Проект организации театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников.
Педагогический проект «Театральный четверг».
Планирование театрализованных занятий для старших дошкольников.
Автор: Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, музыкальным работникам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к театрализованным играм, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей.
Цель:
формирование диалоговой речи у старших дошкольников средствами театрализованной игры.
Задачи:
Образовательные:
• учить воспитанников диалоговой речи (подготовленной и неподготовленной);
• формировать знания о театре, театральной культуре, о театральных профессиях, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
• ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
Развивающие:
• развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
• развивать артистические навыки детей;
• развивать познавательные способности детей;
• способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции, дикции.
Воспитательные:
• пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству;
• формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
• побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека, русские народные и классические детские музыкальные инструменты; книги со сказками, книжки - панорамы, сказочные раскраски; дидактические игры; пазлы - на тему театра и героев сказок, художественные альбомы с иллюстрациями сказок; различные виды театров; маски, костюмы.
Реквизит: костюмы, маски, декорации; фото - галерея «Наши маленькие артисты», книга отзывов, афиши, пригласительные билеты, театральные программки, фото-альбом-архив.
Гипотеза проекта:
в основу исследования было положено предположение о том, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи старших дошкольников может быть эффективным
при следующих условиях:
• в ДОО, создание коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
• создание единого центра сотрудничества педагогов и родителей воспитанников на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
• организации развивающей предметно-пространственной среды выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.
Для организации театрализованной деятельности, и оформлении развивающей предметно – пространственной среды со старшими дошкольниками используются
следующие принципы:
• принцип психологического комфорта, свободы и самостоятельности – создание условий, в которых воспитанники чувствуют себя «как дома», самостоятельный выбор «по душе»;
• принцип гибкого зонирования и творчества (креативности)– построение непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу; приобретение собственного опыта творческой деятельности,
• принцип целостного представления о мире – формирование целостной картины мира и личностного отношения воспитанника к полученным знаниям, а также умения их использовать в своей практической деятельности;
• принцип вариативности и новизны – развитие у воспитанников вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задач, умение находить выход из трудного положения, преодоление стереотипности и однообразия среды;
• принцип учета индивидуальных особенностей воспитанников и обеспечение им продвижения вперед, учет педагогом индивидуальных особенностей каждого воспитанника: их характера, темперамента и т.д.
Ожидаемый результат:
Дети:
• развитие диалоговой речи;
• развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
• формирование умений выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);
• воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
• развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
• формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
• формирование умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т.д.
Воспитатели:
• организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
• повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
• внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
• самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
• получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
• формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
• развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Проект реализовывался в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный)
Этапы, содержание и сроки реализации педагогического проекта
Подготовительный этап:
Сроки: сентябрь
Деятельность педагога:
• изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Театральный четверг»;
• проведение диагностики уровней речевого развития старших дошкольников;
• определение содержания деятельности всех участников проекта;
• создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
• подбор литературы для бесед с воспитанниками, и музыки для составления танцевальных композиций;
• создание образовательной ситуации и игровой среды;
• разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театральная деятельность – как средство выразительности речи».
Основной этап:
Сроки: октябрь – апрель
Совместная деятельность детей и педагога:
• проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
• участие воспитанников и педагогов в городских театральных конкурсах;
• организация и проведение экскурсии в школьный музей «Кукольный театр»;
• чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
• инсценировка сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой» детям раннего, младшего и среднего дошкольного возраста;
• зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние Святки».
• фольклорное развлечение: «Зимние спортивные соревнования. Как Зима с Весной силушкой мерялись»;
• итоговое развлечение для старшего дошкольного возраста ко Дню защиты детей «В гостях у Хозяйки Медной горы»;
• организация тематических выставок, стендов, ширм папок-передвижек, альбомов о различных театрах; подбор музыкального сопровождения;
• подготовка детей к итоговому театральному развлечению (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т.д.);
• изготовление кукол для показа русских народных сказок;
• проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
• ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
• организация непосредственной образовательной деятельности с использованием театральной атрибутики;
• проведение итогового театрально-игрового развлечения.
Совместная деятельность детей и родителей:
• совместное участие в районных театральных конкурсах;
• совместное изготовление костюмов и атрибутов для создания образов игровых персонажей;
• участие родителей и детей в выставке рисунков по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
• оказание помощи при декорации зала к проведению игрового занятия;
• конкурс на лучшее название проекта;
• просмотр различных детских спектаклей;
• участие в итоговом театрализованном развлечении.
