О роли сказок в воспитании детей.
"Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок"
Цель: Раскрыть значение чтения сказок для детей на собственном повествовании.
задачи:
-показать важность народных сказок в процессе взросления;
-пробудить желание читать сказки детям;
-воспитание любви к Родной стране.
Автор: Ветрова Марина Александровна, Воспитатель МБДОУ д/с №4 г.Татарска Новосибирской области.
Описание: данная работа адресована ученикам старших классов, студентам, педагогам, учителям и всем, кто любит сказки. Советую прочитать родителям.
«Здравствуй, моя милая мамочка!
Как ты живёшь? Как твое здоровье? Недавно увидела в интернете конкурс «В гостях у сказки» и вспомнила, как ты мне в детстве много читала и рассказывала разных сказок, сказочных историй. Помнишь, да?
Мама, ты, наверное, начала читать мне сказку, когда я еще даже не разговаривала, а была совсем грудничком? Я представляю, как ты держала меня у себя на руках и, покачивая, рассказывала сказку. Наверняка это была «Курочка Ряба»! Я угадала?!
Сейчас смотрю, как мои дети ложатся спать и просят прочитать им сказку… Мама, я ведь тоже такая была и просила сказку? Думаю, что многие дети так делают, ну а мы, как хорошие и любящие родители берем книгу, выбираем самую лучшую сказку, садимся и читаем ее любимым чадам.
Мама, ты знаешь, я очень любила, когда ты рассказывала про Ивана-Царевича, про богатырей. Я, еще даже не закрывая глаза, представляла их себе добрыми и смелыми. Я верила, что Добрыня Никитич обязательно должен победить этого злого Змея Горыныча, а Иванушку обязательно найдет Аленушка и злая Баба Яга пропадет пропадом. А Емеля – дурачок, вовсе и не дурачок, а повезло – щуку волшебную поймал, и все у него закончилось удачно – женился на Марье-царевне. Да, нельзя о людях плохо думать, пока не узнаешь получше!
А богатырям часто приходилось выбирать куда идти: прямо, направо или налево. И куда бы он путь не выбрал, везде препятствия были, прежде чем хороший конец наступал. Ну, прям, как в жизни: всё хорошее через трудности и испытания.
Мама, это что же получается? Что сказки готовили меня к жизни? Ведь из сказок я такое узнаю.
А что сказка «Репка», которую каждый наизусть знает, а мы ее даже в садике часто инсценируем, чему-то тоже меня научила?!
Вот посадил дед репку. Пришло время ее убирать. Самому трудно. Стал звать своих домашних. И пока все, даже самая незначительная и, казалось бы, ненужная мышка не присоединилась – не было бы результата. Да, конечно это очевидно, что только дружно и вместе они смогли вытащить репку. А еще получается: любой человек, даже самый незначительный - важен! Все как в жизни.
Мамочка, но ведь не каждая сказка имела хороший конец. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». В итоге старуха оказалась снова у разбитого корыта! А как же так получилось? А все потому, что характер свой менять не хотела, людей не любила, ни чем не была довольна, а жадность и ненасытимость стали сильнее её. Так она ни чему и не научилась и осталась ни с чем.
Мама, а ведь и не сказке такое тоже бывает, у людей. Ну, неужели им в детстве сказок не читали?
Да, мамуль, многому меня твои сказки научили и учат. Когда я подросла и сама уже могла читать книги, знаешь, какая книга стала у меня самой читаемой? СКАЗКИ народов СССР! Там уже, конечно, были и про любовь: как богатырь спасает возлюбленную и у них (ну, как и всегда) все хорошо заканчивается. Я ведь стала верить и представлять, что любовь – это счастье. И это действительно так! Ведь у хороших людей, которые не преломляются под зло и ложь, а излучают добро, свет, говорят правду, у них всегда бывает и будет хороший конец.
Ой, мамуль, знаешь, вроде в городе живу, все есть, а так в деревню тянет. В лес хочется, к русским березкам, по траве босиком походить, чтобы ветер в лицо, запах цветов полевых! А зимой-то, зимой как здорово! Речка замерзает. Представляю, как раньше люди к проруби ходили за водой; Емеля с щукой в ведре; волк хвост приморозил, когда рыбу ловил. А морозы, какие трескучие бывают!
Мам, я люблю Россию, люблю её просторы, её народ, песни, люблю сказки, которые ты мне читала!
Мама, я поняла! Читая мне сказки, ты хотела, чтобы я выросла хорошим человеком, верила в добро, в людей!
Спасибо, тебе, моя родная мамочка!
Твоя дочь Марина»
P.S. Да, это не статья. Это мое письмо к моей маме. Но ведь в условиях к конкурсу и не сказано, как рассказать о воспитательной роли сказок. Это моя история о том, как сказки, читаемые мне, мной оказали свое воспитательное воздействие. Я действительно люблю свою страну. И надеюсь, что сказки не потеряли свое волшебное действие и по отношению к моим детям. Поживем – увидим.
Спасибо всем!
Рекомендуем посмотреть:
Место сказок в системе воспитания детей
О роли сказок в воспитании детей
Воспитание детей дошкольного возраста сказкой
Педагогическая ценность сказки