Образовательный проект «В мире большом ты и я»
Проект направлен на развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, воспитание положительного отношения ребёнка к себе, к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым. Предложенная система работы способствует установлению эмоционального контакта и взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, педагогами и родителями.
Актуальность
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными требованиями общества. В сложившейся ситуации дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей, гражданственности, патриотизма. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьёзной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально – личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к себе, к человеку, к семье, к Родине.
Цель: Развитие социально – личностных качеств дошкольников, в процессе нравственного и патриотического воспитания, через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи
Образовательная
• Учить детей доброжелательно относиться к сверстникам, проявляя эмоциональную отзывчивость и интерес в совместной игровой деятельности.
Развивающая
• Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
• Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
• Объединять детей для совместной игровой деятельности на основе общих интересов или предпочтений.
Воспитательная
• Воспитывать уважительное отношение к себе, своей семье, и окружающим людям.
• Воспитывать нравственные качества личности (честность. Доброжелательность, отзывчивость)-
Практические
• Прививать практические навыки поведения детей со сверстниками в детском саду (желание действовать сообща, внимание и доброжелательность друг к другу)
Целевая группа: Дети 3-х - 7 лет
Их интересы: Наличие интереса к играм в коллективе, наличие интереса к познанию родного края, Родины
Целевая группа: Воспитатели
Их интересы: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, развитие социально-личностных качеств.
Целевая группа: Специалисты педагоги дополнительного образования
Их интересы: Воспитание у детей чувств коллективизма, дружелюбности, заинтересованности друг в друге, желание прийти друг другу на помощь.
Целевая группа: Родители
Их интересы: Расширение знаний в социально – личностном развитии, в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольников. Формирование навыков социализации детей дошкольного возраста.
Срок реализации проекта: 1 год
Механизм реализации проекта
Этапы проекта Сроки этапов
Задачи этапов
1 этап (подготовительный)
Сентябрь
1.Подготовить методическую литературу по социально-личностному развитию дошкольников, нравственно – патриотическому воспитанию.
2.Провести анкетирование родителей, проанализировать полученные результаты.
3.Организовать выставку литературы по темам.
4.Диагностическое исследования формирования у детей социально-личностных и нравственно-патриотических качеств.
2 этап
(основной) Сентябрь «Я, в этом мире большой человек»
«Старших нужно уважать!»
Октябрь «Папа, мама, брат, сестра все мы дружная семья»
Ноябрь «Дружба крепкая не сломается»
Декабрь «Ты мой друг и я твой друг вместе всё легко вокруг»
Январь «в котором я живу»
«Кемерово – мой город Край»
Февраль «Моя Родина Россия»
«Я будущий защитник своего отечества»
Март «От улыбки»
Апрель «Добрые дела-это так просто»
3 этап
(заключительный) Май «9 мая – история праздника»
«Я важная часть, большого мира»
Ожидаемый результат:
• Повышение компетентности педагога в социально – личностном развитии детей дошкольного возраста.
• Овладение детьми навыками социального поведения и их осознанное применение в повседневной жизни (дружелюбность, честность, доброжелательность, желание прийти на помощь)
• Овладение детьми понятий: «семья», «семейные ценности», «генеалогическое дерево», «традиции», «гражданин», патриот», малая Родина», «Родина», «Отечество».
• Полное включение родителей в совместную деятельность жизни ДОУ и семьи.
План реализации проекта по социально – личностному развитию дошкольников
Сроки (тематика) Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь (1-15)
«Я в этом мире большой человек»
Цель: формирование в ребёнке самосознания, самопонимания, себя, как отдельная личность. Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Сентябрь (16-30)
«Старших нужно уважать!»
Цель:
Формирование у дошкольников уважительного отношения к старшему поколению. Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие 1.Знакомство детей фотоальбомом (История моего рождения)
2.Дидактическая игра «Семья»
3.Аппликация Я весёлый человек»
4.Подвижные игры: «Узнай кто я», «Ручеёк дружбы»
5.Чтение художественной литературы В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»
1.Беседа- презентация «Наши бабушки и дедушки»
2.Сочинение стихотворения про бабушку (совместно с родителями)
3.Рисование «Портрет моей бабушки» Консультации для родителей: «-Мама расскажи мне о том, как я родился»
«Выставка детских фотоальбомов»
Составление рассказа совместно с детьми «Какой я?»
Консультации для родителей «Бабушка и дедушка в жизни ребёнка»
Сочинение стихотворения про бабушку
Выставка работ «Моя бабушка рукодельница»
Октябрь
Папа, мама, брат, сестра, мы все дружная семья»
Цель:
формирование у детей понятия семья, семейные ценности, генеалогическое древо.
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1.Рассказ по генеалогическому древу
2.Дидактические игры: «Семья», «Профессии»
3.Сюжетно-ролевые игры «День рождения дедушки», «Семейное путешествие на корабле»
4.Спортивная эстафета «Папа, мама, я!»
5.Чтение художественной литературы «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Моя родня» Я. Аким, «Мой брат Миша» Я. Аким, «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский. Сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
6.Представление фотоальбома «Семейная прогулка в выходные»
Составление генеалогического дерева.
Консультации для родителей: Семья в жизни ребёнка», «Воспитание в многодетных семьях», «Семейные ценности. Их необходимость».
Спортивная эстафета «Папа, мама, я!»
