Использование сказок в развитии и обучении детей на уроках русского языка в начальной школе.
Автор работы: Уварова Марина Андреевна, учитель начальных классов МБОУ Новоникольская СОШ Мичуринского района Тамбовской области
Описание. Я предлагаю вашему вниманию дидактический материал, который можно применить на уроках русского языка в 1- 3 классах. Материал подобран по отдельным темам. Используя сказочный языковой материал, можно самостоятельно подбирать необходимое по любой теме русского языка. Такая встреча детей со знакомыми с детства сказками, только прибавит вашему уроку яркости и разнообразия.
Вопрос о многофункциональности сказки в научной литературе освещен достаточно широко. Но трудно переоценить исключительно важное значение этой формы словесного творчества на начальной и средней ступенях обучения детей.
Сказка – наиболее доступное средство нравственного и эстетического воспитания, которое активно воздействует на разум и чувства школьника, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Цель: обеспечение высокой познавательной активности;
Задачи:
- овладевать навыками грамотного письма
- развивать речь учащихся
- развивать творческие способности учащихся
1)Русский язык в 1 классе.Тема «Сочинение по картине»
Одними из первых обучающих упражнений в 1 классе являются устные ответы на вопросы, объединённые общей темой. Эта работа творческая, поскольку требует от учащихся излагать собственные мысли на заданную тему. Составляя вопросы , учитель формулирует их так, чтобы не было односложных ответов, чтобы дети использовали новые для них слова и выражения.
Так, например, при работе над сочинением можно использовать картину У.М. Рачёва по сказке «Лиса и журавль», предварительно прочитав сказку дома или в школе. В соответствии с содержанием картины учитель может поставить перед классом следующие вопросы и задания:
-К кому пришла лиса на званый обед ?
-Что сделал журавль ? С какими словами обратился он к лисе? Почему так?
-Почему лиса не смогла полакомиться окрошкой ?
-Как удалось художнику передать характер лисы ?
-Охарактеризуйте характер лисы.
-Придумайте другое название сказки.
-Подберите пословицу к этой сказке. (Как аукнется, так и откликнется)
Вопросы необходимо формулировать так, чтобы учащиеся не пересказывали сказку, а пытались устанавливать причинно-следственные связи в поступках героев сказки.
2) Русский язык в 1 классе.Тема «Большая буква в именах людей, кличках животных»
-Назовите героев сказок.
- Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно:
– Здравствуйте, меня зовут….. (Пьеро)
Он схватил палку и отколотил Пьеро.
– Как зовут твою невесту?
– А ты не будешь больше драться?
– Ну нет, я ещё только начал.
– В таком случае её зовут …….(Мальвина),
или девочка с голубыми волосами.
"Я буду умненький- благо разумненький, папа Карло… Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу".(Буратино).
"По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой"...(Емеля)
В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали…(Дюймовочка)
3) Русский язык в 1 классе.Тема «Правописание ча-ща, жи-ши»
- Выпишите слова, в которых есть сочетание букв ча-ща, жи-ши.
А потом позвонили зайчатки:
-Нельзя ли прислать перчатки?
-Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину дюжину
Новых и сладких калош!
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
4)Русский язык во 2 классе.Тема «Правописание парных согласных в корне слова»
А потом позвонили мартышки:
-Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему — Не пойму!
-Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
5)Русский язык в 3 классе.Тема «Сложные слова»
-Найдите и выпишите сложные слова . Выделите в них корни.
Мухолов - тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.
Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.
Услыхал его клёст-крестонос и говорит: - Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота бекас-долгонос.
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой, —
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
6) Русский язык в 3 классе.Тема «Суффиксы»
-Выделите суффикс в словах.
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
7) Русский язык в 3 классе.«Крылатые выражения»
Из каких сказок появились, например, такие выражения:
• встань передо мной, как лист перед травой;
• рожки да ножки;
• кому корешки, а кому вершки;
• битый небитого везёт;
• по щучьему велению, по моему хотению?
Закончите следующие крылатые слова, взятые из сказок:
• поди туда – не знаю куда, …;
• скоро сказка сказывается,…;
• это всё присказка, ….
8) Русский язык во 2 классе.Тема «Многозначные слова»
-Определите значение слова «красный» (красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый) в следующих примерах:
Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Стали жены кликать матушек, нянюшек и красных девушек – чтобы пособили им ткать ковры.
Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
9) Русский язык во 2 классе.Тема «Синонимы»
-К подчеркнутым словам в предложениях подберите слова, близкие по смыслу
-Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!
Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.
А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком.
10) Русский язык в 4 классе. Тема «Слова -Антонимы»
-Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день — ночь, добро — зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы не (добрый — недобрый, счастье — несчастье).
1.Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку.
2.Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела'.
3.Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
4.— Эх, Иван-царевич,— говорит старичок,— зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее снимать было!
5.— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
-В названиях следующих сказок использованы слова, противоположные по смыслу, попробуйте отгадать правильные названия:
«Домашние утки» (Дикие лебеди), «Прекрасный лебедь» ((Гадкий утёнок), «Крестьянка на жемчужине» (Принцесса на горошине), «Трусливый распарыватель» (Храбрый портняжка),»Быль о живой крестьянке и одном слабом человеке» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях),»Девочка с ручку» (Мальчик с пальчик), «Тигр без туфель» (Кот в сапогах),»Железный замочек» (Золотой ключик), «У смеха уши малы» (У страха глаза велики).
11)Русский язык в 3 классе.
Тема «Неодушевленные и одушевлённые имена существительные»
-В сказках часто неодушевленные предметы наделяются признаками живого существа. Найдите в сказке “Пузырь, соломинка и лапоть” неодушевленные имена существительные, которые выступали бы как одушевленные.
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают, как через реку перейти?
Лапоть говорит пузырю:
-Пузырь, давай на тебе переплывем?
-Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.
Соломинка перетянулась. Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
Информационные источники:
1)Канакина В.П. Радость познания в слове. Нестандартные повторительно-обобщающие уроки русского языка в начальных классах. М., Новая школа, 1996, 127 с.
2)Загребельная С.В.,Кащаева Г.С.,Мамонова Л. А. Развитие творческих способностей младших школьников. Работа над сочинением в начальной школе,Тамбов,ТОИКРО, 2005,
3)Шишкина Л. Ю. Комплекс упражнений по совершенствованию навыка чтения младших школьников. Учебно-методическое пособие. Мичуринск,МГПИ, 2001, 42 с.
Использованы отрывки из русских народных сказок "Снегурочка", "Лиса и журавль", "По щучьему веленью", "Рукавичка", "Царевна лягушка", "Конёк- горбунок".
Авторские сказки: "Сказка о царе Салтане"", "Сказка о мертвой царевне" А.С. Пушкина, "Приключения Буратино" А.Толстого, "Телефон" К.И.Чуковского, "Чей нос лучше?" В. Бианки, Г. Х. Андерсен "Дюймовочка".
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект открытого урока по русскому языку в начальной школе. Употребление синонимов и антонимов в р
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса