Мастер-класс по риторике для педагогов дополнительного образования
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия-мастер класса по риторике. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования и педагогов, работающих в школах.
Тема: «Риторика»
Цель: знакомство молодых педагогов с нетрадиционной формой проведения занятия «Журналистское расследование» посредством темы «Риторика».
Задачи:
1. Познакомить молодых педагогов с нетрадиционной формой проведения занятия «Журналистское расследование» посредством темы «Риторика».
2. Развивать коммуникативные способности, творческую активность, познавательную самостоятельность;
3. Воспитывать культуру речи.
Адресат: молодые педагоги
Ведущие виды деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Оборудование: 2 магнитных доски, карандаши, фломастеры, планшеты, магниты.
Форма занятия: журналистское расследование
Время: 60 мин
План мастер-класса
1. Определение формы занятия
2. Постановка темы и цели занятия
3. Основная часть
4. Подведение итогов
5. Рефлексия
Ход мастер-класса
I. Определение формы занятия
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сидорова М.И.: Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с одной из нетрадиционных форм проведения занятия.
Давайте попробуем определить эту форму вместе, посмотрев на доску (на доске вырезки из газет с темами объединёнными формой «журналистское расследование»).
Верно, это журналистское расследование.
Давайте с вами вспомним, что такое журналистское расследование?
Это вид журналистики как деятельности по сбору и интерпретации информации, который характеризует долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактов, которые заинтересованные лица и/или организации укрыли от обществ.
- Как вы думаете, все ли могут быть журналистами?
Давайте с помощью игры «Болтун находка для шпиона» выясним, есть ли у вас задатки для журналисткой работы.
Игра «Болтун находка для шпиона»
Умение держать язык за зубами — одно из главных качеств журналиста, который ведёт расследование. Кто-то им владеет с рождения, а кому-то придется его развивать. Я буду задавать вопросы. Сложность ситуации заключается в том, что отвечать должен не тот, к кому обращен вопрос, а его сосед справа. Кроме того, на вопросы нельзя отвечать «да» или «нет», а также запрещается называть цвета. Нужно придумать оригинальный ответ.
Варианты вопросов:
1. Ты умеешь готовить яичницу?
2. Квадрат является прямоугольником?
3. Земля имеет форму шара?
4. Почему дети носят футболки со скелетами, а взрослые с Микки-Маусами?
5. Корова дает прозрачное молоко?
6. Ты больше любишь черную или красную смородину?
7. Правда, что тебя зовут Алексей?
8. Лягушка гавкает?
9. Ты занимаешься спортом?
10. Яблоко — это фрукт?
11. Ты умеешь хранить секреты?
12. Больше, всегда лучше, чем меньше?
13. Знания – это сила?
14. С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум компетентен игнорировать парадоксальные эмоции?
15. Почему от осинки не рождаются апельсинки?
Все вы показали своё мастерство и поэтому можно приступать к работе.
II. Постановка темы и цели занятия
Сидорова М.И.: Сегодня мы предлагаем вам провести журналистское расследование. А так как мы с вами на форуме «Pro движение: точка роста» и предлагаем выпустить номер газеты «Pro движение: точка роста».
(Название газеты вывешивается на доску)
Все мы являемся членами редакционного совета. Для начала нужно определить тему выпуска.
Прочитайте фразы и определите тему, объединяющую все высказывания.
(деление на группы по 4 человека)
1 карточка
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составлял 12000 слов
Эллочка Щукина, героиня романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» легко обходилась 30. Вот некоторые слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из великого многословного и могучего русского языка.
Хамите. Хо-хо. Мрак. Знаменито. Железно. Красота.
2 карточка
Высказывания Сократа, Платона.
Древнегреческий философ Платон говорил: - «Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разум оратора должен постичь истину того, о чем он собирается говорить».
«Заговори, чтобы я увидел тебя» Сократ
Но не только в истине подготовленной речи оратора успех выступления, но еще в умении говорить и правильно держаться перед зрителем – это жесты, интонация, зрительный контакт; контроль своего эмоционально- психического состояния в процессе выступления.
3 карточка
Прочитайте текст, читая слова наоборот – справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар.
4 карточка
Прочитайте фразу из фильма и определите проблему (фраза из фильма «Где находится «Нофелет»).
Простите, девушки, вы не подскажите, где находится нофелет?
Определив проблемы данных высказываний, педагоги получают слоги (РИ, ТО, РИ, КА) и складывают из них слово, которое является темой газеты.
(Тема выпуска вывешивается на доску)
Верно, сегодня мы с вами должны сделать выпуск газеты на тему «Риторика». В этом выпуске вы должны проинформировать читателей о том, что такое Риторика и рассказать о её основных направлениях.
