Из опыта работы педагога. Интересные способы закрепления глаголов движения (РКИ в основной школе)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия
Назначение: материал назначается учителям русского языка, учителям РКИ, коллегам, преподающим иностранные языки, креативным и любопытным педагогам любой специальности
Цель: поделиться с коллегами опытом в создании интерактивных игровых упражнений
Задачи: ознакомить коллег с сервисами, которые можно использовать в работе; показать конкретные примеры своей работы на сайтах / сервисах; представить способы изготовления интересного интерактивного материала для закрепления языкового материала
Описание: в работе будет представлен опыт употребления нескольких сервисов, которыми я пользовалась для создания интересного материала для закрепления глаголов движения. По этим образцам можно создать похожие презентации (памятки, упражнения, шутки…) по любой теме и любому школьному предмету. Надеюсь, мой опыт будет полезным.
Часть своей работы с марта по май 2020 года я уже представила на сайте в предыдущих публикациях. В этой работе хотелось бы поделиться с коллегами конкретными примерами использования сервиса LearningApps, ознакомить коллег с другими сервисами, которые мне удалось использовать в обучении русскому языку учеников с 5 по 8 класс в Сербии.
В основном я использовала бесплатные сервисы (или те, у которых есть бесплатная часть), те, которые дают возможность нестандартной, интересной подачи материала или создания забавных, увлекательных упражнений.
Учитывая факт, что глаголы движения являются очень важной частью в обучении РКИ, я решила (кроме объяснений, заданий в учебнике и непосредственной работы на уроке) создавать добавочный материал, который заинтересует учеников и сделает упражнения несложными и забавными. В новых условиях, пришлось работать немножко по-другому. Но то, что в начале пришлось делать, очень скоро стало интересным и приятным всем: и мне, и ученикам.
Вот какие сервисы я использовала и каким образом:
I LearningApps
На этом сервисе я изготовила более 130 интерактивных упражнений. Здесь покажу несколько форм упражнений, которые создавала для закрепления знаний глаголов движения. На платформе более 15 форм для изготовления упражнений.
1. Упражнение «Соответствие в сетке» («Пешком или на транспорте?»)
Надо соединить картинку, изображающую способ движения (и движущихся лиц) с определённым предложением в настоящем времени. Примеры предложений: Мой старший брат любит ездить на автомобиле; Ребята часто ездят на мотоциклах; Наша семья едет на море; Иван и Наташа едут на машине за город; Разные машины ездят по городу; Соня идёт в школу одна; Сосед едет на работу на машине; Брат и сестра ходят в школу вместе каждый день; Миша и Света идут к бабушке с цветами в руках; Ольга ходит по магазину; Ребята идут в школу…
2. Упражнения «Парочки» (например «Ехать или ездить»).
В первом упражнении надо определить какому местоимению или лицу принадлежит определённая форма глагола (соединить местоимения с глаголами: я + иду; я + хожу; я + еду; я + езжу…).
3. Упражнение «Классификация» («Пешком или нет?»)
Во втором упражнении надо сделать классификацию выражений на те, в которых выражено движение пешком и те, которые подразумевают движение на транспорте.
4. Упражнение под названием «Пазл угадай-ка» («Кто как движется?»)
В этом задании надо соединить глагольные формы с местоимениями.
5. Упражнение «Заполнить пропуски» («Выбираем глаголы»)
В текст надо добавить один из предложенных глаголов. Даны формы глаголов идти и ходить. Вот пример текста, в котором надо определить глагол:
Я часто (хожу) к бабушке в гости. Я (ходил) к ней в субботу, моя сестра тоже (ходила). Теперь мама и папа (идут), а с ними (идёт) наш младший брат. Куда ты сейчас (идёшь)? – Я (иду) на матч. Играет мой брат, и мы с друзьями теперь (идём) болеть за него. Папа тоже будет там, но он на машине (едет). Он всегда (ездит) на стадион на машине.
II Wordart
Кроме упражнений на сервисе LearningApps, я впервые создавала различные формы слов на сервисе Wordart. Сервис даёт возможность оформления картинок из текста в самых разных формах и цветах. Я использовала форму бабочки, трактора, машины… Младшим ученикам очень понравилось. Вот одно из заданий: текст под названием «Семья кошек» дан в целом, надо найти в нём формы глагола идти в прошедшем времени. Так как даны приставочные глаголы, это была нелёгкая задача, поэтому это упражнение решали только ученики восьмого класса.
