Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
Автор: Тимченко Людмила Анатольевна, учитель начальных классов общеобразовательной школы I-III ступеней №4, Донецкая Народная Республика, г. Макеевка
Описание материала: Предлагаю разработку урока по окружающему миру для 2 класса. Данный материал можно использовать для организации внеклассных мероприятий по ОБЖ. Урок будет полезен и интересен учителям начальных классов, студентам педагогических училищ и институтов.
Тема: «Опасность-безопасность»
Цель: расширять представления детей о понятиях «опасность»,
«безопасность».
Задачи урока:
- углубить знания обучающихся о правилах безопасного обращения с огнём, правилах поведения пешеходов;
- ознакомить с безопасными условиями в быту;
- развивать умения ориентироваться в сложных ситуациях при встрече с незнакомыми людьми;
- развивать сообразительность, внимание, речь детей;
- воспитывать дисциплинированность, стремление проявлять заботу о своей жизни и чувство ответственности за жизнь других людей.
Оборудование: выставка детских рисунков, элементы костюмов,
атрибуты, декорации для инсценировки отрывка из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», плакаты с изображением дорожных знаков, опасных и безопасных бытовых приборов и предметов, телефоны, набор методических карточек «Как избежать неприятностей», памятки для учащихся, сигнальные карточки, компьютер.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока
I.Оргмомент
II.Основная часть
1. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня урок «Окружающий мир» мы проведем на тему «Опасность и безопасность». А для начала давайте разберемся в этих двух понятиях.
- Что такое опасность?
( Угроза, явления, процессы, которые могут оказать разрушительное влияние или нанести материальный, физический вред человеку или окружающей среде)
- Что такое безопасность?
( Состояние, при котором ничего не угрожает кому- нибудь либо чему- нибудь)
- Опасность может подстерегать человека дома, в школе, на улице, в
общественных местах. Чтобы избежать опасных ситуаций, необходимо соблюдать ряд простых, но важных правил, которые мы в течение урока составим, обсудим и запомним!
- А для начала послушайте ситуацию.
2. Мотивация учебной деятельности
(Создание проблемной ситуации)
Путешествие Алисы
У Алисы были каникулы. Находиться дома ей надоело и девочка решила пойти на прогулку и зайти в гости к подруге. Алиса посмотрела в окно. За окном стояла солнечная ясная погода. Девочка быстро оделась, позавтракала, но не выключила газовую плиту, на которой остался греться чайник, и выбежала из дома, прихватив яркие разноцветные пилюли, приняв их за витаминки, из домашней аптечки.
Когда Алисе необходимо было перейти дорогу, она не захотела тратить время и воспользоваться подземным переходом, перешла дорогу там, где ей вздумалось. Встретив подругу, достаточно наигравшись, Алиса начала собираться домой. На улице было уже темно.
- Позвони домой, чтобы тебя встретил папа,- посоветовала подруга.
- К чему?- ответила Алиса. Я никого не боюсь.
И вдруг девочки услышали, как их окликнул незнакомый человек, предложив подвезти Алису домой.
- Вот видишь, мне повезло. Я очень быстро доберусь домой, - сказала Алиса и села в машину.
3. Вступительная беседа
- Какие правила безопасности нарушила Алиса?
(Ответы детей)
- Правильно, во-первых девочка не выключила газовую плиту и вышла из дома.
- А что могло бы из-за этого произойти, покажут ребята, инсценируя отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».
4. Обобщение и систематизация знаний
1) Инсценировка отрывка из сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»
- Какие причины возникновения пожаров вы знаете?
(Ответы детей)
- Некоторые ребята, дополнят ваши ответы, исполнив частушки.
2) Частушки
1.Раз я бросил под окно Петарду
- завертелась,
Думал: «Малость пошучу»,
Вдруг крыша загорелась.
2.День рождения у Светы,
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра-
Искры разлетаются.
3.На каникулах всегда
«Телек» включен у меня,
И компьютер, и плита-
К одной розетки провода.
4.На чердак забрались дети,
Дым почуяли соседи,
Вы, ребята, догадались,
Чем они там занимались.
5.О пожаре пели мы,
Чтоб спасти вас от беды,
Призываем всех: «Друзья»
С пламенем шутить нельзя!
( Открывается слово «Пожар»)
Вывод:
- Что необходимо делать, чтобы избежать пожара?
( Чтение памяток на столах)
- Не играй со спичками!
- Выходя из дома, отключай электроприборы!
- После эксплуатации, отключай газовые приборы!
- Не перегружай электропроводку!
- Не играй с легковоспламеняющимися материалами и взрывчатыми веществами.
- Какие еще правила нарушила Алиса?
(Взяла незнакомые пилюли из аптечки)
3) Работа с иллюстрациями
(карточки: спальня, гостиная, кухня, ванная комната, кабинет)
- Назовите безопасные места в квартире?
- Где можно играть?
- Выполнять домашнее задание?
- Принимать пищу?
- Гигиенические процедуры?
- Какие предметы на кухне и в ванной комнате опасны для жизни и здоровья?
4) Работа с сигнальными карточками
(Учитель называет опасные и безопасные предметы, дети сигнализируют ответ)
Вывод:
- Что необходимо делать, чтобы избежать опасных ситуаций в быту?