III. Основная часть
Давайте определим, из каких этапов будет состоять наше расследование: (названия этапов вывешиваются на 2 доску)
Поиск фактов, доказательств.
Подтверждение или опровержение фактов
Написание и оформление статьи
Давайте определим, какие рубрики будут в нашей газете.
Для этого определите, что из перечисленных слов на карточке относится к риторике, а что следует исключить. Работа в группе по 4 чел
(педагогам раздаются карточки со словами)
голос, громкость, цвет волос
жест, форма носа, мимика
темп, умение делать колесо , тон
слово, размер ноги.
- Выбранные вами слова будут названиями рубрик в нашей газете
(вывешиваем название рубрик на 1 доску)
Как вы думаете, где мы можем найти факты и доказательства того, что данные характеристики Риторики важны. Составим план наших действий
(на 2 доске появляется план действий):
1. Пресс - конференция (Получают определение риторики и вопросы у меня)
2. Мастер-класс «Актёрское мастерство» (Мимика и жесты)
3. Библиотека (Тон, темп, голос, громкость - работа с архивными материалами: чистоговорки, скороговорки)
4. Работа в редакции. (Слово)
Телепортация (каждый раз по смене рубрик, с применением мыльных пузырей)
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
На пресс конференцию нас унесет.
2. Сидорова М.И.
Пресс-конференция (Получают определение риторики и вопросы у меня)
Значение ораторского мастерства очень велико, в построении взаимоотношений с людьми в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере. Еще Наполеон говорил: «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру». Как сказано в знаменитой поговорке человека встречают по одежке, а провожают по уму. А основной инструмент, которым человек демонстрирует свой ум, естественно является его речь. Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.
Сейчас я Вас приглашаю на пресс-конференцию.
- Дамы и господа, ваши вопросы.
- «Риторика есть наука … красно говорить и писать…» эти слова принадлежат русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.
- Я бы немного добавила. Эти слова были опубликованы в труде «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».
А зачем необходимо учиться риторству?
- Для того чтобы не только «красно говорить и писать», но и стать хорошим собеседником.
Вопросы:
1.Где впервые появилась наука риторика? (в Древней Греции)
2.Сколько лет тому назад появилась наука риторика? (2500 лет тому назад)
3.Чему учит риторика? (учит владеть словом; учит красноречию и общению)
4.Как называют человека, обладающего красноречием? (ритор, оратор)
5.Как назывались первые учебники по риторике? (красноречие, сладкоречие, теория словесности)
6.Кому принадлежат слова «риторика есть наука… красно говорить и писать»? (М.В. Ломоносову)
7.Один великий человек, прославивший себя во всех видах искусства, кроме, пожалуй, музыки, был к тому же превосходным оратором. Перед каждым своим выступлением на публике он надевал сильно жмущие ботинки, считая, что именно это пробуждает в нем ораторское вдохновение.
Кто был этот человек? (Сальвадор Дали)
Вывод:
Искусство ораторской речи, или красноречие, — это высокой степени мастерство выступления перед публикой и оказания на нее влияния.
Телепортация
Палочкой волшебной (взмах пузырями мыльными большими)
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
На мастер-класс мы попадем!
Я приветствую Вас на мастер-классе «Актёрское мастерство» (Мимика и жесты)
Мимика является основным показателем чувств говорящего. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... . Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А.Ф. Кони: «Лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых и безучастных.
Жесты. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчёта. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое тнлодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убеждённо без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бёдер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.
При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д ) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
Сейчас предлагаю всем встать в круг и поиграть в игру, которая называется
«Угадай настроение», используя жесты и мимику.
Рядом стоящие педагоги (2 человека) получают карточку с четверостишием и названием определённой эмоциональной окраски.
Радость — глаза прищурены, уголки рта приподняты
Злость — губы плотно сжаты, брови сдвинуты, ноздри расширены
Грусть — глаза слегка сужены, могут появиться слезы, уголки рта опущены
Стыд — глаза смотрят вниз, лицо и уши краснеют
Страх — брови приподняты, глаза широко открыты
Удивление
Антипатия
Волнение
По кружочку мы идём,
И к кому-то подойдём,
Ну, а вы не зевайте,
Настроенье угадайте.
Участники игры говорят четверостишие с заданной эмоциональной окраской и жестами.
Вывод:
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, то есть который органично сливается с содержанием речи.
Телепортация
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахнем своей,
К волшебству спешим скорей!
4.
Библиотека (Тон, темп, громкость, голос)
Мы оказались с Вами в библиотеке.
Чтобы стать хорошим оратором, важно развить отношение к себе, к своему речевому аппарату, как к инструменту, удобному, гибкому, способному звучать в объеме и в качестве. Основными компонентами хорошей речи являются: хороший голос, четкая дикция, правильное литературное произношение; умение точно, образно, эмоционально выразить свою мысль.
Предлагаю выполнить несколько интересных заданий.
Задания в библиотеке «Голос, громкость»
В рубрике «Голос, громкость» я предлагаю вам поработать со стихотворением Ирины Токмаковой «Скок – скок».
Уважаемые коллеги, вам необходимо проскакать и проговорить его таким образом:
1 группа: быстрее,
2 группа: точнее,
3 группа: выразительнее.
Скок – скок – скок!
Жил – был потолок.
В потолке была дыра,
За дырой была нора,
На норе замок.
Скок – скок – скок!
Скок – скок – скок!
Жил-был потолок,
А на нем сидел паук,
Много ног и много рук,
Муху он стерег.
Скок – скок – скок!
Скок – скок – скок!
Жил-был потолок,
В потолке была дыра,
Филипп влез в нее вчера
И с тех пор молчок.
Скок – скок – скок!
Чтобы справиться с заданием повышенного уровня нам нужно перейти в другой зал.
(переходим в беседки)
Задание повышенного уровня.
Коллеги, прочитайте стихотворение Владимира Орлова.
Подумайте, какие части этого стихотворения вы, подражая вороне, будете читать громко, да ещё при этом выделяя звук «Р»? (на работу у вас 1 минута)
Прочитайте это стихотворение по ролям так, чтобы мы услышали ворону.
ВОРОНА
-Кра! -
Кричит ворона. -
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
Стой, ворона.
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана:
У тебя ведь
Нет кармана!
- Как! –
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно, -
Что ж вы раньше
Не сказали?
Кар-р-р-раул!
Кар-р-ман
Укр-р-али!
Проверка: выразительное чтение 1-3 человек из группы.
Вывод:
С помощью чистоговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков), темп речи, а также силу голоса. Чтение чистоговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.
Телепортация
Чудо чудное явись,
Нам всем быстро покажись,
Дверь редакционную открой,
Волшебство зовет с собой!
5 Работа в редакции (Слово)
Задания в редакции
Мы прибыли с вами в редакцию, где мы попробуем доказать, как важна правильная речь. Для этого мы приглашаем вас поучаствовать в
«Орфоэпическом ринге».
В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как в некоторых языках. Так, например, в английском оно обычно падает на первый слог, во французском – на последний. Ударение в русском языке подвижное, может переходить с одного слога на другой.
Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите слова. Тому, кто правильно произнес – аплодисменты.
Звонит, щавель, километр, средства, бассейн, яичница, красивее, поняла, добыча, квартал.
Досуг, свекла, звонят, каталог, договор, булочная, понял, скучный, хозяева, досуг.
А теперь приглашаем вас поучаствовать
в «Речевом профилактории».
- Как правильно сказать?
Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)
Обратно проливной дождь пошел. (опять)
Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)
В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)
Вывод:
Выступая перед людьми, важно всегда оставаться самим собой, не играя и не обманывая. Только честный и открытый оратор сможет завоевать доверие публики.
Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.
Вы молодцы, все факты и доказательства собраны, нам осталось оформить и заполнить рубрики (заполнение рубрик идёт группами по 4 человека).
Давайте проявим творчество и в своих рубриках внесём яркие моменты поиска фактов и доказательств (это могут быть чистоговорки, трудные случаи постановки ударений, мимика и жесты и т. д.).
IV. Подведение итогов
Поздравляем вас с первым выпуском газеты. Как вы дружно и слаженно работали.
Отразите ваши впечатления о мастер-классе в рубрике «Письмо редактору», продолжив фразу:
«Было полезно…»,
«Мне понравилось….»
V. Рефлексия «Буриме»
Спасибо Вам за работу.
Предлагаем поиграть в литературную игру, заключающуюся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему - Буриме (фр. bouts-rimes, «рифмованные концы»).
Вариант 1
Предлагаем Вам слова из строк.
Сочините, используя данные слова, стихотворение по теме нашего мастер-класса. Время выполнения задания – 2 минуты.
Вариант 2
Вам необходимо собрать предложенные строчки. У каждой команды по строке.
Пример рефлексии буриме
Сегодня мы все шевелили мозгами
И научились расследовать сами
Работали мы все в поте лица и
Риторика ближе к нам стать смогла.
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. Благодарим Вас за внимание, плодотворную работу, ваше творчество. Желаем Вам успехов в педагогической деятельности, таких же, как Вы: талантливых, активных, инициативных учеников.
Рекомендуем посмотреть:
Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Конспект занятия по танцам. Элементы цыганского танца
Занятие в дополнительном образовании. Конспект с презентацией. Красота глазами науки
История Крыма в истории нашей страны. Презентация