«В понедельник произошло необычное событие. Когда я утром (пошёл) в школу, перед домом я увидел маленького котёнка. Я (подошёл) ближе, чтобы посмотреть внимательно. Котёнок не двигался. Я (отошёл) от него, осмотрел место вокруг – подумал, что его мать где-то недалеко. Её не было. Тогда я увидел на другой стороне улицы коробку и (перешёл) улицу, чтобы взять её. Когда я (подошёл) к коробке, то увидел, что в ней лежат ещё три котёнка. Вдруг появилась кошка, их мама, и (вошла) в коробку. Затем (вышла) из неё, (перешла) на другую сторону улицы и быстро вернулась с котёнком в зубах. Оказалось, что котёнок спал и мама его разбудила.»
III Сервисы Microsoft.Sway и Linoit.com
1. На платформе Microsoft.Sway я изготовила презентации с глаголами движения: идти / ходить; ехать / ездить; лететь / летать; плыть / плавать; бежать / бегать; нести / носить; вести / водить. Я постаралась, чтобы презентация была привлекательной, разноцветной, чтобы легче запоминались глаголы. К спряжению глаголов добавила самые короткие объяснения на сербском языке, добавила ещё иллюстрации, чтобы сразу было видно, обозначает ли данный глагол движение в одном направлении или нет. Очень удобно то, что презентации, сделанные на Microsoft.Sway можно скачать и хранить в компьютере или распечатать. Эти презентации были назначены ученикам седьмого и восьмого классов, чтобы все изучаемые глаголы движения были в одном месте, в простом доступе.
2. Что касается интерактивной доски на сайте Linoit.com, её называют и доской памяти. Такую доску можно использовать в совместной работе с учениками или с коллегами. В таком случае, каждый может добавлять свои части или темы (памятки, вопросы…) на совместную доску. В этот период работы я только высылала ученикам материал, т.е. определённое содержание на доске. Мы не занимались добавлением материала. Может быть, совместную работу мы определим задачей на будущее.
IV КОМИКСЫ на сервисах Тoonytool.com и Мakebeliefscomix.com
1. На сервисе Тoonytool.com есть возможность выбрать фоновую фотографию (или добавить свою), затем на фотографию добавить иллюстрации и авторский текст к ним. Потом можно сохранить как свою, новую фотографию, которую можно скачать и выслать ученикам.
Пример предложений с глаголами движения на сервисе Тoonytool.com: Я в школу пешком иду. Я поеду на автобусе. Сейчас посмотрю, когда он придёт… Пусть они ждут, я на роликах покатаюсь. Я никуда не поеду и не пойду… Заболел! Сегодня выходные! Пойдём на рыбалку! А я на мотоцикле каждый день езжу!
Задание ученикам седьмого / восьмого классов следующее: определить какие глаголы движения употреблены и почему (объяснить, какое движение выражено именно этими глаголами).
2. Платформа Мakebeliefscomix.com частично бесплатная. Можно выбрать иллюстрации, добавить к ним свой текст и сохранить, как свой комикс (можно его и опубликовать). Я создала несколько своих комиксов. Вот некоторые, которые относятся к глаголам движения. Назначены старшим ученикам.
- Смотри, как я (лечу)! А почему ты не (летишь)? – У меня сломалась метла. Никогда больше не буду (летать)!
- Почему вы (пришли) без масок? – У нас масок нет. – Мы и (пришли) попросить у вас маски.
- Вовочка, ты уже школьник? (Ходишь) в школу? – Нет, я садист. Я в садик (хожу).
У каждого из этих сервисов есть преимущества и недостатки: LearningApps
лучше подходит к младшему возрасту, красочные, прекрасные презентации на Microsoft.Sway, если их скачать, превращаются в обычный текст, а сервисы для изготовления комиксов предлагают слишком скромный выбор иллюстраций и фоновых картинок. Всё-таки, мне (и ребятам, конечно) очень понравилось пробовать свои силы в создании нового, интерактивного материала.
Мне показалось интересным поделиться своим опытом с коллегами, попытаться помочь тем, которые не привыкли к новым технологиям, и изготовила туториал из 11 видеозаписей, которые являются инструкцией для изготовления упражнений на сервисе LearningApps.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Пушкин глазами сербских школьников
Из опыта учителя РКИ: культуроведческий аспект обучения русскому языку