы, почти все птицы улетели, листья стали желтеть и падать.

Только на дубе листья еще держались, но и на нем их оставалось все меньше.

Однажды Маринка — добрая душа — не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к старому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер их не оборвал...

Дуб зевнул и сказал тихонько:

— Ты ш-што тут делаешь-шь, несмышленыш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь?

— Я не хотела вас будить, — смутилась Маринка. — Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.

— Эх, малыш-ш! Я свои дела-заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось, новые дубки вырастут. Но это потом, а сейчас — дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать...

— Но как же так?! — заволновалась девочка. — Что вы будете делать без листьев? Кто вас всю зиму будет кормить?

— Я ни есть, ни пить не хочу, — прошептал дуб и протяжно зевнул. — Меня в сон клонит. Зимой так спится — благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. — Дуб вздохнул и умолк...

— Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.

— Не-е, — зевнул дуб. — Зимой нам не до красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат ветки, сломаются от тяжести.

— А я-то думала, что листья ветер обрывает.

— Можно и без ветра, — прошептал дуб. — Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют... Эх-хе-хе...

Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает».

Учитель. Так почему же деревья сбрасывают листву на зиму? (Отклики детей.)

А сейчас давайте начертим по клеточкам всем хорошо знакомое дерево. Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на:

4 клетки влево;

3 клетки вверх наискосок слева направо;

2 клетки влево;

2 клетки вверх наискосок слева направо;

1 клетку влево;

2 клетки вверх наискосок слева направо.

Половина елочки готова. Дочертите вторую половину.

Что вы знаете о елке? (Отклики детей.)

Разные деревья имеют разные листья. У сосен и елей листья узкие, напоминающие иголки с толстой оболочкой. Это предотвращает испарение воды. Вот почему такие листья остаются на деревьях многие годы. Когда же они постепенно опадают, то на их месте также постепенно вырастают новые. Поэтому процесс замены старых листьев на новые происходит незаметно. Такие деревья называют вечнозелеными.

Отгадайте, о каком дереве идет речь:

➢ Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

➢ Как-то раз в Сибирь поздней осенью приехал мало сведущий в лесном деле, но очень самоуверенный столичный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

— Это хвойный лес?

— Хвойный, — последовал ответ.

— А где хвоя?

— Опала.

— По чьей вине?

— Природы.

— Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы...

Кстати, из-за способности сбрасывать ежегодно хвою и получила лиственница свое имя.

С. Ивченко

Учитель. Посмотрите на таблицу и попробуйте узнать название дерева. (См. приложения №2, 3.)

Ответ: 1. Липа. 2. Кипарис. 3. Дуб. 4. Рябина. 5. Клен. 6. Ель. 7. Клен. 8. Сосна. 9. Ель. 10. Дуб. 11. Рябина. 12. Сосна. 13. Липа. 14. Береза.

Учитель. Названия деревьев распределены в два столбика. По какому принципу: по количеству букв; по количеству слогов; по родам?

клен           тополь

кедр           липа

вяз             сосна

ель            ясень

дуб            верба

Учитель. Давайте поиграем. Если вы согласны с фразой, которую я произнесу, то похлопайте в ладоши; если не согласны — потопайте ногами.

➢ Сирень — это дерево. (Нет, кустарник.)

➢ У черемухи черные ягоды. (Да)

➢ Рябина бывает с красными и с черными плодами.

➢ Самое толстое дерево в мире — баобаб. (Да, у некоторых экземпляров ствол достигает 50 м в окружности.)

➢ Сосна — вечнозеленое дерево. (Да)

➢ Из плодов дуба в старину делали хлеб, а сейчас используют как заменитель кофе. (Да)

➢ Орех — фруктовое дерево. (Нет)

➢ Дубрава — это дубовая роща. (Да)

➢ Самшит — железное дерево. (Да. Древесина у него настолько твердая, что его не берет ни нож, ни топор, а в воде оно сразу тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из самого настоящего металла.)

➢ Самое высокое дерево в мире — австралийский эвкалипт. (Да. Его высота — 100—110 м.)

➢ Конфетного дерева не бывает. (Нет. Оно растет в Индии, Китае, Японии. Подсушенные плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.)

➢ Молочное дерево можно «подоить». (Да. Надо подрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка, по вкусу напоминающая молоко.)

Учитель. Перечислите, какую пользу приносят деревья. Как необходимо относиться к деревьям? (Отклик детей.)

Послушайте, как в народном хозяйстве используются некоторые деревья.

➢ Из древесины лиственницы раньше строили корабли. В древесине этого дерева много смолы, поэтому она не боится воды.

➢ Из клена делают дорогую красивую мебель.

➢ Древесина липы не впитывает запахов — это используется при изготовлении кадок для засолки овощей и разнообразной посуды. Из вымоченной коры плетут мочалки и коврики.

➢ Ивовые ветви (лоза) легко сгибаются. Из них плетут корзины, легкую мебель (дачные столики, кресла-качалки).

➢ У дуба очень прочная древесина. Из нее делают мебель. А самые лучшие бочки для хранения продуктов — дубовые.

➢ Древесина пихты идет на изготовление музыкальных инструментов.

➢ Из древесины березы делают лыжи.

Учитель. Подведем итоги. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рекомендуем посмотреть:

Конспекты классных часов для 3 класса

Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства

Конспект классного часа для 3 класса: Права ребёнка

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Игра «Поле чудес» для начальной школы, 3-4 класс. Подводный мир

Гульнара Амержановна Шайхисламова # 16 февраля 2016 в 21:29 0
Богатый материал для проведения занятий про природу, так как являюсь педагогом эколого - биологического центра воспользуюсь вашей разработкой при проведение своих занятий. Спасибо!
Ирина Ивановна Жданова # 5 апреля 2016 в 13:45 0
Материал подобран очень интересный, увлекательный, познавательный, много заданий. С удовольствием прочитала разработку. Бережное отношение к природе , любовь к природе-это так важно воспитать в детях. Спасибо большое!
Ирина Александровна Мерчанская # 17 апреля 2016 в 21:05 0
Отличный урок! У нас школа с экологическим уклоном ,поэтому беру в копилочку!
Любовь Сергеевна Корнилова # 21 июня 2016 в 16:48 0
Классный час очень интересный, познавательный,развивает внимание, мышление, зрительную память, воображение, речь, расширяет словарный запас.Спасибо за данную разработку.