Конкурсы

Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства

Конспект познавательной беседы по экологии для младших школьников 2-3 класса. Тема: Вода, ее признаки и свойства

Цель: познакомить с признаками и свойствами воды.

Ход занятия

I. Беседа.

Рассказ учителя дополняется ответами учащихся (по подготовленной заранее информации).

Учитель. Вода - самое распространённое вещество в природе. Она есть всюду. Из космоса наша Земля кажется голубой, потому что вода занимает две трети поверхности планеты.

Воду надо беречь, ведь она - настоящая драгоценность: без неё не было бы жизни на Земле. Чтобы наша планета всегда оставалась голубой, надо заботиться о водоёмах. Верные помощники - это леса. Они обязательно должны расти по берегам рек и озер, потому что деревья сохраняют и накапливают подпочвенную влагу, которая потом питает водоёмы.

Не зря говорят: «Беречь воду - значит беречь Природу!»

Три состояния воды:

1. Жидкое состояние.

В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко, поэтому вода течёт, куда хочет. Она занимает любой сосуд или углубление, вследствие чего после дождя на асфальте и на земле остаются лужи.

Да вы и сами сможете убедиться в этом, если проделаете простой опыт. Возьмите три сосуда различной формы. Наливайте воду в каждый по очереди. Каждый раз вода будет принимать разную форму.

2. Твёрдое состояние.

В твердое состояние вода переходит, когда замерзает и превращается в лёд или снег. Именно эту замёрзшую воду дети ждут зимой. Но как только снег или лёд тает, порядок молекул нарушается, вода становится жидкостью.

3. Газообразное состояние.

В газообразное состояние вода превращается при нагревании. В таком состоянии молекулы пара расположены далеко друг от друга, поэтому они быстро разлетаются. Пар кажется лёгким. Но он умеет быть и сильным! Его сила раньше заставляла двигаться паровозы и пароходы. А потом на смену силе пара пришла сила электричества.

Со всеми этими состояниями воды мы встречаемся круглый год, когда выпадают осадки: туман, роса, иней, дождь, град и снег!

Вопросы для закрепления:

- Какой можно проделать опыт, чтобы убедиться в текучести воды?

- Когда вода превращается в газообразное состояние?

- Что такое снег и лёд?

- Какая из космоса наша Земля?

Туман, роса, иней.

Когда солнце нагревает поверхность рек, озёр и морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми.

Если облака опускаются очень низко над землёй, они становятся туманом.

Чаще всего туманы бывают там, где много влаги - над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку - утренний туман рассевается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается вверх.

А что происходит с вечерним туманом?

Капельки воды, из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы видели её не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.

А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда - инеем.

Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими?

Дождь, град, снег.

Другие капельки поднимаются в верхнюю (холодную) часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становится трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землёй тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождём.

Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики - град.

А зимой с капельками-путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землёй, замёрзшие капельки примерзают друг к другу, и появляется красавица-снежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом!

Такое путешествие воды называются круговоротом.

Вопросы для закрепления:

- Где чаще всего бывают туманы?

- Что происходит с вечерним туманом?

- Как появляется снежинка?

- Как появляется град?

II. Дополнительные сообщения учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!