Конспект ООД по познавательному развитию в старше – подготовительной группе на тему «Сравнение кроликов и зайцев»
Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему "Сравнение кроликов и зайцев"
Автор: Киселева Марина Викторовна воспитатель
МДОУ детский сад комбинированного вида № 22 «Золотой ключик» посёлок Новый Егорьевского района Московской области
Описание работы: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старше – подготовительной группе по теме «Сравнение кроликов и зайцев». Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы. Этот конспект поможет детям закрепить и расширить знания о домашних и диких животных на примере зайца, кроликов домашних и степных.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель:
закрепление и расширение знаний детей о диких и домашних животных на примере кроликов и зайцев.
Задачи:
уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных.
Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов.
Уточнить признаки домашних и диких животных.
Материал:
Картины с изображением зайца, домашних кроликов, степного кролика; игрушечный заяц.
Ход ООД:
Воспитатель:
Дети, сегодня к нам пришел на занятие заяц, чтобы узнать о жизни своих родственников: среди игрушек был разговор о том, что ребята сегодня будут беседовать о зайцах и каких-то кроликах. «Кто такие зайцы, я знаю, а о кроликах даже не слышал», – говорит зайчик.
Посмотрите, пожалуйста, на картинку и ответьте на вопросы:
Где живут зайцы?
Чем питаются зимой, летом?
Дети:
Зайцы живут в лесу.
Зайцы – травоядные животные.
Воспитатель:
Что это значит?
Дети:
Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие.
Воспитатель:
Что вы можете сказать о заячьих зубах?
Дети:
Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних.
Воспитатель:
У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания?
Дети:
У тушканчика, кенгуру.
Воспитатель:
Есть ли у них враги и как они от них спасаются?
Дети:
Их много. Это лисы, волки, сороки, вороны, куницы.
Воспитатель:
Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!
Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.
Воспитатель:
Дети, посмотрите на картинку, на которых изображены кролики.
Давайте послушаем Алису.
Алиса:
В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Ох, и острые же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик.
Все узнали его…
Дети:
Кролик
Воспитатель:
Правильно, дети! Спасибо Алиса.
Давайте зайчику расскажем про кролика.
Дети:
Кролики это совсем другое животное – домашнее. Имеют сходство с зайцем. Тело покрыто шерстью. Имеют длинные уши, короткие хвосты, передвигаются прыжками. У них очень острые и длинные передние зубы. И кролики, и зайцы являются растительноядные. Кроме различных растений, любят обгрызать кору с деревьев.
Домашние кролики уже давно живут возле человека, который вывел много разных пород кроликов. Домашние кролики бывают разных цветов (серые, белые, черные) и не меняют окрас шерсти зимой, как заяц.
Воспитатель:
Я вам расскажу, какие различия есть у зайцев и кроликов.
Заяц летом серый, а зимой белый. Он не копает нор и долго не может жить на одном месте. Зайцы крупнее, и у них длиннее лапы и уши. Зайчата рождаются зрячими, покрытыми шерстью.
Кролики имеют разнообразную окраску. Кролик норы копает, постоянно их достраивает. Уши и передние лапы короче, чем у зайца. Крольчата рождаются голыми и слепыми, мать ухаживает за ними.
Предлагаю отдохнуть.
Физкультурная минутка:
Кролик потянулся
Раз, два, три, четыре, пять
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапки в сторону развел,
Но морковки не нашел.
Чтоб морковку нам достать,
Надо на носочки встать.
Воспитатель:
Я расскажу сейчас еще об одном животном, которое тоже называется кроликом.
Все послушают и затем решат, какой же это кролик: домашний или дикий. В разных странах на нашей планете живут кролики: в Северной Америке, во Франции, Испании, Италии, на Украине. (Показываю на глобусе.) В России таких кроликов нет. Эти зверьки имеют раскосые глаза, длинные уши, короткий хвост, прыгают на четырех лапах. Задние лапы намного длиннее передних. Их тело покрыто шерстью буро-землистого цвета. По размеру они немного меньше наших зайцев. Окрас шерсти не меняют. Живут эти кролики в степях – это такие большие пространства земли, где растет одна трава, а леса нет. В Северной Америке такие степи называются прериями.
Кролики живут в земле. Они роют длинные разветвленные норы и днем из них не показываются. Выходят кормиться только ночью. Поедают самые различные степные травы. У них много врагов – лисы, волки, хищные птицы, в Северной Америке – койоты (волки).
Эти кролики не похожи на наших зайцев еще и тем, что родят много крольчат. Самка-крольчиха может родить сразу 10—12 маленьких, совсем голеньких, слепых крольчат, которых она потом долго выкармливает. Зайцы в наших лесах родят по 3—5 зайчат. Они покрыты шерстью. Мать их покормит и убегает. Через несколько дней зайчата сами начинают, есть траву.
На степных кроликов люди издавна привыкли охотиться. Вот о каком новом интересном животном вы узнали. И ты, игрушечный зайчишка, теперь тоже про них знаешь.
Дети, вам осталось решить: степной кролик – это дикое животное или домашнее?
Дети:
Степной кролик – это дикое животное.
Воспитатель:
Дети, нашему гостю понравились ваши интересные рассказы. Он узнал много нового и интересного про диких и домашних кроликов. Говорит вам спасибо, до свидания.
Дети, а что вам понравилось на занятии?
Что нового и интересного вы узнали?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД «В гостях у Лесовичка» для детей старшей - подготовительной группы
Летнее развлечение с водой для детей младшей группы. Сценарий
Беседа с детьми средней группы на тему: Охрана природы
Экологическая беседа в подготовительной группе. Красная Книга
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по теме «Юные экспериментаторы»