Окружающий мир, 2 класс
Тема: «Дорожная азбука»
Цель: закрепление знаний о правилах поведения на дороге.
Задачи:
- обучающая: систематизация и обобщение знания учащихся о правилах перехода улиц, пользования общественным транспортом, о видах дорожных знаков, их назначении и использовании;
- развивающая: развитие у учащихся умения искать правильное решение, применять полученные знания на практике;
- воспитывающая: воспитание стремления сознательно выполнять правила дорожного движения.
Формирование УУД.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ:
1. Общеучебных:
- самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели
- умения использовать полученные знания для решения конкретных жизненных ситуаций.
2. Логических:
-способности и умения учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- умения использовать знако-символические средства, в том числе овладевать действием моделирования;
КОММУНИКАТИВНЫХ:
-умения организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
-формирование умения согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
РЕГУЛЯТИВНЫХ:
- способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать и прогнозировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, модели дорожных знаков, модель светофора, дорожная разметка, шапочки машины, модели рулей, листовки-шифровки, два рыцарских шлема, два меча.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Готовы вы к уроку? Да!
На вас надеюсь я, друзья.
Мы – хороший, дружный класс.
Всё получится у нас!
- А работать, ребята, мы сегодня будем в группах. Первая группа будет работать за красным столом, вторая – за жёлтым. А третья – за зелёным.
- Займите свои места.
- Давайте вспомним правила работы в группах:
- говорим вежливо,
- называем собеседника по имени,
- говорим по очереди, не перебивая друг друга,
- внимательно слушаем,
- если непонятно, переспроси партнера,
- четко высказываем свое мнение,
- соблюдаем порядок на парте,
- уважаем мнение собеседника.
2. Создание проблемной ситуации.
(на фоне слайдов учитель читает стихотворение)
Давайте представим такую картину:
Идут пешеходы в костюмах старинных.
И там, где идти им положено,
Вдоль стен тротуары проложены.
Копыта стучат по старинным камням.
Весь транспорт еще – лошадиный.
И кучер старинный старинным коням
Приказ выкликает старинный:
То «Но!» говорит, то «Тпру!» говорит –
И транспорт идет, или транспорт стоит.
Хоть слушался он без ошибки,
Но двигался транспорт не шибко.
Такую дорогу любой пешеход
Сойдя с тротуара, легко перейдет!
И были в те давнюю пору еще ни к чему светофоры.
Но как-то, за транспортом конным вдогонку,
По рельсам проехала первая конка.
И сто пассажиров с поклажей
Проехало в том экипаже.
Потом пожалели трудяг-лошадей,
И кто-то придумал трамвай для людей.
А вскоре и автомобили
Колеса свои закрутили!
Они зафырчали, по улицам мчась...
А вспомни-ка нашу проезжую часть:
Автобус, троллейбус, трамвай и такси ...
И вся мостовая спешит-колесит!
...Сойти с тротуара мне страшно!
Так как же, скажите, проспект перейти?
А может быть, очередь тут завести?
А, может, кому-нибудь нам поручить
За ней справедливо и строго следить?
Кому же поручим мы этот дозор?
И кто разрешит весь наш этот спор?
- А чтобы ответить на этот вопрос, я приглашаю вас... А вот куда, об этом нам скажут ребята, сидящие за красным столом.
(АПЕМЯПРШКОЛАААМСЦЙ
ВЫУКПЕШЕХОДОВДРЖНОО) (Школа пешеходов)
- Ребята, сидящие за жёлтым столом, сообщит нам тему урока.
ВАПЕДОРОЖНАЯПЫСЧЫФЛ
РЮИПАЗБУКАРОШААЖРЫЖ (Дорожная азбука)
ИИСТОПЕШЕХОДЫМСВЫЧЖ
СМЯПАССАЖИРЫАТБЗНАКИГ) (пешеход, пассажиры, знаки)
(дети разгадывают шифровки)
- Как вы считаете, какие же цели мы поставим перед собой на этом уроке?
(вспомнить правила дорожного движения, правила пользования общественным транспортом, вспомнить дорожные знаки, уметь искать правильное решение, применять полученные знания на практике)
- А что нам поможет достичь этих целей?
(трудолюбие, внимание, наблюдательность, взаимовыручка, уважение друг к другу)
3. Работа над правилами дорожного движения.
- Все мы с вами являемся участниками дорожного движения, когда едем в машине или в автобусе, когда переходим улицу. И мы всегда должны с вами соблюдать правила дорожного движения, чтобы наши действия не приводили к авариям и травмам. Чаще всего мы с вами являемся пешеходами. А для пешеходов существуют определенные правила дорожного движения.
- Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
(тротуар)
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта!
Для тебя - тротуар!
- «Красный столик» - выбудете пешеходами: выйдите к нашей импровизированной дороге и пройдите по тротуару. Но прежде, давайте вспомним, как должны двигаться пешеходы.
