Групповая работа как важнейшая составляющая коммуникативных универсальных учебных действий
Каждый учитель начальных классов, начав работать по ФГОС второго поколения, задумывается над тем, как же воплотить все требования стандартов в реальной жизни. Читая стандарт, выделяешь конкретные требования к выпускнику школы. Одно из самых главных требований к результатам обучения является формирование метапредметных, универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Важнейшей составляющей коммуникативных универсальных учебных действий является умение школьников работать в сотрудничестве: договариваться, учитывать разные мнения в группе, объединять усилия для более качественного выполнения учебных задач. Навыки работы в группе очень важны для достижения успеха в жизни.
Начиная работать с первоклашками, сразу можно наткнуться на ряд проблем: участвуют в работе не все, много времени уходит на выполнение задания, шум при работе, некоторые дети отказываются работать в группе.
Для постепенного привыкания к учебному сотрудничеству необходимо начать с работы в паре. Но прежде чем предложить детям выполнить учебное задание необходимо продемонстрировать образец, например, "учитель -ученик". При этом следует обратить внимание детей на общение в паре, особенно умение слушать и договариваться. Обязательно на этапе рефлексии группа рассказывает о своей работе, делая выводы на сколько успешно им это удалось. Учитель акцентирует внимание на ту группу, которая справилась с заданием лучше. Следует совместно с детьми сделать вывод: почему эти ребята выполнили работу лучше по времени и качественнее с точки зрения учебной ситуации.
При работе в парах учителю можно выделить сильнейшие и послабее. Дальше объединить пары в группы проще: эффективная групповая работа получается у четверки. При чем в эту четверку необходимо определить и сильных, и средних, и слабых. Чтобы каждый был занят делом, а не был пассивным участником, нужно распределить роли, где каждый отвечает за свое, например, мудрец, хранитель тишины, секретарь и завхоз. Каждый из членов группы осознает свою роль, старается выполнить свою обязанность, не подвести товарищей.
Результат учебного сотрудничества должен быть виден. Оценить работу группы можно по параметрам, которые выработают сами участники, можно же использовать основные параметры, которые прописаны в педагогической литературе ( Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа):
- умение сотрудничать
- хорошее поведение
- успешное выполнение задания
- активное слушание
- дополнения, вопросы.
Перечисленные параметры можно зафиксировать в виде таблицы, используя для оценивания знак "+".
В классе можно разместить общую таблицу "Оценивание работы группы" и заполнять ее совместно с детьми в ходе работы. Дети, анализируя результаты по таблице, сделают выводы к дальнейшей групповой работе.
Конечно, сформировать умение работать в сотрудничество нельзя к примеру за год или за два. Процесс происходит постепенно, совершенствуясь.
Рекомендуем посмотреть:
Учебно-методическая разработка урока английского языка 3 класс
Урок - викторина. Обучение грамоте 1 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Безопасность