Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект ОД в подготовительной группе ДОУ по ФГОС

Конспект образовательной деятельности на тему: «Поможем Вовке из Тридевятого царства»
Пояснительная записка
Конспект образовательной деятельности «Поможем Вовке из тридесятого царства» для детей подготовительной к школе группы. Материал подобран так, чтобы закрепить и совершен-ствовать пройденное. В данной деятельности используются разные формы такие как; игровая ситуация; закрепление ранее изученного материала в продуктивной, коммуникативной детской деятельности. Конспект разработано по новым требованиям ФГОС, в процессе её реализации интегрируются образовательные области: «физическое развитие», «речевое развитие», «познание», «коммуникация».

Актуальность:
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития. К моменту поступления в школу дети уже должны свободно ориентироваться в пространстве, на плоскости и в составе слова (какой звук слышим первым - какую букву пишем, какой звук в конце слова, в середине слова т.д.). Если не развивать у ребенка пространственные представления, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо, в старших классах физика и геометрия, так как для освоения данных предметов требуется хорошо развитое пространственное мышление.

Т.А. Мусейибова отмечает, что пространственные отношения развиваются у ребенка по-этапно.
На первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе»:
- определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные;
- понимать их соотношение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

Умение ориентироваться "на себе" служит основой для овладения ориентировкой на дру-гих объектах.

На втором этапе дети учатся умению ориентироваться в окружающем пространстве не только "от себя", но и "от любых предметов":
- ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

Третий этап — это применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

1. Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности детей: Познавательная,игровая, коммуникативная.

2. Методическая информация
Тема образовательной деятельности: «Поможем Вовке из тридевятого царства»
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Словесный (художественное слово, рассказ, объяснение), наглядный (письмо), игровой метод, похвала, наглядный (раздаточный материал), практический (выполнение заданий).
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, в процессе выполнения практических заданий), речевое развитие (обобщение активного словаря), физическое (развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук в процессе физ. минутки)
Возрастная группа: Подготовительная группа
Цель: Обобщить и систематизировать материал по темам: ориентировка в пространстве и на плоскости посредством выполнения практических заданий.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
- Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Планируемые результаты:
- Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- Ребенок обладает начальными знаниями о себе
Организация среды для проведения занятия(образовательной деятельности): Интерактивная игра «Укрась ковер», презентация, основа для составление узора, картина, изображения геометрических фигур, карандаши.

1. Мотивация к деятельности
Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся).

Ребята, посмотрите нам на электронную почту пришло видеописьмо, давайте его прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вовка из Тридевятого царства. Со-всем скоро я пойду в школу. Герои сказок решили мне помочь подготовиться и приготовили задания. Помогите мне с ними справиться». Ну что, ребята, поможем Вовке? Приветствуют друг друга.
Слушают воспитателя, как он читает стихотворение и письмо.

2. Поиск, решение задачи, проблемы
Цель: Опора на опыт детей, необходимый для «открытия ново-го знания», освоения нового способа, уме-ния, выработка навыка
Давайте, Вовке из Тридевятого царства расскажем о нас, о тех, кто собирается ему помочь. Покажите, где у вас левая рука, а где правая. Пусть каждый из вас назовет своего соседа, друга справа и слева.
Называют своего друга справа и слева
Берут каждый ни-точку, натягивают её и слушают воспитателя.

3. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы
Цель: Совместное определение конкретных действий Ребята, давайте напишем Вове из Тридевятого царства ответ, что мы ему обязательно поможем добраться до дома.
Правда, ведь, ребята?
(отдают нянечки, чтоб она это письмо передала почтальону)Слушают воспитателя, вместе с воспитателем пишут письмо.
Дети: Да

4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве и на плоскость.
Тогда нам нужно отправлять в путь. Посмотрите, ребята кто-то это у нас там, на троне сидит?
Правильно, ребята это царь. Свой дворец он хочет украсить новым ковром, вот только он некрасивый просто зеленый. Царь попросил Вовку его украсить.

Задание 1:
Мы поможем Вовке его украсить, чтобы он всем по-нравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием

Посмотрите, кто нас встречает? Бабушка приготовила для Вовки вот такое задание.

Задание 2:
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
- Что изображено в центре этой картины?
- Сколько и каких предметов справа от домика?
А слева?
- Правильно, вы очень внимательные.
А мы отправляемся дальше!
Смотрите, нас уже встречают Василисы Премудрые, они приготовили сложное задание.

Задание 3:
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и вы-полнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
Прежде чем отправиться дальше немного разомнёмся.

Физминутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Посмотрите, кто нас встречает? Правильно печка. У печки тоже интересное задание. Присаживайтесь за столы.

Задание 4
«Будь внимательным»:
Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый.
Правильно, ребята, мы помогли Вовке выполнить последнее задание Слушают воспитателя, выполняют задания.

Выполняют задание в соответствии с инструкцией педагога

Домик

справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица
3 дерева, 1 гриб, 1 цветок

Выполняют задание в соответствии с инструкцией педагога

5. Самоконтроль
Ребята, вот и помогли Вовке из Тридевятого царства выполнить все задания. Давайте Вовке из Тридевятого царства расскажем, какие задания мы помогли ему выполнить. Рассказывают Вовке из Тридевятого царства, какие задания они выполняли. Словесный (рассказ).

6. Рефлексия,
анализ.
Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. Что вам больше всего запомнилось. Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Потому что вы очень друж-ные, умеете считать, ориентироваться в пространстве, помогаете друг другу. Сего-дня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. За-кройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка). Дети делятся впечатлениями с воспитателем о сего-дняшнем путешествии. Отвечают на вопросы. Похвала, словесный (итоговая беседа).

Дальнейшая разработка темы
Организация игровой деятельности
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: "Как пройти в магазин ", "Дорога на почту (в аптеку)", "Дорога в школу".
Непосредственно-образовательная деятельность Формирование пространственно - временных представлений посред-ством ориентировки на циферблате стрелочных часов
Непосредственно-образовательная деятельность Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем…, «ниже, чем»…, предлоги над, под, между)

Работа с родителями:
Провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, а также дать рекомендации родителям по развитию пространственных представлений у ребенка:
Знакомя ребёнка с окружающим пространством, необходимо научить его обращать внимание на важные детали. Время от времени просите ребёнка вспомнить, что находится в разных комнатах вашей квартиры и как вещи расположены относительно друг друга, вместе устройте небольшую перестановку в комнате. По пути в детский сад обратите внимание малыша на важные ориентиры, которые встречаются по дороге, где, когда и в какую сторону надо свернуть. Через некоторое время попросите его рассказать, где вы шли, по памяти. Гуляя по знакомым маршрутам, предложите довести вас до почты или аптеки. Очень важно научить ребёнка объяснять путь другим людям. Умение кратко, чётко и понятно объяснить дорогу требует тренировки.

Обратите внимание ребёнка на тот факт, что с более высокого положения можно увидеть более удалённые объекты, охватить взглядом более широкую панораму. Вспомните вместе слова девочки Маши из сказки «Маша и медведь»: «Высоко сижу, далеко гляжу».

Вместе выучите свой домашний адрес: страна, село, название улицы, номер дома и квар-тиры.. Обратите внимание ребенка на схемы, которые можно увидеть при входе в парк, в зданиях (схема этажа для эвакуации, в транспорте (схемы маршрута следования, схему линий метро). Научите читать эти схемы, используя данную в них информацию в практических целях.

Познакомьте ребёнка с картой села, вместе найдите на ней улицу, на которой живёте, парк, в котором гуляете и другие интересные и знакомые объекты.

Гуляя на природе - в парке, в лесу, - познакомьте ребёнка со сторонами света: объясните, что солнце встаёт на востоке, а садится на западе; покажите ему компас и научите им пользо-ваться. Используя компас, можно поиграть в пиратов: закопать в определённом месте «клад» и нарисовать карту с указанием объектов-ориентиров и сторон света.

Чтобы воспитать у ребёнка более широкий взгляд на пространство и, соответственно, на мир в целом, полезно в интересной и познавательной форме дать основы исторических и географических знаний. В этом вам помогут познавательные фильмы, книги и игры.

Литература:
1. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб «Детство-Пресс» 2005 г.
2. Сунцова А.В., С.В. Курдюкова «Изучаем пространство».- М.: Эксмо 2009 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ОД с учётом ФГОС для детей подготовительной группы детского сада на тему: Моя Родина Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе Конспект ОД с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: Зима | Сценарий митинга ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Опубликовано: 1816 дней назад (3 декабря 2019)
Просмотров: 784
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Горбунова Наталья Николаевна # 4 декабря 2019 в 04:40 +1
Здравствуйте. Очень понравилось ваше занятие. В ходе занятия вы использовали эффективные методы и приёмы для решения цели и задач. Были выполнены основные требования к занятию: Чёткость, компактность, доступность. Хорошо продумана взаимосвязь всех этапов занятия. Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Очень доступно изложен материал. Все мы знаем, что у детей ярко выражена повышенная потребность в общении с персонажами сказок, историй, рассказов. Они близки детям по духу. У вас была предложена проблемная ситуация «Помочь Вовке из тридевятого царства подготовиться к школе и выполнить все задания». Она стимулировала детей на дальнейшую деятельность: выполнение заданий, активизации познавательной деятельности, также был вызван интерес у детей к дальнейшей работе.
Я считаю, что достижение цели занятия, через реализацию всех поставленных задач, было выполнено успешно. Большое спасибо за предложенный опыт. Обязательно воспользуюсь вашим материалом.
Марина Нуржановна Жанзакова # 6 декабря 2019 в 17:09 0
Спасибо,за ваш отзыв!