Методическая разработка. Подготовка детей с нарушением интеллекта к письму цифр
Автор: Хисматова Мавлия Агзамовна, учитель, Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Республика Марий Эл.Методическая разработка на тему: Подготовка детей с нарушением интеллекта к письму цифр
Данная разработка может быть полезна педагогам, работающим с умственно отсталыми детьми.
На этапе пропедевтического периода обучения особенно важно уделять внимание подготовке руки ребёнка к письму.
Часто это вызывает большие трудности. В публикации есть рекомендации для начинающих учителей в данном направлении.
Слабая моторика пальцев рук, зрительное и пространственное нарушения, быстрая утомляемость, сильная возбудимость – характерные для детей с нарушением интеллекта, заметно затрудняют этот процесс.
Для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук ежедневно провожу с детьми пальчиковую гимнастику в виде упражнений, которые включают в себя движения в игровой форме – со стихами, песенками, имитацией движений животных и т. д.
Перед началом письма предлагаю детям:
1. Покатать между ладонями ручку или карандаш.
2. Собирать и разбирать пирамидки.
3. Выкладывать из мелких предметов (пуговицы, зёрна, мозаика и т. д.) цифру.
4. Конструировать из счётных палочек несложные фигурки.
5. Выкладывать узор из мозаики.
С целью развития мелкой моторики, на уроках ручного труда я провожу следующую работу:
- дети лепят из пластилина изученную букву, цифру,
- обводят по трафарету и вырезают фигурки животных, геометрические фигуры,
- из пластилиновых шариков выкладывают узоры по нанесённому контуру.
Упражнения подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей.
Считаю, что выбран удачный вариант, если все упражнения выполняются легко, непринуждённо и приносят детям радость, удовольствие.
С первых дней учёбы наши первоклассники начинают работу в тетрадях. Они уже чувствуют себя учениками. У них появляется чувство гордости и ответственности и поэтому они изо всех сил стараются соблюдать в своих рабочих тетрадях порядок и чистоту. Но получается, конечно, не сразу и не у всех.
Тренировать руку только написанием палочек и элементов букв и цифр скучно для наших детей, утомительно и однообразно.
предлагала детям нарисовать в тетрадях различные фигурки и закрасить их цветными карандашами. А когда рука ребёнка немного окрепнет, то рисунки становятся опрятнее и красивее. Тогда это приносит детям и учителю большую радость и удовлетворение.
И вот, наконец, мы перешли к написанию цифр.
Подготовка к письму цифр включает несколько этапов:
1. Написание отдельных элементов цифр.
2. Рассматривание крупно выполненного образца цифры.
3. Показ учителем процесса написания цифры.
4. Обводка модели цифры пальцем.
5. Письмо цифры в воздухе.
6. Обводка цифры, написанной карандашом.
На этом этапе обучения письму заостряю внимание детей на том, чтобы они соблюдали последовательность написания элементов цифр, чтобы писали, а не рисовали цифры.
После того, как цифры будут написаны, дети сравнивают их с образцом, выявляют наиболее удачные работы, которые выставляются на всеобщее обозрение.
Не все дети успевают одинаково. Для тех, которые испытывают определённые трудности в написании цифр, провожу дополнительную работу:
- более длительное время прописываю цифры карандашом,
- ставлю опорные точки,
- выделяю строку.
Во время обучения детей с нарушением интеллекта письму цифр большое внимание уделяю индивидуально-личностному подходу в зависимости от возможностей детей: беру руку ребёнка в свою руку, и мы вместе, в две руки пишем цифру или элемент какой-либо цифры.
Это вполне оправданный приём в процессе обучения детей с нарушением интеллекта. Так как наши дети часто неуверенны в себе, они нуждаются в постоянном внимании и заботе со стороны учителя, искренне радуются малейшему успеху и похвале.
Рекомендуем посмотреть:
Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Похожие статьи:
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет