Занятие по финансовой грамотности с дошкольниками. Конспект с презентацией
Конспект занятия по «Финансовая грамотность» для дошкольников. Тема: Кошелёк и его жители
Цель: Закрепление сущности понятий «монета», «купюра»; наличные деньги. Задачи:
- воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать понимание важности труда в жизни человека;
- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между объектами (монетой, купюрой);
- развивать внимание, память, мышление;
- закрепить сущность понятий «монета», «купюра»;«наличные деньги»; «доход и расход»; знаний обучающихся о внешнем виде современных денег.
- закрепить математические представления о числах 10 и 5, их количественном составе. Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности. Форма занятия:комбинированная (сказка,эксперимент) Связь данного занятия с задачами: у обучающихся идёт закрепление понятий «Монеты», «Купюры». Для дальнейшего применения данных представлений в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений. Методы обучения: Игровой, проблемный,эксперимент. Оборудование:телевизор, ноутбук, инвентарь для проведения опытов: ёмкости с водой по количеству детей, бумажные салфетки. Демонстрационный материал:
- презентация;
- бутафорский кошелёк. Раздаточный материал:
- листы бумаги с таблицей и карандаши по количеству детей, монеты и банкноты по количеству детей;
- таблицы с кармашками для игры «Определи признак»;
- монеты для рефлексии. План занятия:
Организационный этап – 1 мин.
Введение в тему. Постановка цели занятия – 4 мин.
Основной этап – 20 мин.:
- Словесная игра «Определи признак»;
- Игра с мячом «Бюджет семьи»;
- «Расходы семьи»;
- Практическая работа «Набери нужную стоимость шоколада и мороженого разными монетами»;
- Физминутка «Подпрыгни – присядь»;
- Экспериментальная деятельность.
Этап подведения итогов занятия -3 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Ход занятия
I Организационный момент Педагог:
Минутка приветствия:
Собрались сегодня снова
Все к занятию готовы.
Будем весело играть
И друг другу помогать.
II Введение в тему. Постановка цели занятия. Педагог: Ребята, у меня есть вот такая коробочка. Послушайте звуки и попытайтесь отгадать, что внутри.
Педагог трясет коробочку с монетами Ответы детей: Монеты, деньги. Педагог: Сейчас отгадайте загадку:
Этот домик всегда полон
Звонких маленьких монет.
А через стену в этом доме,
От них живет другой сосед. Ответы детей: Кошелек.
Педагог берёт в руки кошелёк Педагог: А какой другой сосед живёт через стенку в кошельке? Дети: Бумажные деньги, купюры. Педагог: Верно. Какова тема сегодняшнего занятия? Если соединить всё, что мы с вами отгадали? Ответы детей: …… Педагог: Правильно. Тема занятия: Кошелёк и его жители (купюры и монеты). Педагог: А какова тогда будет цель нашего занятия? Что мы будем изучать на занятии? Ответы детей: ….. Педагог: Молодцы! Цель нашего занятия: закрепить знания о монетах, купюрах, таких понятиях, как, наличныеденьги.
III Основная часть Педагог:
Мы уже знаем, чем монеты отличаются от купюр.
Давайте поиграем в игру «Определи признак»
Я вам называю признак монеты или купюры, а вы ищите из предложенных вариантов и кладёте в кармашек иллюстрацию.
Монета по форме …. (круглая – в кармашек напротив монеты кладут круг), а банкнота …(прямоугольная – в кармашек напротив купюры кладут изображение прямоугольника).
Купюра сделана из какого материала (из бумаги – кладут изображение бумаги), а монета … (из металла – кладут изображение металла).
Монета издаёт какие звуки, если несколько штук подбросить в кулачке? (монета – звенит- напротив монеты колокольчик), а банкнота … (шуршит)
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:
Педагог: А теперь поменяйтесь своими табличками и проверьте, всё ли верно сделал ваш сосед.
Поставьте «+», если все выполнено правильно и «-», если есть ошибки. Педагог: Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька).
Сказка о кошельке и практическая деятельность детей Педагог: Итак… Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…
- Для чего открывали кошелек? Ответы детей: Достать деньги. Педагог: Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не оченьтолстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, чтоего кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто. Педагог: Отчегокошелекстановилсятолстым? Ответы детей: В него вкладывали деньги. Педагог: Чтобы узнать, кто и какие деньги вносит в семейный бюджет, предлагаю вам поиграть в игру «Бюджет семьи».
Групповая работа Педагог:
Я бросаю мячик и называю члена семьи (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка), а вы должны сказать, пополняет он бюджет семьи и чем, или не пополняет бюджет.
- Папа кладёт деньги в семейный бюджет? (да, она получает заработную плату)
- Дедушка кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает пенсию)
- Старший брат студент кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает стипендию)
- А маленький брат и сестра? (нет, они не получают деньги)
- Мама кладёт деньги в семейный бюджет? (да, она получает заработную плату)
- Бабушка кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает пенсию) Педагог: Давайте сделаем вывод, за что получают деньги? Может быть, просто так всем их дают? Ответы детей: …… Педагог: Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают.
- Так из чего состоит бюджет семьи, которую мы сейчас рассмотрели? (из зарплаты Папы и Мамы, пенсии Дедушки и Бабушки, стипендии старшего Брата студента). Педагог: Что же такое семейный бюджет? Ответы детей: Все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи. Педагог: Верно, а ещё все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи, называют доходом. Повторите слово - доход.
Слушайте сказку дальше Педагог: В кошельке крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали только для товаров первой необходимости. Кошелек с деньгами показать Педагог: На что можно будет тратить семейный бюджет? (Обыграть, раздать все деньги из кошелька, остается пустым)
Мама потратит на…
Папа потратит на …
Бабушка потратит на…
Дедушка потратит на…
Студент потратит на …
Студентка потратит на …
Ребенок потратит на …
Ребята, посмотрите, что у нас получилось? Ответы детей: Деньги закончились. Педагог: А почему деньги закончились? Ответы детей: ….. (Деньги из семейного бюджета тратятся на товары первой необходимости).
Послушайте дальше сказку Педагог: Те деньги, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.
Давайте попробуем на эти деньги что-нибудь купить. Педагог: У всех есть кошельки, и в них есть деньги.
Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Ответы детей: мороженое, шоколадка. Педагог: Ребята, сколько стоит мороженое? (5 рублей) А сколько стоит шоколадка? (10 рублей)
Что дороже, что дешевле? Ответы детей: … Шоколадка дороже, мороженое дешевле.
Работа в паре. Разноуровневое задание Педагог: Ребята, я вам даю 1 минуту, а вы постарайтесь выложитьразными способамистоимость по отдельности шоколада и монеты разными способами.
Например,
Проверка выполненного задания. Педагог: Ребята, сколько будет стоить все вместе? Ответы детей: 15 рублей. Педагог: Ребята, когда вы купили мороженое и шоколад, какими стали ваши кошельки по объёму? Дети: Они стали меньше, тоньше ….
Сказка продолжается Педагог: Также и у нашего кошелька из сказки бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто. Почему было пусто? Ответы детей: Деньги заканчивались. Педагог: Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым? Ответы детей: Плохо. Должны экономить. Педагог: Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? Ответы детей: Нет, расходы должны планировать, отказаться от чего-то. (Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы). Педагог:
Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, что я должен сделать..» Педагог: Встаньте из-за парт и образуйте круг.
Мы сейчас отдохнём и решим, что же делать, чтобы кошелёк не оставался пустым.
Физминутка. Игра «Подпрыгни – присядь»
Я показываю вам иллюстрацию, если там изображено, что на этом можно сэкономить, то вы приседаете, а, если экономить на этом нельзя, то вы подпрыгиваете. Иллюстрации:
- Оплата газа,
- Мороженое,
- Мыло,
- Много игрушек,
- Оплата света,
- Игры в телефоне,
- Фрукты,
- Оплата воды,
- Каждодневные поездки на такси,
- Частые походы по кафе и ресторанам,
- Лекарства.
Таким образом, больше зарабатывать, меньше тратить, планировать, экономить.
А мы слушаем продолжение сказки
- Очень часто жители кошелька: монеты и купюры ссорились. Они выясняли, кто из них важнее. И из-за этих споров кошелёк очень расстраивался. Давайте с вами поможем кошельку примерить его жителей. Педагог: А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Ответы детей: …… Педагог: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим? Ответы детей: …. Педагог: У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Экспериментальная деятельность Педагог: Какова цель нашей работы в лаборатории? Ответы детей: Мы пришли, чтобы узнать, что удобней - монеты или купюры. Сначала вспомним правила безопасности при проведении экспериментов.
Правила безопасности:
1. Не баловаться и не шуметь.
2. Не брать ничего в рот.
3. Не разбрызгивать жидкость.
4. Аккуратно обращаться с инвентарём для проведения опытов.
Педагог: Как вы думаете, а почему на столах у нас лежит бумага? Ответы детей: Она заменит нам бумажные деньги.
И как настоящие исследователи мы результаты экспериментов будем записывать в таблицу.
1 эксперимент. Педагог: Возьмите в руки монету, надавите на нее, попробуйте согнуть. А теперь – купюру. Какой вывод можно сделать?
Вывод:Бумага (купюра) мнётся, рвется; монета нет. Педагог: Что практичнее и надежнее? Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется. Педагог: В таблице напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2 эксперимент
Давайте определим, что тяжелее монета или банкнота.
Дети предполагают. Педагог: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на одну ладошку монету, а на другую купюру. Что тяжелее? Педагог: Теперь слегка подуйте? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?
Вывод: Купюра легче, её может унести ветер. Монета тяжелее. Педагог: Кто в этом эксперименте выигрывает? Что легче носить в кошельке? Отметим в нашей таблице плюс напротив купюр.
3 эксперимент
Возьмите свои кошельки. Положите банкноту и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Вывод: Удобнее хранить купюры, они не выпадают. Педагог: Отметим в нашей таблице плюс напротив купюр.
4 эксперимент Педагог: Намочим купюру. Что происходит? Дети: Она намокает. Педагог: А если она намокнет, что произойдёт? Дети: Она развалится и порвется. Педагог: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметим в нашей таблице плюс напротив монеты.
Вывод: Бумага намокает, рвется. Монета не меняется. Педагог: Посмотрите в таблицу. Где больше плюсов? Ответы детей: Одинаковое количество плюсов. Педагог: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети размышляют. Педагог: Вы правы, нужны нам и монеты и банкноты.
Таблица сравнения монет и купюр
Окончание сказки… Педагог: Кошелёк обрадовался, что теперь в его царстве будет покой и дружба. А монеты и купюры поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен. Педагог: Скажите, а для чего деньги не нужны? Что нельзя купить за деньги? Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь) Педагог: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба? Дети: Нисколько. Педагог: Она бесценна, совершенно верно.
IV Этап подведения итогов Педагог:
- Как можно назвать монеты и купюры одним словом?
- Каким словом мы назовём все деньги, которые приносят в общий кошелёк семьи?
- Какие основные виды дохода мы вспомнили?
- Какие свойства купюр позволяют сказать, что ими удобнее пользоваться, чем монетами?
- Где можно применить полученные знания?
V Рефлексия деятельности
Педагог предлагает положить монету в кошелёк или рядом с кошельком, которые соответствуют итогу всего занятия:
- Ребята, если вы остались довольными своими знаниями, справились со всеми заданиями без ошибок, положите монетки в кошелёк.
- А если вы считаете, что у вас что-то не получилось, есть какие-то пробелы/допустили ошибки, то положите монету рядом с кошельком.
Мы обязательно во всем разберёмся. Педагог: На следующих занятиях мы с вами познакомимся с ещё одной жительницей кошелька – пластиковой картой. Педагог:
Всё, что мы сейчас узнали,
Мы запомнили с тобой.
До свидания всем сказали.
Отправляемся домой.