Рефлексия как занимательное дело для дошкольников. Из опыта работы педагога дополнительного образования
Автор-составитель: Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
Рефлексия занятия с дошкольниками как «занимательное дело»
Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.
Евгений Доманский
- Добрый день, уважаемые коллеги! Перед началом нашей работы мне бы хотелось узнать ваше эмоциональное состояние.
«Бабочки»
Возьмите ту бабочку, цвет которой Вам наиболее импонирует и поднимите её так, чтобы её было хорошо видно. А теперь попробуем оценить состояние всей группы.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить
характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов
(розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность,
(но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
За окном весна, а так уже хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
( “Всё в твоих руках”). Наше решение - плыть по течению, «бороться с ветряными мельницами» или шагать в ногу со временем.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. При процессе обучения не должно быть неудачников. Главная заповедь педагога – заметить даже самое маленькое продвижение учащегося вперёд и поддержать его успех.
- Тема моего выступления «Рефлексия занятия с дошкольниками как «занимательное дело».
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая
классификация:
• рефлексия настроения и эмоционального состояния;
• рефлексия содержания учебного материала;
• рефлексия деятельности.
Предлагаю ознакомиться с примерами рефлексий каждого вида.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Целесообразно проводить в начале занятия с целью установления эмоционального контакта c группой или в конце деятельности.
Приемы рефлексии на начало занятия
«Прищепки»
Прикрепите прищепки к лицам с разными эмоциями:
Весёлое
Нейтральное
Грустное
«Светофор»
У учащихся три карточки: красная, желтая, зеленая.
«Солнышко».
Детям предлагается закончить предложение: «Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.
«Цветик – семицветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.
«Заплетем косичку».
Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно; коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость. Каких лент больше, из тех и заплетем косичку.
«Мои ожидания»
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце занятия
(получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
В конце дня можно использовать технику
«Розу настроения»
Внутри круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. А потом уже в конце недели можно подвести итог работы по истечении пяти дней.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера.
- Рассмотрим приёмы рефлексии на примере игры «Логический пинг-понг - Сладости».
«Дорожка успеха»
Предлагаю оценить свои знания по данной теме. Посадите выбранную вами бабочку на дорожку успеха.
А теперь мы отправляемся в ресторан и отгадаем, какие десерты есть в меню.
Проведение игры «Логический пинг-понг - Сладости».
«Ресторан»
На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?»
Теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники выбирают полоски и пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя.
Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания изученного.
Можно использовать как по окончанию выполнения разных заданий, так и в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
«Плюс – минус - интересно»
(авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления).
Цель: подведение итогов занятия.
(Это упражнение позволяет педагогу взглянуть на занятие глазами детей, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого учащегося).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
• В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению учащегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
• В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ребёнка, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
• В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к педагоггу.
+
(плюс) -
(минус) (интересно)
«Радуга оценок»
Прикрепите магнит
(отметьте галочкой) на тот цвет радуги, с содержанием высказывания которого вы согласны.
Отрефлексируйте вашу работу при участии в игре «Логический пинг-понг».
(раздать педагогам рефлексию «Радуга оценок»).
«Знаю. Хочу знать. Узнал»
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
Понятие ...... Знаю ...... Хочу ...... узнать ...... Узнал
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце занятия в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
«Передай мяч»
Дети по кругу передают мягкий мяч из ткани и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать)[/i]
«Метод пяти пальцев»
Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
М
(мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
Б
(безымянный) – близость цели. Чего достиг
(ла)?
С
(средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У
(указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог
(ла), чем порадовал
(а) л?
Б
(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал
(а) для своего здоровья?
«Багаж знаний»
На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Детям раздаются карточки разного цвета и задаются вопросы: Вам понравилось занятие или нет? Узнали что-то новое или нет? Понравились задания или нет? И т.д. Если ответы детей положительные, то карточки прикрепляют на чемодан. Если отрицательные – то к мусорной корзине.
Приемы рефлексии деятельности
Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что учащийся должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение данной рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе учащиеся, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия. Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.
Практическая работа педагогов
Давайте сейчас с вами попробуем сами придумать приёмы рефлексии, используя те предметы, которые вы видите перед собой.
Материалы: прищепки, цветные круги, дерево, листья, плоды, цветущие ветки, кошелёк и монеты, лесенка, человечки, корабль и матросы, таблички и карандаши, различные эмоджи, огонёк и спички, смайлики, магниты разных цветов.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
Например, у меня было занятие в виде морского путешествия. Для рефлексии беру
«Корабль» и фигурки матросов
(по количеству детей).
- Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось, поместите фигурку вашего человечка на площадку у самого верха мачты, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям. А если вы старались, но не все у вас получилось сразу, то поместите фигурку вашего человечка на палубе, он выполняется важную работу на корабле и очень старается.
«Чемпион»
Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, смайлики из бумаги
(улыбающиеся и грустные) по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!
«Флаги на башнях»
Изображение: две башни разные по размеру
(высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей). Оцените свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.
Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.
«Лесенка успеха»
Поставьте фигурку человека на одну из лесенок:
На нижнюю, если у вас в течении занятия ничего не получилось;
На среднюю, если у вас были проблемы, но с чем-то вы справились;
На верхнюю, если у вас всё получилось и вы справились со всеми заданиями.
«Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия. Перед каждым ребёнком бабочка. Педагог предлагает прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«Поезд»
На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы занятия. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению учащегося.
«Цветограмма»
На каждом этапе работы звезды: зелёная – у меня все получилось, уверенность; жёлтая - у меня были ошибки, но я все понял и исправил; красная – у меня не получается, мне нужна помощь.
«Цветы и бабочки»
На поляне
(на полу) растет 3 цветка:
Красная роза
(узнал много нового, научился читать);
Голубой василек
(было интересно, но кое-что ещё не понятно);
Ромашка
(многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.
«Кошелёк»
Педагог предлагает положить монету в кошелёк или рядом с кошельком, которые соответствуют итогу всего занятия:
- Ребята, если вы остались довольными своими знаниями, справились со всеми заданиями без ошибок, положите монетки в кошелёк.
- А если вы считаете, что у вас что-то не получилось, есть какие-то пробелы/допустили ошибки, то положите монету рядом с кошельком. Мы обязательно во всем разберёмся.
«Дерево» или «Листочки»
Повесьте на дерево: Листочки с плодами или листья с цветами или просто листик. Если:
Занятие прошло плодотворно, всё получилось, то
Получилось почти всё, но хотелось бы лучше, то
Не всё получилось, но я старался, то .
«Смайлики»
Детям раздаются смайлики. У этих смайликов есть глазки, но нет ротика и носика. Педагог просит учащихся: «Если вам легко было делать работу, вместо носика нарисуйте смайлику вот такой значок !
(восклицательный знак), если трудно, то вот такой ?
(вопросительный знак). Если вам понравилось делать рыбку и вы довольны своей работой, нарисуйте смайлику улыбку)[/i], если не понравилось и вы не очень довольны своей работой, то значок.
«Эмоджи рефлексия»
Дети выбирают для себя то эмоджи, которое наиболее подходит к итогу их работы.
«Огонёк»
При проведении «Огонька» очень важен положительный эмоциональный настрой всех участвующих, их готовность к разговору. Все участники встают в круг. Ведущий берет свечу как символ теплоты взаимоотношений, света, дружбы, взаимопонимания, как искорку заинтересованности всех общим делом. В кругу нет посторонних разговоров, высказывает свои мысли только тот ребенок, кому в данный момент предоставляется слово, остальные в это время молчат и внимательно слушают, не перебивая его. Также свечу можно не передавать, а просто поставить в центр круга. Дети могут передавать по кругу какой-либо определенный предмет, например мягкую игрушку. Важно чтобы игрушка была мягкой на ощупь, и ребенку было приятно брать её в руки.
«Лист самооценки ребенка»
Конечно же, это название только для педагога и родителей. Ребятишки же прозвали эти листы «дневничками», в которые они ставят сами себе оценки, представляя себя школьниками.
Первое, с чего нужно начать работу, договориться с детьми, что все говорят правду, их никто не будет ругать за плохую «оценку», а наоборот – помогут справиться с трудностями.
Второе – определить систему оценки.
Например, красный цвет – все понял, выполнил все задания, зеленый – испытывал затруднения, желтый –не понял, не справился с заданием.
Третье – сотрудничество с родителями.
Листы самооценки я использую для интеллектуальной рефлексии на занятиях по Финансовой грамотности, Речецветике, Зелёных тропинках. На одном занятии дети раскрашивают один предмет
(листик, игрушку и т.д.)
Такая рефлексия помогает отслеживать уровень усвоения программного материала, учит детей адекватно оценивать свою деятельность, а так же выявлять завышенную или заниженную самооценку ребенка.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность учащихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.
Не зря мы сказали - все в наших руках
(беру бабочку).
Предлагаю ваших бабочек поместить на доску. А также возьмите лучики.
Рефлексия выступления «Лучики»
У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам моё выступление было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце.
(Лучи солнца).
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!
Список литературы
1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
3. Каким должен быть современный урок.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…