Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекционно - развивающие и дидактические игры на уроках математики

Дидактические игры на уроках математики
Хисматова Мавлия Агзамовна. Учитель высшей категории, Савинский детский дом – интернат для умственно отсталых детей Город Йошкар-Ола. Республика Марий Эл.
Данная разработка может быть полезна педагогам коррекционных школ VIII вида в начальных классах в процессе формирования у детей с нарушением интеллекта математических представлений.
Методическая разработка. Коррекционно-развивающие и дидактические игры на уроках математики.
Трудности в усвоении учебного материала учащимися с нарушением интеллекта нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а эти функции у наших детей резко снижены. Поэтому, каждый урок должен на коррекционно-развивающей основе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приёмы и дидактические игры на всех этапах урока.
В начале урока.
Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на серьёзную работу.
Игра «Точки»
Цель: Развивать объём внимания.
Описание игры: Заранее подготовить и дать каждому ребёнку пустой квадрат, поделенный на девять одинаковых частей. Учитель показывает учащимся квадрат, в котором определенным образом расставлены точки в течение 1-2-х секунд. Дети должны внимательно посмотреть на образец и постараться точно также расставить точки в своих карточках. Даю всего 6-7 заданий.
В течение урока.
Игра «Найди нужную фигуру»
Цель: Развивать способности к переключению внимания, концентрации внимания, логического мышления.
Описание игры: Заполнить пустые клетки в таблице, поставив в них нужную карточку с фигурой. Для этого необходимо установить закономерность, по которой расположены фигуры в данной таблице. У всех детей индивидуальные карточки с разными заданиями. На одном уроке дети выполняют 1-2 задания.
В конце урока.
Игра «Цепочка»
Цель: Развивать распределение внимания, объём внимания и кратковременную память.
Описание игры: У каждого ученика карточка, на которой нарисованы пустые кружочки, соединённые стрелками в цепочку. В кружочки нужно вписать числа. Они могут быть любыми, могут даже повторяться. Но строго должно выполняться одно правило: стрелка идёт от меньшего числа к большему. Задания также у всех разные.

Также наши дети выполняют графические диктанты. Придумываю диктанты сама, придавая конечному результату определённую форму. Затем прошу детей внимательно посмотреть на полученную фигуру: «На что это похоже, как можно её назвать?» У нас получались: «Винни», «Форт «Боярд», «Самолёт», «Бассейн» и т. д. Здесь чувство благополучия, успеха испытывают дети, которые в первое время затрудняются выполнять арифметические операции сложения и вычитания.
При изучении чисел первого десятка используем материалы книгопечатных изданий для дошкольников типа «Игралочка» для образовательных учреждений в адаптированном виде. Разница в том, что нашим детям нужно неоднократно выполнять одно и то же задание. Поэтому нам приходится превращать эти пособия в пособия для многократного использования.

Для этого пособия необходимо оклеить прозрачным скотчем.
По той же технологии изготовляются и другие материалы для дидактических игр.
Например, при изучении нумерации чисел проводятся игры:
1. «Соседи числа».
2. «Засели домик».
3. «Сбежавшие числа».
4. «Кто в домике живёт?».
5. «Весёлый счёт».
6. «Чёт – нечёт».
7. «Цепочка».

При изучении темы «Сравнение чисел по величине» и «Соответствие числа количеству» проводится игра «Поставь знак».

Для того чтобы усвоить состав чисел проводятся игры:
1. «Дополни до 10, (9, 8, 7 …)».
2. «Заселим домик».

В процессе изучения арифметических операций сложения и вычитания будут уместны дидактические игры:

1. «Математическая дорожка».
2. «Меткий стрелок».
3. «Верни число».
4. «Верни знак»
5. «Живые примеры».

Последняя игра может быть проведена вместо физкультминутки, если в классе немного учеников.
Материал игры: карточки с числами и математическими знаками.
Содержание игры:
Вариант 1. К доске выходят четыре ученика. Каждому вручается карточка с цифрами или с математическими знаками. Ученики должны, держа в руках цифры или знаки, встать так, чтобы получился математический пример. Учащиеся решают пример, и тот, кто это сделал раньше всех, выходит к доске и с ответом со знаком равенства. Остальные проверяют.

Вариант 2. Неизвестным компонентом является знак математического действия.
Вариант 3. Неизвестным компонентом может быть слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.

Дети с умственной отсталостью долго вникают в суть, и все учащиеся тратят разное количество времени на то, чтобы выполнить задание правильно. Учащиеся делают неоднократные попытки на своих карточках, потому, что есть возможность стереть и начать всё сначала. Дети пишут фломастерами, на столах у них лежат влажные тряпочки, чтобы стирать написанное.

В последующих классах игр становится меньше, а программа сложнее. Поддерживать интерес к предмету бывает трудно. Поэтому, даже решение обычных примеров мы превращаем в игру-соревнование. Примеры пишутся на карточках.
Карточки поделены на три подгруппы по сложности заданий. Но даже внутри одной подгруппы нет карточек с одинаковыми заданиями. Это касается всех игр – и коррекционных и дидактических, которые освещены в данной разработке. Таким образом, дети вынуждены проявлять самостоятельность, ведь списать не у кого и рассчитывать приходится только на свои силы.
Решив все задания, учащиеся пишут свои фамилии на обороте карточки, а в следующий раз уже получают более сложные примеры и задания. Самые отличившиеся дети на время становятся «маленькими учителями» и проверяют работы своих одноклассников.
Эффективность данной методики апробирована в условиях нашего учреждения. Применение дидактических игр и упражнений в сочетании с другими методами и приёмами способствует более осознанному усвоению учащимися с нарушением интеллекта программного материала по элементарному счёту, вырабатывает у детей самостоятельность, формирует мотивацию к обучению.

Рекомендуем посмотреть:

Игровые моменты на уроках математики Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине

Похожие статьи:

Игровая деятельность на уроках математики

Конспект открытого урока по математике во 2 классе для детей с нарушением интеллекта | Подготовка детей с нарушением интеллекта к письму цифр
Опубликовано: 3653 дня назад (22 ноября 2014)
Просмотров: 8852
+2
Голосов: 2
Светлана Геннадьевна Семина # 23 ноября 2014 в 11:09 0
Уважаемая Мавлия Агзамовна Хисматова, благодарю Вас за интересный материал. Я работаю в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования, где обучаются дети с нарушением слуха. У этих детей наблюдаются нарушения в развитии сенсомоторики и пространственного представления, поэтому на занятиях мне приходиться использовать разнообразные упражнения для развития потенциальных возможностей ребят.Очень трудно подобрать дидактические упражнения, которые будут оригинальными и интересными для детей. Я обязательно включу в свои занятия Ваши дидактические игры, способствующие развитию внимания,логики, пространственного мышления, памяти и повышению работоспособности детей.
Наталья Борисовна Щипцова # 23 ноября 2014 в 13:48 0
Уважаемая Мавлия Агзамовна с интересом прочитала ваш материал.Я как и вы работаю с детьми с нарушением интеллекта, и понимаю как важно удерживать внимание детей. Смена видов деятельности,применение дидактических игр как ваши, использование щадящего режима, это путь к успеху в обучении таких деток. Успехов вам.