Самостоятельная деятельность детей:
• организация театрализованных игр: театр игрушки, пальчиковый, на гапитах, «Рукавичка», на магнитах, театр деревянных фигур, настольный театр, театр марионеток, театр на конусах и цилиндрах, на ложках и т.д.;
• сказки, стихотворения, песни для самостоятельной постановки;
• самостоятельный выбор необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, умение распределить между собой обязанности и роли;
• в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, с применением масок, шапочек и т.д.; а так же, лото, мозаика, домино и др., умения самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; самостоятельно решать поставленные задачи.
Заключительный этап:
Сроки: май
• «Родительская гостиная» награждение, грамоты, фото-архив;
• видеоклип (нарезка интересных моментов выступлений);
• проведение итоговой педагогической диагностики по выявлению речевых умений и навыков;
• мультимедийная презентация театрализованного развлечения «В гостях у Хозяйки Медной горы», подведение итогов педагогического проекта.
В работе с детьми использовались следующие средства:
• разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен;
• владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;
• работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра;
• звукозапись, видеоматериалы.
При проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитывались:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и поло-ролевые особенности.
В своей работе мы опирались на следующие принципы:
• единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребенка;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• равноправие и ответственность родителей и педагогов ДОО.
Помимо традиционных форм работы с семьей, активно использовались инновационные формы и методы работы:
• «Круглый стол»;
• тематические выставки;
• анкетирование родителей, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
• семейные творческие встречи;
• открытые занятия для просмотра родителей;
• «Родительская гостиная»;
• конкурс «Семейных талантов»;
• портфолио «Семейного успеха» и ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
• «День открытых дверей»;
• групповая газета «Дошкольник»;
• интернет-группа «Солнышко»
http://ok.ru/group/54310412156937;
• сайт ГБОУ Школа № 1238
http://sch1238.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/obrazovanie/roditel_skij_klub/gruppa_10/;
• ведение блога
/blogs/melnikova
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для занятий театрализованной деятельностью, мы опирались на следующие принципы:
• принцип обеспечения права на игру, основополагающий принцип, который позволил воспитанникам реализовать свое право на театрализованную игру, на выбор темы, сюжета, места и времени театрализованных игр;
• принцип систематичности, усвоение материала давалось воспитанникам в определенном порядке, системе;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования, жизненное пространство группы дало возможность построить непересекающиеся сферы активности, это позволило воспитанникам заниматься театрализованной деятельностью, в соответствии с их желаниями и интересами, не мешая друг другу;
• принцип активности, который стимулировал активность и познавательную деятельность детей, позволил им свободу выбора и действий;
• принцип свободы и самостоятельности, который позволил воспитанникам самостоятельно определить свое отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
• принцип новизны, который позволил преодолеть стереотипность и однообразие среды;
• принцип универсальности, который позволил изменять игровую среду, трансформировать ее, моделировать развитие игры, делать ее насыщенной и мобильной и др.
Для организации и оснащения театрализованного уголка старшей группы понадобилось театрально-игровое оборудование:
• большая и малая ширмы, ограждения, простейшие декорации, изготовленные родителями и детьми;
• стойка-вешалка для костюмов,
• костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
В театрализованной деятельности мы
использовали различные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, настольный, теневой театр фигур и масок, куклы-марионетки и т.д.
Для театрально-игровой деятельности использовались технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений, интерактивная доска.
В структуру проекта «Театральный четверг» входят следующие разделы:
1. «Культура и техника речи»;
2. «Основы театральной культуры»;
3. «Основы кукловождения»;
4. «Основы актерского мастерства» Дополнительные разделы:
5. "Проведение тематических театрализованных праздников";
6. "Проведение тематических досугов и развлечений";
7. "Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование"
Педагогический проект «Театральный четверг» завершается постановкой развлечения, посвященного Дню Защиты Детей, под названием «В гостях у Хозяйки Медной горы». (см. Приложение+фото)
Формы работы:
• Театрализованные игры.
• Музыкальные занятия.
• Рассказы воспитателя о театре.
• Организация спектаклей, открытых занятий для просмотра родителями, показ представлений для малышей.
• Беседы-диалоги.
• Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
• Чтение детской литературы.
• Оформление альбома о театре.
• Формы родительского собрания «Круглый стол», «Семейные творческие встречи», «Родительская гостиная».
• Тематические выставки, конкурсы.
• Анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы.
• Портфолио «Семейного успеха».
• «День открытых дверей».
• Групповая газета «Дошколёнок».
