Педагогический проект. Адаптация детей в детском саду
Педагогический проект "Я иду в детский сад"
Введение
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Поэтому в период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Назначение проекта
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное существование в детском саду и в семье.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста. Актуальность проекта
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Вид проекта: практико-ориентированный Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.
По времени проведения: В течении учебного года по мере поступления детей.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определя¬ются основные задачи, решаемые проектом:
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возра¬ста в период адаптации к детскому саду;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
Параллельно с решением основных задач решаются за¬дачи комплексного развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной ак¬тивности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения. Ожидаемый результат
Данная система работы, на мой взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу социализации.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Поэтому реализация данного проекта предполагает следующую работу с родителями:
Сбор информации о личности и интересах каждого воспитанника;
Знакомство родителей с процессом адаптации через консультации и информационные уголки в группах;
Участие в организации предметно-развивающей среды группы;
Участие в выставке работ «Золотые руки наших мам»;
Оформление фотовыставки для родителей «Я люблю свой детский сад».
Ход работы над проектом
Сведения о поступающих детях я получала в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором с момента поступления ребенка в группу фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребенка к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе беседы с родителями, устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за ребенка, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие. Для самостоятельной активности детей были подготовлены центры развития:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• книжный уголок;
• уголок сенсомоторного развития;
• уголок настольно-печатных игр;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровая зона (с игрушками, строительным материалом).
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
На дальнейшем этапе реализации проекта велась работа на установление доверительных отношений с детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения. Эта задача осуществлялась с помощью комплекса следующих мероприятий (табл.1):
Табл.1 Организация мероприятий, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком.
№ недели
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Понедельник
1. «Вместе весело шагать…»- беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами
2.Игра «Полянка настроения»
3. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Бабочки на лугу»
2.Сказкотерапия
3. «Цветок» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия.
1.Игра «Полянка настроения»
2.Сказкотерапия
3. «Солнечный зайчик» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Салют»
2.Сказкотерапия
3. «Цветок» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
Вторник
1.Игра «Колючий ёжик»
2.Сказкотерапия
3.«Воздушные шарики» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Храбрые лягушата»
2.Сказкотерапия
3. «Тепло-холодно» релаксационное упражнение
1.Игра «Что нам подскажут наши пальчики»
2.Сказкотерапия
3.«Пчелка» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Бабочки на лугу»
2.Сказкотерапия
3. «Воздушные шарики» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
Среда
1.Игра «Что нам подскажут наши пальчики»
2.Сказкотерапия
3. «Облака» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия.
1.Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
2.Сказкотерапия
3. «Солнышко и тучка» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Дом счастливого ребенка»
2.Сказкотерапия
3. «Бабочка» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Упражнение «Дышим животиком»
2.Сказкотерапия
3.«Облака»релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
Четверг
1.Игра «Легкое перышко»
2.Сказкотерапия
3. «Лентяи» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Разговор с игрушкой»
2.Сказкотерапия
3. «Солнышко и тучка» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Храбрые лягушата»
2.Сказкотерапия
3. «Птички» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Полянка настроения»
2.Сказкотерапия
3. «Лентяи» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
Пятница
1.Упражнение «Дышим животиком»
2.Сказкотерапия
3. «Водопад» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Дом счастливого ребенка»
2.Сказкотерапия
3. «Улыбка» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
2.Сказкотерапия
3. «Сосулька» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия
1.Игра «Легкое перышко»
2.Сказкотерапия
3. «Водопад» релаксационное упражнение
4. «Обнималки» телесная терапия.
Итоги проекта
В ходе реализации проекта «Я иду в детский сад» были получены следующие результаты:
Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;
Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;
Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
В заключении проекта была организована фотовыставка для родителей «Я люблю свой детский сад», в которой отражены основные режимные моменты группы, а так же некоторые мероприятия по здоровьесбережению.
Скачать Педагогический проект. Адаптация детей в детском саду
Марина Вячеславовна, спасибо Вам за проект, который для меня достаточно интересен, так как я вышла работать в группу к детям раннего возраста. Мне бы хотелось подробнее узнать о релаксационных упражнениях и телесной терапии, а именно что это такое? как вы проводили, т.е. ход этих упражнений. Были ли у Вас детки, которые отказывались от телесной терапии "обнималки"?
телесная терапия не подразумевает в себе какие-либо упражнений. Просто я как можно чаще беру ребенка на руки (исходя из ситуации), обнимаю детей или слегка прижимаю к себе. А еще у нас появилась такая традиция: после игр или, например, занятий, когда мы вместе справились с какой-либо задачей или решили проблему (разумеется мной же и созданной в рамках занятия) мы с детьми сами себе аплодируем, кричим "Урааа!",и тут я всегда говорю "А теперь обнимашки"-дети бегут ко мне и мы все обнимаемся и смеемся. Вот и всё упражнение, но оно дает хорошую эмоциональную разгрузку детям и мне, а так же позволяет установить контакт с детьми наилучшим образом.