(Чтение памяток)
- Не бери лекарства и медикаменты из домашней аптечки без разрешения взрослых!
- Не играй с предметами бытовой химии!
- Как Алиса перешла проезжую часть?
(В неположенном месте)
- Как надо правильно поступить, расскажут ребята.
5) Чтение стихотворений о правилах дорожного движения
- Как правильно переходить дорогу?
1уч. Переходить дорогу нужно по подземному или наземному переходу!
-А если нет переходов?
2уч. Тогда нужно посмотреть сначала налево, а потом направо. И если нет машин - идти.
- А какие дорожные знаки вы знаете?
1.Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход
Подземный, наземный,
Знай, что только переход
От беды тебя спасет!
2.Если в красный треугольник
Помещен велосипед-
Знает это каждый школьник,
Мы проезду скажем «нет»!
3.С велосипедом в круге синем
Симпатизирует мне знак.
И потому, что он красивый,
И что движению не враг.
4.Ну, а если в красном круге
Перечеркнут пешеход,
Значит, где-нибудь в округе
Поищи-ка переход!
5.Этот знак для пешехода
Значит «Стой» нет перехода.
Мы стоим, напоминаем
И народ предупреждаем.
Все: Мы - Дорожные Знаки,
Ограждаем проезжую часть.
Полезное дело мы делаем.
Не даем пешеходам пропасть.
6) Физкультминутка
7) Игра «Дорисуй дорожный знак»
- Алиса села в машину к незнакомому человеку.
Можно ли было так поступать?
(Высказывания детей)
8) Игра «Изобразим ситуацию»
(Телефонный разговор)
- Ребята, давайте разберем 2 ситуации телефонных разговоров и выясним, как необходимо разговаривать с незнакомыми людьми по телефону.
1 диалог
- Алло! Кто говорит?
- А кто вам нужен?
- Это какая квартира?
- Это моя квартира.
- А какой у вас адрес?
- Улица Пушкина, д.44, кв. 17.
- А взрослые в доме есть?
- Нет, я одна дома.
- Твоя мама просила передать тебе пакет. Я сейчас зайду. Ты откроешь мне дверь?
- Хорошо!
2 диалог
- Алло! Кто говорит?
- А кто вам нужен?
- Взрослые дома есть?
- Мама сейчас занята, она не может подойти к телефону, если нужно, оставьте свой номер телефона, и мама вам перезвонит.
- Спасибо!
- До свидания!
( Анализ телефонных разговоров)
9) Диалог с незнакомцем
- Ребята, представьте ситуацию, что в дверь позвонил незнакомый человек.
1 диалог (Звонок в дверь)
- Девочка, здравствуй, открой, пожалуйста, дверь, мой брат упал и сильно повредил ногу. Я боюсь, что у него перелом ноги. Разреши воспользоваться вашим телефоном, чтобы вызвать скорую помощь!
-Да, да, конечно! Я сейчас открою дверь.
2 диалог
- Здравствуй, мальчик! У моего дедушки сердечный приступ. Ему становится все хуже и хуже. Разреши вызвать скорую помощь по вашему телефону!
- Извините, я вам очень сочувствую, но городского телефона у нас нет. Если хотите, назовите данные дедушки и точный адрес, я сам позвоню с мобильного телефона в скорую помощь!
(Анализ диалогов)
10) Ситуации для обсуждения
а) Работник службы газа пришел без предупреждения. Вы его не знаете. Он говорит, что ему необходимо проверить исправность газовых приборов. Ваши действия?
б) В дверь позвонил полицейский и просит открыть - идет проверка документов. Ваши действия?
(Демонстрация возможных способов решения ситуаций)
Вывод:
(Чтение памяток)
- Не разговаривай на улице с незнакомцами!
- Не садись в машину к незнакомцу!
- Не заходи в лифт с незнакомым человеком!
- Не называй по телефону свой домашний адрес!
- Не открывай дверь людям, которых ты не знаешь!
1.Не пускай ты дядю в дом,
Если с ним ты не знаком.
Приглашать не нужно тетю,
Если мама на работе.
2.Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не забрали,
Ты чужим не доверяй -
Никому не открывай.
11) Просмотр мультфильма «Уроки безопасности» из цикла учебно - воспитательных мультфильмов «Уроки тетушки Совы»
(Обсуждение мультфильма)
12) Игра «Найди свою половинку»
13) Тест «Опасно - безопасно»
III.Заключительная часть
1. Итог урока
1) Чтение правил « 7 не...» в дневниках обучающихся.
2) Дидактическая игра «Расшифруй фразу»
- Из каждого слова возьмите только тот слог, номер которого указан в коде. А затем сложите все полученные слоги.
1-1Творог,
ящик
(твоя)
1-1-1-2 берег,
зола,
пастух, край
ность (безопасность)
в 2-2 на
творил, дво
их (в твоих)
1-3 руины, пальчи
ках (руках)
Твоя безопасность в твоих руках!
2. Задание на дом
(Обсудить ситуации, изображенные на карточках, с родителями)
Рекомендуем посмотреть:
Игра по окружающему миру для 2 класса
Учебно-методическая разработка урока английского языка 3 класс
Проверочный тест по окружающему миру по теме "Весенние изменения в живой и неживой природе" 2 класс
Групповая работа на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир