Занятие в старшей группе. Тема: «Интересная семёрка»
Автор: Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей.
Цель: формирование представления о цифре и числе 7.
Задачи:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- развивать умение сравнивать числа в пределах 7.
- развивать внимание, память, мышление;
- учить считать в пределах 7 и соотносить цифру 7 с числом 7;
- формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел.
Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма занятия: занятие – игра.
Формы и методы обучения:
Игровой метод реализуется через дидактическую игру, где ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Частично – поисковый метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других.
Оборудование занятия:
Демонстрационный материал:
- полоски разноцветные для состава числа 7;
- Поговорка “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”;
- дни недели красного и чёрного цвета.
Раздаточный материал:
- карточки для заданий «Сравниваем числа», «Засели домик»;
- наборы палочек Кюизенера;
- карточки с названием дней недели;
- дуги для радуги.
Ход занятия
1.Организационный этап
Педагог:
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Математика нас ждет.
2 Введение в тему. Постановка целей.
Актуализация опорных знаний. Устный счёт.
- Сейчас на доске я буду выставлять цифры, а вы хором их называйте (выставляю на доске числа от 0-7)
- Что можете сказать о числах? (однозначные)
Игра «Убираем цифры»
Педагог задаёт задачу про цифры, которые выставлены на доске, а каждый вызванный ребенок убирает с доски ту цифру, о которой идёт речь.
Убрать цифру:
• которая стоит сразу после цифры 0 (1);
• которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3);
• которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);
• которая показывает, сколько глаз у человека (2);
• решить пример 5+1 и вычеркнуть ответ (6);
• которая показывает самую хорошую отметку в школе (5);
• которая является ответом задачи: у мальчика была 1 конфета, он её съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)
После этого на доске должна остаться цифра 7.
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Педагог: Какая цифра осталась на доске?
Дети: 7
Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.
Дети: Цифра и число 7.
Педагог: Какую задачу поставим перед собой? (Узнать подробнее все о числе 7, научиться писать цифру 7, выполнить различные задания, узнаем состав числа 7 и т.д.)
Мотивация деятельности детей
Педагог: Вам хотелось бы получить новые знания? Вы хотите познакомиться с новыми числами? Тогда вперед за новыми знаниями!!!!
3 Основной этап
1. Открытие нового. Исторические сведения.
Педагог: Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах,а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот)
2. Постановка проблемы.
Педагог: Отгадайте загадку:
Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звезд.
Дети: Радуга.
Педагог: А сколько цветов в радуге?
Дети: 7.
Педагог: В радуге действительно 7 цветов
Педагог: Но в нашей радуге все цвета пропали. Нравится ли вам бесцветная радуга?
Педагог: Давайте тогда все побыстрее исправим, если мы правильно и дружно выполним все задания, то радуга снова станет разноцветной и яркой.
И ещё, после выполнения каждого задания, каждый из вас будет оценивать свою работу, ставя «+», если справился с работой, и «-», если нет на дугах радуги, которые лежат у вас на столах. В конце занятия посмотрим, кто успешнее поработал.
3. Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.
Педагог: Чтобы восстановить первый цвет необходимо познакомится с цифрой 7.
- Где находится 7 в числовом ряду?
Дети: После 6 и перед 8.
Педагог: Как обозначить число 7?
Дети: С помощью цифры 7.
Педагог: На что похожа цифра 7?
Дети: ……
Педагог:
Цифра 7, цифра 7,
Цифра легкая совсем.
Как представлю я косу –
Цифру 7 легко пишу.
Давайте посмотрим, как правильно писать цифру 7.
Педагог: Начинаем писать левее и чуть ниже верхней границы клетки, ведем плавную линию в правый угол клетки, далее ведем наклонную линию до центра нижней границы клетки, остановка. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку.
(«Письмо» в воздухе за педагогом.
Затем письмо цифры 7 на листе по образцу и самостоятельно.)
Педагог: А теперь обведите зелёным цветом цифры, которые у вас получились отлично, а красным цветом цифры, над которыми требуется ещё поработать.
Педагог: Смотрите, первый цвет появился на радуге.
Оцените свою работу на красной дуге радуги.
4. Логическое задание. Работа в парах.
Педагог: Чтобы получить второй цвет радуги, поработайте с предложением. Каждому слову соответствует определённая цифра. Восстановите числовой ряд от 1 до 7. И прочитайте предложение. Что в нём зашифровано?
Дети: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Первая буква обозначает определённый цвет в радуге.