(пешеходы должны двигаться по правой стороне тротуара, не толкаться, не размахивать руками, громко не разговаривать)
- Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?..
Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен.
( вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя).
- Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречу друг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.
- “Желтый” столик – вы будете водителями машин, выезжайте на дорогу.
- Вот мы дошли до дороги, а там машины снуют туда сюда. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне.
- Как перейти дорогу?
Где знаком указан тебе «переход»!
- Какие виды переходов вы знаете?
- А вот и зебра.
- Кто может показать, как перейти дорогу? Давайте назовем правила перехода дороги:
(Посмотреть налево, убедиться, что нет машин, дойти до середины дороги и посмотреть направо, убедиться, что нет машин, переходить дальше.)
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы скажите, что ещё помогает пешеходам перейти проезжую часть:
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу -
Все глаза ему нужны.
Он стоит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это?
(светофор)
- Что означает каждый сигнал светофора?
- Молодцы! Садитесь все на места.
- А в этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт.
он пешком устал шагать,
хочет пассажиром стать.
- Дети “Зелёного ” столика – вы по очереди будете называть как правильно надо себя вести на остановке и передавать эстафетную палочку. Повторяться не надо.
(Дети встают у доски в линию, называют правило и передают палочку.)
- А вот и автобус. Послушайте рассказ о том, как два друга совершали поездку.
Когда подошел автобус Петя с Васей первыми влетели в автобус с криком: “Вон два места, скорее!” – и, расталкивая пассажиров, кинулись к сиденьям. В руках они держали по мороженому. Ребята ели его и с удовольствием разглядывали пассажиров: рядом стоял дедушка, мама с малышом, женщины с тяжелыми сумками. “Здорово, что мы поторопились, а то не успели бы сесть!”
- Что вы можете сказать о мальчиках?
- Что ребята делали неверно?
- Как надо вести себя в общественном транспорте?
- Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступаете правильно.
4. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы опять.
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам «Стой!»-кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперёд
Влево, вправо, поворот.
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора!
Вверх поднимем, вниз опустим,
Пролетим, как самолёт.
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперёд.
Левой, правой, левой, правой.
Смело мы идём вперёд.
Светофор – помощник славный
Уставать нам не даёт.
5. Знакомство с дорожными знаками.
- Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные знаки. Некоторые из них вам уже знакомы, а другие мы увидим сейчас. У каждого знака свое назначение. Постарайтесь их запомнить.
- Есть знаки, которые называются информационно – указательными. Они указывают на определенное место:
1.Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Знак "Пешеходный переход":
2. В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Знак "Место остановки автобуса"
- Среди всех дорожных знаков самые строгие - запрещающие. Они имеют форму круга с красной каймой или красным фоном.
4. Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.
Знак “Движение пешеходов запрещено”
5.Велосипед на круге красном
Значит, ехать здесь опасно!
Знак «Движение на велосипеде запрещено»
- Ещё одна группа знаков - предупреждающие.
6. Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимательней, шофер!
Рядом садик, школьный двор.
Знак “Дети”
7.Знак "дорожные работы".
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.
Знак "Дорожные работы"
-Среди дорожных знаков есть знаки сервиса, которые говорят нам, где можно поесть, отдохнуть, позвонить, заправить машину и т. д.
8. Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: "Будь здоров! "
Знак "Больница"
9.Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!
Знак "Телефон"
10. Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!
Знак "Пункт питания"
Самый малый знак дорожный,
Он стоит не просто так.
Будьте, дети, осторожны
Уважайте каждый знак!
6. Закрепление изученного (электронный тест)
- А теперь, ребята, давайте каждый себя проверит, на сколько хорошо он усвоил то, о чём мы говорили на сегодняшнем уроке. Включите ноутбуки и откройте электронный тест по Правилам дорожного движения. Прочитаем инструкцию.
- Кому что не понятно?
- Приступили к выполнению теста.
- Молодцы! Вы все справились с этим заданием. Закройте тест.
7. Рефлексия.
- Я знаю, что вы все очень любите рисовать. Откройте программу для рисования.
- Нарисуйте дорожный знак, который вам больше всего запомнился:
«Красный» стол из группы информационно-указательных знаков;
«Жёлтый» стол из группы запрещающих знаков;
«Зелёный» стол из группы знаков сервиса.
8. Итог урока
- Что полезного для себя вы получили от сегодняшнего урока
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке соответствующим смайликом.
Рекомендуем посмотреть:
Игра по окружающему миру для 2 класса
Классный час на тему: Правила дорожного движения, 2 класс
Внеурочное занятие по правилам дорожного движения на тему «Вопрос – ответ по ПДД», 2 класс
Тематическая беседа по ПДД для 1-2 класса. Конспект: Общественный транспорт
Похожие статьи:
ПДД в начальной школе
Викторина по ПДД для начальной школы с ответами
Сценка по ПДД для учащихся 3 - 4 класса
Инсценировка по ПДД для начальной школы
Беседа по ПДД в начальной школе. Правила для пешеходов