Игровая деятельность на уроках математики

Игры на уроках математики

Автор: Орехова Ольга Юрьевна, учитель математики МКОУ СОШ с УИОП № 2 г Вятские Поляны Кировской области

Описание работы: В данной статье представлено краткое описание опыта применения игровой технологии  на уроках математики. Материал содержит классификацию игр, виды игровых заданий. Статья будет полезна, как учителям математики, так и учителям других предметов.

Статья по теме «Игровая деятельность на уроках математики»

В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой формирования положительной мотивации к обучению, активности детей в процессе обучения, обеспечения психологического комфорта (у многих детей наблюдался высокий уровень тревожности). С целью преодоления данных проблем я обратилась к игровой  технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Несмотря на то, что игра не является ведущим видом деятельности на второй и третьей ступенях обучения, она может значительно повысить эффективность обучения.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;

· творческий, очень активный характер этой деятельности;

· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т. п.;

· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игровые элементы использую на различных этапах урока:

- актуализации знаний;

- изучении нового материала;

- закреплении полученных знаний и умений;

- контроле знаний.

Также провожу уроки в игровой форме, использую деловые игры.

Систему учебно – деловых игр образуют три группы.

Первая группа включает в себя игры, ориентированные на рост мотивации учения, познавательного интереса, а также включение учащихся в самостоятельную деятельность. Учебно–деловые игры данной группы направлены не только на формирование знаний и умений по предмету, но и выявление и раскрытие личностного потенциала учащихся.

Вторая группа  предполагает игры, требующие от учащихся не только проявления самостоятельности, оценку своих возможностей, но и независимости в процессе достижения целей, отстаивания своей позиции.

Третья группа включает в себя игры, ориентированные на развитие функции самореализации личности посредством включения ученика в ситуации креативности в деятельности.

Применение игры на уроках

На отдельных этапах уроков бывают полезны следующие игры, которые можно наполнять различным содержанием в зависимости от темы урока. 

1. Математическая зарядка

Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби, второй – за неправильные. Если в результате получилась правильная дробь, то сигналит первый вариант, если неправильная – второй.

2. «Расшифруй»

Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.

Например: Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать фамилию российского математика.

3,4 +1,12=

0,17 +1,2 =

2,13 – 1,9 =

16,3 – 14,25 =

21,673 - 13,25 =

2,05

23

1,37

4,62

1,3

4,52

2,5

20,5

0,23

84,23

137

3,6

8,423

2,3

 

С

 

М

 

Е

 

А

 

Г

 

О

 

Н

 

И

 

Р

 

Ц

 

К

 

И

 

Н

 

Й

3.  «Математическая эстафета».

Учащиеся выполняют одно задание по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.

Математическая эстафета

4.  Игра «Третий лишний»

Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:

· гектар, сотка, метр;

· ярд, тонна, центнер;

· конус, квадрат, круг;

·  треугольник, прямоугольник, квадрат;

·  прямая, отрезок, угол;

·  0,7; 2,1; 0,6;

5. Игра «Аукцион»

На торги выносятся задания по какой- либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.

Заключение. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому игра имеет еще и огромную воспитательную ценность.

Литература:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

2. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / Авт.-сост. В. М. Симонов. – Волгоград: Учитель, 2005. 

Рекомендуем посмотреть:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Тамара Сергеевна Немолотова # 5 апреля 2014 в 18:58 +1
Спасибо. Я в свою очередь тоже на уроках в 5 и 6 классах часто использую игровые моменты.
Ольга Адольфовна Опалева # 13 января 2015 в 20:46 +1
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Игровые моменты здесь очень уместны.
Екатерина Александровна Туголукова # 25 апреля 2015 в 12:22 +1
Сейчас существует огромное многообразие педагогических и образовательных технологий. Технологию игровой деятельности очень любят наши ученики, ведь уроки с использованием этой технологии необычны для них. Спасибо за статью и примеры использования данной технологии применительно к урокам математики!
Валентина Ростиславовна Ишалева # 4 мая 2015 в 08:52 +1
Здравствуйте! Игровая деятельность на уроках это способ поддержать у учащихся интерес к математике. Даже слабые ученики могут увлечься этим предметом. Спасибо за материал.
Екатерина Викторовна Соловьёва # 22 мая 2015 в 15:49 +1
Здравствуйте, Ольга Юрьевна!
При изучении такого серьёзного предмета очень важно формирование мотивации к учению. Если есть интерес к обучению, то и результаты будут отличными. Огромное спасибо за вашу статью.
юю # 20 июля 2015 в 21:37 +1
Математика - сложный предмет, не всем дается легко. Поэтому игры позволяют снять напряженность при изучении математики, дают возможность более слабым учащимся почувствовать в себе уверенность. Командные игры сплачивают, экономические - готовят к жизни в современном обществе.
Юлия Петровна Кудлай # 18 октября 2015 в 17:42 +1
Добрый день. Играть любят дети, а взрослые (подростки) бояться об этом сказать. Поэтому приходиться применять игровые моменты и у студентов 1 и 2 курса. Ваши варианты игр мне очень понравились. Большое разнообразие. Спасибо.
Светлана Валерьевна Селюнина # 2 ноября 2015 в 15:30 +1
Спасибо за предоставленный материал, что то можно взять себе на заметку!
Светлана Викторовна Тарасенкова # 2 ноября 2015 в 16:16 0
Огромное спасибо за то, что даете возможность детям и взрослым лишний раз поиграть с пользой дела! В современном мире этого очень не хватает. Всего самого светлого и доброго!
Светлана Викторовна Лукьянченко # 15 января 2016 в 08:02 0
Очень интересный урок. Детям обязательно понравится. Спасибо.Всего Вам наилучшего.
Назгуль Амангельдыевна Досымбекова # 19 февраля 2016 в 20:39 0
Спасибо инренесно
Юлия Васильевна Кузьмина # 25 сентября 2016 в 18:12 0
Спасибо за интересный материал!
У детей в любом классе вызывают интерес игровые задания. А еще можно давать детям самим придумывать такие игры. Например можно дать домашнее задание придумать игру "Расшифруй" применяя материал урока (действия с дробями, или степенями, или корнями,...)
Валентина Николаевна Бурлакова # 2 мая 2017 в 12:40 0
Ребята в 5,6 классе любят играть. Игра помогает им усваивать материал.Спасибо за интересный материал