Педагог: Молодцы, восстановили 2 цвета. Оцените свою работу на оранжевой дуге радуги.
5. Физкультминутка "Самолёт"
Педагог: Давайте развеселим радугу, полетаем на самолёте, между облаков. Может быть тогда восстановится 3 цвет в радуге.
Проводится видеофизминутка.
Педагог: Восстановили третий цвет.
Оцените свою работу на жёлтой дуге радуги.
6. Состав числа 7.
Отработка состава числа 7 с помощью палочек Кьюзенера. Работа индивидуально.
Педагог: Чтобы восстановить четвёртый цвет, нужно поработать с составом числа 7.
Педагог: Выстройте числовой ряд с помощью наших палочек от 1 до 6.
Педагог: А какой палочкой мы будем обозначать число 7?
Дети: С помощью чёрной палочки.
Педагог: Выложите черную палочку после палочки, обозначающей цифру 6.
Давайте подумаем, как можно получить число 7? (Дети предлагают свои варианты: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 7 и 0 и выкладывают, соответствующие по цвету, палочки. Педагог корректирует и направляет деятельность обучающихся)
Один ребёнок работает у доски, используя цветные полоски.
Педагог: Молодцы, восстановили 4 цвет.
Оцените свою работу на зелёной дуге радуги.
4 Этап первичного закрепление изученного материала.
Педагог: Для получения 5 цвета мы должны сделать следующее задание.
1. Соотнесение числа, количества предметов и сравнение.
Педагог: Ребята, посчитайте количество точек, посмотрите на цифру, которая стоит справа и сравните, т. е. поставьте знак: больше, меньше или равно. Самостоятельная работа на листочках. Выполнение заданий разного уровня и объёма.
А теперь обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения. Взаимопроверка.
Педагог: Восстановили пятый цвет у радуги.Оцените свою работу на голубой дуге радуги.
2. Игра «Неделька, стройся!». Закрепление порядкового счёта в пределах 7.
Педагог: Ребята, чтобы получить следующий цвет, давайте поиграем в игру «Неделька, стройся».
Дети получают вагончики с названиями дней недели.
По команде: «Неделька, стройся!» обучающиеся строятся по порядку.
Педагог:
А проверим правильность с помощью стихотворения М. Погарского:
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам,
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА.
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Педагог: Молодцы, а теперь я называю день, а вы говорите, какой он по порядку при счёте идёт.
Понедельник….
Дети: Первый.
Педагог: Вторник …
Дети: Второй. И т. д.
Педагог: А теперь садятся на места те дети, у кого 3 день недели (садятся дети с карточкой среда); садятся на места те дети, у кого 1 день недели (садятся дети с карточкой понедельник) и так далее.
Педагог: Восстановили 6 цвет.
Оцените свою работу на синей дуге радуги.
3.“Заселим домик”. Повторение состава числа 7.
Педагог: Для получения 7 цвета мы должны сделать следующее задание.
Педагог: Заселите домик №7. Вспомните, как можно получить число 7.
Самостоятельная работа на карточках.
Фронтальная проверка (ответы дети ставят в домике, расположенном на доске). Слайд 22 Оцените свою работу на фиолетовой дуге радуги.
5 Этап подведения итогов
Педагог: Вот и раскрасили мы нашу радугу в семь цветов.
Посчитайте, сколько у вас получилось «+» и «-».
Если 6-7 плюсов – вы молодцы, отлично справились с работой.
Если 4-5 плюсов тоже хорошо, но стоит ещё потренироваться.
Давайте перечислим все цвета по порядку.
Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Педагог: Кто запомнил волшебную фразу?
Дети: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Педагог:
- С какой цифрой и числом мы познакомились?
- Где можно применить полученные знания?
- Какое задание труднее всего было выполнить?
6 Рефлексия деятельности
Педагог:
- Ребята, а сейчас давайте оценим всё занятие с помощью магнитов и нашей радуги. Детям предлагается поставить магнит определённого цвета на дугу радуги, который соответствует итогу всего занятия:
Зелёный магнит - всё было понятно, интересно;
Красный магнит- занятие было интересно, но испытывал некоторые трудности.
Педагог: - Сегодня это было первое занятие по теме «Число и цифра 7», на следующих занятиях мы с вами поработаем над составом числа 7, научимся решать примеры на сложение и вычитание в пределах 7.
Педагог:
Вот и всё, занятие к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП для детей с ОВЗ
Конспект НОД в старшей группе по РЭМП
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Число 8
Конспект по ФЭМП в старшей группе детского сада