По окончании театрализованного проекта воспитанники старшей дошкольной группы умеют:
• взаимодействовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно;
• запоминать заданные позы;
• запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
• произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и с разной интонацией и дикцией;
• выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
• составлять предложения с заданными словами;
• сочинять этюды по сказкам; строить диалог.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализованный проект способствует формированию диалоговой речи воспитанников средствами театрализованной деятельности; способствует совершенствованию взаимоотношений между родителями, воспитателями и детьми; воспитывает интерес у детей к проведению совместной театрально-игровой деятельности, формирует желание совместно участвовать в спектаклях, постановках, театрализованных развлечениях и досугах, укреплению здоровья детей с помощью упражнений и гимнастики; мы добились поставленной цели, с помощью опытно - экспериментальной работы, а именно, педагогическим проектом доказали, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников эффективно при:
• создании коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
• объединении педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
• организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности воспитанника.
Приложение+фотоСодержание примерного перспективного тематического плана
проекта «Театральный четверг» (для старшего дошкольного возраста):
1.Раздел «Культура и техника речи»:
Тема 1. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ. Упражнение на произношение гласных «И», «Э», «А», «О».
Тема 2. «Разогревающий массаж. Упражнение на произношение гласных и согласных «У», «Ы», «П», «Б».
Тема 3. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «К», «Г», «Т», «Д».
Тема 4. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Т», «Д».
Тема 5. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Л», «Р», «Н», «М».
Тема 6. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «С», «З», «Ш», «Щ».
Тема 7. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Повторение чистоговорок, скороговорок. Речевая игра с движением «Петрушка».
Тема 8. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. «Игра в дирижера».
2. Раздел «Основы театральной культуры»:
Тема 1. «Что такое театр?». Виды театров: настольный, магнитный, театр на гапитах, конусный театр, на цилиндрах, театр «Рукавичка», пальчиковый и т.д.
Тема 2. «Театр – волшебное царство игры». Ознакомление с различными видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 3. «Сказки из бабушкиного сундучка». Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актер.
Тема 4. «Тихо! Идет спектакль!». Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 5. «Все о театре». Рассматривание иллюстраций о театре. Изготовление театральных билетов.
3.Раздел «Основы кукловождения»:
Тема 1. «Удивительный мир кукол!». Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.
Тема 2. «Сказка на столе». Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 3. «Куклы на сцене». Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4. «Эти веселые зверушки!». Знакомство с элементами актерского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Тема 5. «Вот как я умею!». Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 6. «Театральная разминка». Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 7. «Юные актеры». Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?».
4.Раздел «Основы актерского мастерства»:
Тема 1. «Фантазеры». Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тема 2. «В зоопарке». Музыкально-образные характеристики животных, птиц, пластичность жестов.
Тема 3. «Путешествие в мир животных». Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 4. «Угадай настроение». Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление и т.д..
Тема 5. «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем!». Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 6. «Мини – сценки из знакомой книжки». Понятие: режиссер, декоратор. Обыгрывание небольших по объему сценок.
5.Раздел «Проведение тематических театрализованных праздников»:
«День знаний»;
«Золотая осень»;
«Новогодний фейерверк»;
«8 марта - праздник мам»;
«День Победы».
6.Раздел «Проведение тематических досугов и развлечений»:
«Сказка о Капельке»;
«Праздник деревянной ложки»;
«Дорожная азбука»;
«В гостях у бабушки Настасьи. Святки-Колядки»;
«Профессия - почтальон»;
«Зимние спортивные соревнования. Как Весна с Зимой силушкой мерялись»;
Итоговое театрализованное развлечение «В гостях у Хозяйки Медной горы», посвященное Дню Защиты детей.
7.Раздел «Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование
Оформление художественных выставок: «День знаний»; «Золотая осень», «Зимний фейерверк», «В гостях у сказки» и т.д.
Атрибуты к досугу по ПДД «Дорожная азбука»; «Погружение в сказочную ситуацию», «Рождественские гуляния»; Масленица».
Оформление выставок: «Ата-баты шли солдаты!», «8 марта», «День Смеха», «День Победы».
Формы работы:
• Театрализованные игры.
• Занятия на музыкальных занятиях.
• Рассказы воспитателя о театре.
• Организация спектаклей.
• Беседы-диалоги.
• Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
• Чтение детской литературы.
• Оформление альбома о театре.
• Показ представлений.
Милости прошу, в гости!
Не желаете купить билетик!
Театральная игровая зона!
Куклы в народных костюмах
Малая ширма
Большая ширма
Костюмы, реквизит
Мы любим читать, а также, заботиться о книгах!
Знакомство с новым рассказом!
Беседа о здоровом питании!
Презентация для родителей о театре!
Чтение сказки, подготовка к новой инсценировке!
Мы любим выступать!
Выступление с презентацией "Изготовление народной куклы" на круглом столе в МГПУ
"День защиты детей"
"В гостях у Хозяйки Медной горы!"
Фото участников спектакля!
Желаю всем творческих успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Теневой театр своими руками
Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек"
Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе
Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ
Похожие статьи:
Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников