Педагогический проект для детей 1 младшей группы "Я познаю мир"
Автор: Дерягина Марина Анатольевна.
Должность, место работы: воспитатель, МАДОУ д/с № 1 "Карусель", г. Невьянск, Свердловская область.
Предлагаю Вашему вниманию педагогический проект для детей 2-3 лет, направленный на формирование сенсорных эталонов.
Предназначен для педагогов, родителей.
Введение
Современные требования ФГОС ДО, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности и организации взаимодействия с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников: первый – от 2, 5 до 5 лет – подражательно-исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий.
Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. [22]
Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. [22]
В настоящее время я работаю над педагогическим проектом «Я познаю мир», который направлен на то, чтобы в доступной и понятной форме, познакомить детей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию.
Изучив труды психологов (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарева, С.Л. Новоселовой) выявила, что система сенсорного воспитания основана на следующих положениях: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Исследования, проведенные российскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточностью точностью и гибкостью восприятия.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обхода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно не редко становится поверхностным, неполноценным.
Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
В настоящее время я работаю с детьми раннего возраста. Проведенный мной в начале года мониторинг уровней развития сенсорных
способностей детей в группе показал, что у них, в основном, низкий уровень сенсорного развития.
В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что они не умеют и не проявляют желания играть в настольные и дидактические игры, соблюдать их правила. А недостаточность знаний родителей о влиянии таких игр на умственное развитие их детей, способах подачи их детям (что было выявлено в анкетировании), еще больше убедило в необходимости решения данной проблемы.
В связи с этим наблюдается противоречие между реальными возможностями проектной деятельности в формировании познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста с помощью дидактических игр и готовностью детей и родителей принять их.
На основании выявленного противоречия мною была сформулирована проблема:
- организация проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, способствующей сенсорному развитию детей и активизации участия родителей в развитии интеллектуально-творческих способностей детей.
Объект проекта: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет проекта: использование дидактических игр в условиях проектной деятельности, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Цель проекта: формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста в условиях проектной деятельности через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.
Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Определить наиболее эффективные методы, приемы, средства, необходимые для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Создать условия в группе , обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.
4. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Предполагаемый результат реализации проекта:
1. Повышение уровня сенсорного развития детей.
2. Вовлечение родителей к созданию условий для развития познавательного интереса и сенсорного развития детей.
3. Повышение собственной профессиональной компетентности в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста и внедрение в практику работы педагогической технологии – метода проектов.
Продолжительность проекта: с сентября 2015 по январь 2016 года.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
I. Подготовительный этап
1. Изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «… должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие».
Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.
Как показала практика, сенсорное развитие, не только является основой общего умственного развития ребенка, но и имеет, в значительной степени, прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств
предметов необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание мира. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Ребенок в жизни сталкивается с разнообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Его окружает природа с разнообразием запахов, звуков и цветов. Конечно, каждый ребенок, воспринимает все это. Но, без разумного педагогического руководства, оно может оказаться поверхностным. А ведь именно в пору роста детского самосознания, когда оно ещё хрупко, не твёрдо, ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию. Поэтому в этот период развития ребёнка и следует привлечь на помощь сенсорное воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка.
Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и
символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.
Возникновение и развитие речи ребёнка происходит, в совместной со взрослыми предметной деятельности. На ее основе зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.
В свою очередь, в сюжетно-ролевой игре создаются условия для развития самостоятельности и целеустремленности ребенка. Результаты (победы и поражения) в сюжетно-ролевой игре и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.
Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.
Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) существенно ускоряется, если вместо слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Например, малышам понятно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей, предметов овальной формы - огурчиком или яичком и т. д.
Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно - это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.
К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.); всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.[24]
2. Мониторинг сенсорного развития воспитанников
В сентябре 2015 года и в январе 2016 мною был проведен мониторинг сенсорного развития детей группы на основе диагностики, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной. Данные диагностики представлены в приложении.(См. Приложение 1).
На начало учебного года умеют различать 4-6 контрастных форм 25% детей, называют некоторые геометрические фигуры 55%. По результатам промежуточной диагностики уровень по тем же показателям составил соответственно 70% и 75%. (см. рис. 1 и рис. 2).
В начале учебного года достаточно хорошо знают четыре основных цвета и могут по просьбе взрослого подобрать такой же по цвету предмет 55% детей, но назвать цвета могут только 35% детей. (см. Рис. 3 и Рис. 4)
В середине года уже 95% детей могут с небольшой помощью взрослого подобрать предмет в соответствии со цветом и 80% называют цвет.
Если в начале учебного года собрать правильно пирамидку, ориентируясь на величину колец, могли половина детей группы, то в январе уже 85% детей могут сделать это самостоятельно, без помощи взрослого.(Рис. 6)
К середине учебного года сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький) научились 90% детей группы. (Рис. 5)
По результатам мониторинга сенсорного развития детей в начале учебного года и промежуточной диагностики прослеживается положительная динамика сенсорного развития детей по основным показателям (Рис. 7).
Поэтому, можно сделать вывод, что в моя работа с детьми по сенсорному развитию системна, целесообразна, имеет продуктивный характер.
3. Анкетирование родителей
Для того чтобы выявить, насколько родители воспитанников знакомы с таким направлением как сенсорного развитие детей, мною был проведен небольшой письменный опрос - анкета среди родителей. В анкетировании приняли участие 20 человек (См. Рис. 8). Вопросы анкеты (См. в приложении № 2)
На вопрос, имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка, да – ответили 50% родителей, нет – 50%.
