Из опыта работы инструктора по физкультуре: Спортивный кружок «Звёздочки» - Мы играем в мини-волейбол!
Автор: Солодова Марина Дмитриевна, инструктор по физкультуре в МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива, Сахалинской области.
Описание: в статье предложен опыт работы инструктора по физкультуре спортивного кружка «Звёздочки» по мини-волейболу. Влияние этого вида спорта на физическое здоровье детей дошкольного возраста, а также структура тренировочного занятия.
Оборудование: волейбольная сетка, мячи для игры в мини-волейбол (5-10 шт).
Волейбол – это командная спортивная игра с мячом, развивающая ловкость, прыгучесть, координацию движений, выносливость и физическую силу. Игра широко доступная и притягательная для всех людей и возрастов.
Чтобы достичь высокого мастерства в этом виде спорта, нужны годы регулярных тренировок. Вырастить сильного спортсмена не так-то просто, и, закладывать фундамент в воспитании мастеров будущих звёзд волейбола необходимо начинать с дошкольного возраста.
Учитывая желание родителей приобщать детей к спорту с дошкольного возраста, в МБДОУ «Детский сад «1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива инструктор по физкультуре создал благоприятные условия для успешного воспитания и обучения воспитанников, укрепления их здоровья, физического развития и приобщения к одному из видов спорта - классического волейбола, его «мини-собрата» – «Мини-волейбол по-японски». Который должен не только подружить ребят с замечательным видом спорта, но и подготовить к будущим уверенным выступлениям на взрослом уровне.
Игра в мини-волейбол – оптимальная основа для физического, умственного, социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста. Формирует умение взаимодействовать друг с другом, повышает коммуникабельность. Воспитывает дисциплинированность.
Задачи кружка «Звёздочки»:
- формировать у детей положительную мотивацию к занятиям физкультурой и спортом;
- развивать физические качества: быстроту, ловкость, прыгучесть, выносливость;
- формирование здорового образа жизни.
Тренировки проводятся 2 раза в неделю, в спортивном зале, во второй половине дня. Возраст дошколят: подготовительная группа – 6 -7 лет. Состав группы 15 человек. Продолжительность занятий 30 минут. Форма работы: по подгруппам, индивидуально, всей группой.
Для выявления результатов работы спортивного кружка «Звёздочки», воспитанники регулярно участвуют в спортивных соревнованиях по «Японскому мини-волейболу» муниципального и регионального уровней, занимая в них призовые места.
Хочется отметить, что многие ребята после выпуска нашего дошкольного образовательного учреждения, начинают посещать муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования «Детскую Юношескую Спортивную Школу» города Анива – отделение Волейбол.
Родиной мини-волейбола является японский город Тайки. Он расположен в юго-восточной части Хоккайдо, самой северной префектуры Японии, на морском побережье.
Правила очень просты и доступны. Соревнуются на площадке 6Х9, разделённой сеткой высотой 155 см. Играют мячом (вес 50 грамм, диаметр 35 см), ударяя его руками и другими частями тела выше пояса.
Цель игры – регулярно посылать мяч через сетку и приземлять его на сторону противника и предотвратить приземление мяча на своей площадке.
Правила игры очень доступны для детей дошкольного возраста.
Все знают, что заниматься с детьми дошкольного возраста можно только в игре. Что бы тренировочный процесс стал более интересным, развивающим, повысился интерес к занятиям, инструктор вводит увлекательные упражнения в разминке, в основной части тренировки и заключительной, например: «Замок», «Кошечка», «Колобок», «Самолёт», «Звезда», «Птица», «Лошадки», «Обезьянки», «Крокодильчики», «Потягивание», «Покачай малышку», «Горячая картошка» и другие. Но даже такие занятия будят в ребёнке чувство ответственности.
Структура тренировочного процесса по мини-волейболу включает в себя:
Подготовительная часть
Начальная организация ребят, ознакомление с предстоящей работой и создание необходимой психологической установки и мотивации. Постепенная функциональная подготовленность детей к повышенным физическим нагрузкам («разогреть, растянуть свои мышцы и подготовить для дальнейшей нагрузки»); создание эмоционального благоприятного фона.
Содержание
1.Разминка
Всей командой садимся в кружок
и растягиваемся:
- круговые вращения рук;
- разминка пальцев рук
«Замок» - На двери висит замок, (быстрые соединения пальцев в «замок»), кто его открыть бы смог? Потянули, (руки потянуть в разные стороны.), покрутили, (движения кистями рук к себе, от себя), постучали (пальцы сцеплены основаниями ладоней, постучать друг о друга). И открыли! (пальцы расцепит ладони в стороны);
- выпады;
- наклоны вперёд, влево, вправо;
- приседания.
Прокачиваем пресс
- «Колобок» - ложимся на пол, а затем садимся, обнимая ноги руками, прижимая колени к плечам и посмотреть на свои пятки;
- «Самолёт» - сидя, ноги вместе, руки на полу, поднять ноги вверх, руки развести в стороны – «полетели самолёты» - удерживать 15-20 сек.