Фотоальбом «Семейная прогулка в выходные»
Ноябрь
«Дружба крепкая не сломается»
Цель:
формирование у детей понятия дружба, воспитания чувства доброжелательности и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие 1.Праздник-развлечение «Дружба каждому нужна»
2.ОД «Секреты крепкой дружбы»
3.Прослушивание музыкальных произведений «Дорогою добра» (к/ф «Маленький Мук», Ю. Энтин, М. Минков), «Доброта» м/ф «Приключение Фунтика», В. Львовский, В. Шульжик, «Яркое солнце светит» (м/ф «Леопольд и золотая рыбка», Б. Савельев, А. Хайт)
4.ОД с участием родителей «Уроки доброты»
5.Просмотр мультфильма «Умка ищет друга»
Консультации для родителей:
«Как рассказать детям о дружбе»
«Дружба в семье, дружба везде!»
НОД с участием родителей «Уроки доброты»
Изготовление подарка для друга
Декабрь
«Ты мой друг и я твой друг, вместе всё легко вокруг»
Цель:
воспитание дружеских чувств – доверия, взаимовыручки, сопереживания, создания дружеских отношений в группе
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1.Создание коллективной аппликации «Дерево дружбы нашей группы»
2.Сюжетно-ролевая игра «Приглашение друзей на мой день рождения»
3.Чтение художественной литературы «Урок дружбы», «Настоящий друг» М. Пляцковского
4.Физкультурный досуг Если с другом вышел в путь» Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини – газеты «Нарисуй пословицу о дружбе»
Анкетирование родителей «Что такое дружба?»
Составление сборника пословиц о дружбе
Январь (с 10-20)
«Край, в котором я живу»
Цель:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
(с 21-31)
«Кемерово – мой город»
Цель:
Формирование патриотических чувств у дошкольников к родному городу. 1.Просмотр презентации « Кузбасс – край большой»
2.Знакомство детей с гимном Кузбасса
3.ОД «Природа Кузбасса»
4.Праздник-развлечение «Юные шахтёры»
1.Просмотр презентации «Кемерово-столица Кузбасса» (Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие)
2.Экскурсия в ботанический сад
3.Экскурсия в музей – заповедник «Красная горка» Создание макета «Край, в котором я живу»
Фото – выставка «Мы семьёй в краю родном»
Консультация «Что рассказать ребёнку о Кузбассе»
Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание в семье»
Анкетирование «Что Вы рассказали ребёнку о родном городе»
Февраль (с 1-15)
«Моя Родина Россия»
Цель:
воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Интеграция образовательных областей:
(с 16-28)
«Я будущий защитник своего отечества»
Цель:
Воспитание патриотических качеств у детей дошкольников
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие
1.Беседа по иллюстрациям «Россия»
2.Рисование «Российский флаг»
3.Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
1.Беседа «История праздника 23 февраля»
2.Аппликация «Подарок папе»
3.Беседа «Российская Армия, зачем она нужна»
4.Физкультурный праздник «Папа и я – великая сила» Консультация для родителей «Что рассказать ребёнку о России»
Изготовление макета «Столица России»
Оформление альбома «Животные России»
Изготовление макета «Военная техника»
Литературный вечер совместно с детьми
Художественно – творческий вечер «Образ защитника Отечества в произведениях искусства»
Март
«От улыбки»
Цель:
создание условий для совершенствования эмоционально-личностной сферы детей
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Апрель
«Доброе дело это так просто»
Цель:
воспитание в детях доброжелательного отношения
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
1.Фотовыставка «Самая обаятельная улыбка»
2.Музыкальная гостиная «К нам клоуны приехали»
3.Подвижные игры «Хохотунья», Рассмешить царевну несмеяну»
4.Чтение стихов Э. Успенского
1.»Что значит слово – добро»
2.Вечер пословиц и поговорок о добре и зле
3.Чтение художественной литературы в. Катаев «Цветик – семицветик», С. Иванов «Рассказ взрослого человека»,
В. Осеев «Отомстила»
Б. Житков «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине», «Почта», «Пожар», «Обвал», «Наводнение»
А. Куприн «Слон»
Е. Пермяк «Надёжный человек»
С. Баруздин «Морской кортик»
4.Развлечение «Я, ты, он, она вместе целая страна» Консультация для родителей «Юмор в воспитании»
Тест для родителей «Как у Вас с чувством юмора»
Буклет для родителей «Как развить чувства юмора у ребёнка»
Совместный вечер родителей и детей «Смеяться разрешается!»
Памятка для родителей
«Учите детей доброте»
Оформление «Дерево добрых дел семьи»
Консультация для родителей «Воспитание добротой»
Май (с 1-15)
«9 мая – история праздника»
Цель:
воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
(с 16-31)
«Я важная часть большого мира»
Цель:
расширение представления дошкольников о себе, как отдельной единицы большого социума.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
1.Презентация – беседа «9 мая история праздника»
2.Рисование «Военная техника»
3.Экскурсия к памятнику неизвестного солдата
4.Подвижные игры «Меткий стрелок», «Попади в цель»
5.Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки»
6.Рассказ по альбому «Наши предки»
7.Литературно-музыкальный досуг «9 Мая»
1.Представление рассказа «Я расскажу вам о себе»
2.Презентация Значение человека в мире»
3.Аппликация с элементами рисования «В мире большом ты и я»
4.Праздник – развлечение «Без тебя мы не сможем!» Консультация для родителей на тему «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
Флешмоб альбом «Наши предки – герои»
Составление рассказа совместно с детьми «Я расскажу вам о себе»
Оформление фото – коллажа «Я в этом мире большом»
Вечер советов для родителей « Социально – личностное развитие детей дошкольников»
Рекомендуем посмотреть:
Проект на тему "Русские народные сказки" в детском саду в старшей группе
Проект в детском саду на тему "Дружба". Старшая группа
Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе
Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края