Все родители – 100% – считают сенсорное воспитание ребенка важным.
На вопрос, созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания
На вопрос, созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка: 50% ответили, что да, 50% , что – не знают.
На вопрос: имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании мы получили ответы: наглядная информация интересна и полезна для меня- 40%; информация интересная, но не имеет практической значимости - 30%; я не обращаю внимание на информацию - 30%.
Отвечая на вопрос: как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия 60% опрошенных родителей ответили –средний, а 40% – высокий.
У 80% детей дома есть дидактические игры, но большинство родителей редко играю дома с детьми, ссылаясь на свою занятость.
Отвечая на вопрос: какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка 20% ответили, что помощь не нужна, 50% – нуждается в систематической помощи, а 30% родителей ответили – не знаю, но готовы узнать подробно о способах сенсорного развитии ребенка.
Таким образом, анализ анкет показал, что родители мало осведомлены о данном направлении развития детей, но признают значимость сенсорного развития для ребенка раннего возраста, большая часть родителей готовы сотрудничать с воспитателем и специалистами ДОО.
4. Перспективное планирование непосредственной организованной деятельности с детьми на 2015-2016 учебный год – «Игры с дидактическим материалом» (сенсорика)
II. Практический этап
1. Предметно - пространственная среда группы
Для развития познавательных интересов детей раннего возраста предметно - пространственная среда в группе создана с учетом требований ФГОС.
В центре сенсорики есть следующие игры:
2. Работа с детьми на развитие сенсорных способностей
Для развития сенсорных способностей в своей работе с детьми я использую следующие направления. (Рис. 9).
Непосредственная организованная деятельность по сенсорному развитию с использованием дидактических игр проводится 2 раза в месяц, согласно разработанному мною перспективному планированию.
Совместно с музыкальным руководителем в группе прошло развлечение «Здравствуй красавица матрешка!» (конспект в Приложении №3)
В совместной деятельности мы с детьми играем в различные игры. Мною составлена картотека дидактических игр по сенсорному развитию. (Приложение № 4)
Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
Мозаика: настольная и напольная.
Настольно-печатные дидактические игры, пазлы.
Так же рассматриваем иллюстрации в детских книгах, предметные и сюжетные картинки.
Дети самостоятельно играют в игры по своему желанию.
3. Работа с родителями направленная на повышение их компетентности в вопросах сенсорного развития детей
На основании проведенного с родителями анкетирования можно сделать вывод: все родители считают сенсорное развитие детей важным, но не достаточно владеют информацией по данному вопросу, поэтому мною были проведены индивидуальные беседы с родителями некоторых воспитанников, консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (Приложение №5), размещена наглядная информация в родительском уголке.
А так же подготовлен и проведен игровой практикум для родителей на тему «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», информация о данном мероприятии размещена на сайте детского сада. (конспект игрового практикума в приложение № 6)
Родители для пополнения уголка сенсорики изготовили самодельные сенсорные книжки и дидактические игры (мозаики, шнуровки, «Подбери ниточку к шарику», «Одень Машу»).
III. Заключительный этап
Итог реализации проекта:
1. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию.
2. Игровой практикум с родителями «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
3. Пополнение сенсорного уголка - изготовление сенсорных книжек и игр.
4. Презентация проекта на педагогическом совете в ДОО.
В ходе реализации проекта я познакомилась с педагогической технологией «Метод проектов» и особенностями проектной деятельности с дошкольниками.
В группе были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей.
Совместно с родителями пополнен уголок сенсорики, родители стали более активно интересоваться успехами своих детей.
Мной подобраны дидактические игры, которые использую в совместной деятельности с детьми и составлено перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности на учебный год – игры с дидактическим материалом.
По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития детей.
Следовательно, можно сделать вывод, что системное использование в моей работе с детьми дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного развития воспитанников.
Список литературы
1. «Детство» : примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
2. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 256 с.
3. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2008. -№ 2. C. 16-20.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2011 , № 13. – 424с.
5. Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: - Волгоград, 2010.
6. Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 2-4.
7. Карпухина Н.А. №1 Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 160с.
8. Карпухина Н.А. №2 Программная разработка образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура» в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ООО «Учитель», 2013 – 160с.
9. Комплексно – тематическое планирование деятельности с детьми раннего возраста по программе «Детство» / авт. Сост. З.И. Самойлова. – Волгоград: Учитель:ИП Гринин Л.Е., 2014.
10. Лихачева Е.Н. Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста: метод. пособие. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
11. Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 128с.
12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. (Художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир» 2014. – 144с.
13. Печора К.А., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 172 с.
14. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей: / Э.Г.Пилюгина. - М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2011. – 258с.
15. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду: - М., 2011. – 456с.
16. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – 3-е изд., испр. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 512с.: ил.
17. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с., илл.
18. Усова Т.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника: / Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., 2010. – 95с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: / Ажур. – Екатеринбург, 2014 – 23с.
20. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / Т. А. Фоменко / Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — 53с.
21. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в первой младшей группе. Мой папа
Краткосрочный проект в первой младшей группе: Наблюдение за насекомыми
Проект с детьми раннего возраста с учетом ФГОС на тему: Сказки
Проект для детей младшей группы ДОУ. Нетрадиционные техники рисования