Укрепляем спину
- «Звезда» - лечь на живот, поднять руки и ноги в стороны;
- «Птица» - лёжа на животе, поднять руки вверх – в стороны, прогнуться.
2. Беговые упражнения
- лёгкий бег 1-2 мин;
- бег поднимая бедро
«Лошадки»;
- бег с сильным сгибанием ног назад;
- передвижения скрестным шагом вперёд;
- поскоки;
- прыжки на одной и двух ногах;
- прыжки через препятствия;
- прыжки на мягкую опору (мат);
- ходьба «Обезьянки» - высокие четвереньки;
- боковой галоп;
- «Крокодильчики» - один ребёнок выполняет упор на руки, другой берёт его за ноги и выполняют передвижение, затем меняются местами.
Восстановить дыхание
Основная часть
Формирование необходимых знаний и навыков в области двигательной деятельности, совершенствование двигательных навыков и умений, развитие двигательных способностей игры в японский мини-волейбол; отработка элементов спортивной игры; воспитание у детей моральных интеллектуальных и волевых качеств.
Разминка с мячами
«Передача мяча над собой». И. п. - принять стойку волейболиста – кисти рук перед лицом, ноги на ширине плеч, слегка согнуты, спина прямая; отбивать мяч перед собой.
«Сумей принять». И. п. - согнуть ноги, расположить руки так, чтобы мяч не проскочил между ладонями; летящий мяч встречаем твёрдо, передавая руками напряжение всей мускулатурой тела.
«В парах» – игроки располагаются напротив друг друга и посылают мяч на своего соперника, который стремиться принять мяч и отправить его в обратном направлении; аналогичным способом передача в пятёрках, по десять человек (построение в кружок).
«Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на задних линиях площадки. У каждой команды по пять мячей. По сигналу инструктора, игроки, имеющие по мячу, поочерёдно выполняют подачу, стремясь попасть в пределы площадки (в это время ожидающие очереди собирают мячи). Если игрок испортил подачу или заступил, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой больше попаданий в площадку.
«Не пропусти мяч». И. п. - принять стойку волейболиста – кисти рук перед лицом, ноги на ширине плеч, слегка согнуты, спина прямая: Игроки располагаются с противоположных сторон сетки. Передача мяча друг другу через сетку, приём сверху.
Отработка «Подачи». Ноги на ширине плеч, одной рукой делаем замах, а другой подбрасываем мяч для удара, подбросить мяч вверх, а затем ударом ладони сверху произвести удар, бить твёрдой ладонью: предплечье и кисть руки монолитны и прямы, как городошная битва.
В конце тренировки игра по правилам – четыре на четыре.
Подвижная игра «Горячая картошка». Цель игры: как можно дольше продержать вверху мяч- «горячую картошку». Дети располагаются по кругу, принимают стойку волейболистов; передают «Горячую картошку» друг другу отбивая «её».
Заключительная часть
Приведение организма в оптимальное состояние: снижения возбуждения, сердечно сосудистой, дыхательной и нервной системы, излишнего напряжения отдельных групп мышц; рефлексия полученных навыков.
Упражнения на расслабления, растягивание
- «Потягивание» - лёжа на спине, потянуть левую ногу пяточкой вперёд, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища, то же самое другой ногой и рукой.
- «Покачать малышку» -сидя поднять к груди стопу ноги обнять её руками; укачивать «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.
- «Кошечка» - стойка на коленях и руках, мягко округлить спину, наклоняя голову вниз, затем медленно двигаться в обратном направлении, поднимая голову.
- «Велосипед» - лёжа на спине, крутить педали велосипеда.
Уборка спортивного инвентаря.
Мини-волейбол – прекрасное средство физического развития и укрепления здоровья дошкольника. Юные волейболисты быстро прибавляют в силе и выносливость. Ребята учатся владеть своим телом в пространстве, свободно управлять движениями. Развивается периферическое зрение, ориентирование в окружающей обстановке, Прыжки и упражнение на потягивание способствуют ускорению роста. У юных спортсменов воспитывается такое бесценное качество как постоянная готовность к взаимовыручке. Приобретённые в мини-волейболе технические навыки, игровое мышление обязательно пробудят у ребят интерес к совершенствованию мастерства, для многих откроется дорога во «взрослый» волейбол, в прекрасный мир спорта.
Литература
1.Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. 5-7 лет. М., 2003.
2.Фурманов Г. А Играй в мини-волейбол. М., 1989.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду «Эти разные мячи»
План работы кружка в детском саду. Старшая группа
Программа кружка для детей 3-5 лет
Отчёт по дополнительному кружку
Похожие статьи:
Комплексы утренней гимнастики в средней группе
Инструктору по физической культуре в детском саду
Физическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду