Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Подготовка детей с нарушением интеллекта к письму цифр

Методическая разработка. Подготовка детей с нарушением интеллекта к письму цифр
Автор: Хисматова Мавлия Агзамовна, учитель, Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Республика Марий Эл.
Методическая разработка на тему: Подготовка детей с нарушением интеллекта к письму цифр
Данная разработка может быть полезна педагогам, работающим с умственно отсталыми детьми.
На этапе пропедевтического периода обучения особенно важно уделять внимание подготовке руки ребёнка к письму.
Часто это вызывает большие трудности. В публикации есть рекомендации для начинающих учителей в данном направлении.

Слабая моторика пальцев рук, зрительное и пространственное нарушения, быстрая утомляемость, сильная возбудимость – характерные для детей с нарушением интеллекта, заметно затрудняют этот процесс.
Для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук ежедневно провожу с детьми пальчиковую гимнастику в виде упражнений, которые включают в себя движения в игровой форме – со стихами, песенками, имитацией движений животных и т. д.

Перед началом письма предлагаю детям:
1. Покатать между ладонями ручку или карандаш.
2. Собирать и разбирать пирамидки.
3. Выкладывать из мелких предметов (пуговицы, зёрна, мозаика и т. д.) цифру.
4. Конструировать из счётных палочек несложные фигурки.
5. Выкладывать узор из мозаики.

С целью развития мелкой моторики, на уроках ручного труда я провожу следующую работу:
- дети лепят из пластилина изученную букву, цифру,
- обводят по трафарету и вырезают фигурки животных, геометрические фигуры,
- из пластилиновых шариков выкладывают узоры по нанесённому контуру.

Упражнения подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей.
Считаю, что выбран удачный вариант, если все упражнения выполняются легко, непринуждённо и приносят детям радость, удовольствие.
С первых дней учёбы наши первоклассники начинают работу в тетрадях. Они уже чувствуют себя учениками. У них появляется чувство гордости и ответственности и поэтому они изо всех сил стараются соблюдать в своих рабочих тетрадях порядок и чистоту. Но получается, конечно, не сразу и не у всех.
Тренировать руку только написанием палочек и элементов букв и цифр скучно для наших детей, утомительно и однообразно.
предлагала детям нарисовать в тетрадях различные фигурки и закрасить их цветными карандашами. А когда рука ребёнка немного окрепнет, то рисунки становятся опрятнее и красивее. Тогда это приносит детям и учителю большую радость и удовлетворение.
И вот, наконец, мы перешли к написанию цифр.

Подготовка к письму цифр включает несколько этапов:
1. Написание отдельных элементов цифр.
2. Рассматривание крупно выполненного образца цифры.
3. Показ учителем процесса написания цифры.
4. Обводка модели цифры пальцем.
5. Письмо цифры в воздухе.
6. Обводка цифры, написанной карандашом.

На этом этапе обучения письму заостряю внимание детей на том, чтобы они соблюдали последовательность написания элементов цифр, чтобы писали, а не рисовали цифры.
После того, как цифры будут написаны, дети сравнивают их с образцом, выявляют наиболее удачные работы, которые выставляются на всеобщее обозрение.

Не все дети успевают одинаково. Для тех, которые испытывают определённые трудности в написании цифр, провожу дополнительную работу:

- более длительное время прописываю цифры карандашом,
- ставлю опорные точки,
- выделяю строку.

Во время обучения детей с нарушением интеллекта письму цифр большое внимание уделяю индивидуально-личностному подходу в зависимости от возможностей детей: беру руку ребёнка в свою руку, и мы вместе, в две руки пишем цифру или элемент какой-либо цифры.
Это вполне оправданный приём в процессе обучения детей с нарушением интеллекта. Так как наши дети часто неуверенны в себе, они нуждаются в постоянном внимании и заботе со стороны учителя, искренне радуются малейшему успеху и похвале.

Рекомендуем посмотреть:

Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Коррекционно - развивающие и дидактические игры на уроках математики
Опубликовано: 3641 день назад (4 декабря 2014)
Просмотров: 3630
+6
Голосов: 6
Светлана Алексеевна Шевченко # 4 декабря 2014 в 20:34 +1
Здравствуйте, Мавлия Агзамовна, спасибо за приглашение, с удовольствием почитала Ваш материал. Да, работать с детьми с нарушением интеллекта не просто. Они очень сложно обучаются,Ваши методы очень хороши. Я думаю, многие педагоги, работающие с такими детьми возьмут себе на заметку Ваш конспект. Мой голос Вам +1. Удачи и успехов, а так же новых творческих идей!!!
Алёна Клёнова # 4 декабря 2014 в 21:00 +1
Уважаемая Мавлия Агзамовна, спасибо за представленный материал. Очень понравился простой язык изложения, то, что пишете своими словами. Я согласна, что индивидуальная работа с детьми очень важна, особенно с теми, кому такие задания даются с трудом. И ещё: я всеми руками ЗА поддержание на уроках положительного настроя, т. е. с Вашими словами: "упражнения выполняются легко, непринуждённо и приносят детям радость, удовольствие". Ещё раз благодарю за полезную методическую разработку.
Лилия Викторовна Большакова # 4 декабря 2014 в 21:06 +1
С удовольствием добавляю комментарий. Труднее дождаться комментария, когда работаешь в особой сфере. Ваша работа очень нужная, поможет добиваться более хорошего результата в обучении письму. Пальчиковые упражнения очень развивают речь, помогают работе мозга.Творческих Вам успехов.Я тоже опубликовала свою работу. Пожалуйста, посмотрите.
наиля шарифзяновна Сабирова # 4 декабря 2014 в 21:11 +1
Мавлия Агзамовна, спасибо за рекомендации. Я думаю, что Ваш опыт поможет не только педагогам, но также родителям, которые занимаются с детьми дома. Причём и с малышами, и с особенными детками.
Елена Викторовна Багрова # 4 декабря 2014 в 21:51 +2
Даже обычного здорового ребёнка научить правильно и красиво писать буквы и цифры не просто, а уж к Вашим деткам нужен особый подход. Хорошо, что у Вас это получается легко и просто. Дети чувствуют, когда в них верят, когда радуются их успехам. Материал будет востребован, т.к. Вы даете практические рекомендации. Спасибо! Голос!
Ольга Алексеевна Половинкина # 5 декабря 2014 в 18:31 +1
Добрый вечер, Мавлия Агзамовна! Спасибо за приглашение! С большим вниманием прочитала Вашу разработку по подготовке детей с нарушением интеллекта к письму цифр. Я с вами согласна во всем. Все предложенные игры и упражнения очень полезны для развития мелкой моторики рук и помогут детям не только в написании цифр, но и букв, слогов, слов. Все предложенные приемы активно использую в своей работе и рекомендую использовать их всем педагогам, работающим с особыми детьми, родителям для занятий дома со своими детьми. +1!
Марина Робертовна Гапич # 9 декабря 2014 в 13:05 0
Творческий подход в подборе разнообразных приемов с учетом индивидуальных особенностей детей позволяет активизировать воздействие на школьников, значительно разнообразить процесс обучения. Использование игр с элементами движения позволяет успешно решать задачи коррекционной работы при подготовке руки ребенка к письму.
В ходе работы учитель имеет возможность реализовать сразу несколько задач: сформировать и закрепить общеучебные умения и навыки, обучить новому, закрепить качество и прочность знаний , повысить активность детей. Спасибо. Голос.