Внеклассная работа по литературе «А. С. Пушкин глазами сербских школьников»
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Назначение: Эта работа может быть интересной педагогам, которые занимаются организацией внеклассной и внеурочной деятельности в основной школе, также любопытным и креативным учителям, интересующимся тем, как знаменитые русские представлены вне России, как они воспринимаются иностранными школьниками. Материал назначается и педагогам дополнительного образования, может послужить идеей для организации досуга или праздника.
Описание: предлагаю вашему вниманию очерк работы со школьниками в Сербии, которые изучают русский язык как второй иностранный. В основных школах Сербии РКИ изучается с пятого класса по восьмой класс (в наших школах этот период называется «второй цикл» основной школы).
Возраст учеников: 11 – 14 лет. В средних школах ученики в основном не продолжают изучение русского языка, кроме в гимназиях или в школах с углублённым изучением иностранных языков (туристические школы или филологические гимназии). В течение четырёхлетнего изучения (два часа в неделю) школьники обучаются основам языковой системы (лексика, грамматика), усваивают основы коммуникативной компетенции. Согласно современным тенденциям обучения иностранным языкам, мы стараемся ознакомить учеников с главными страноведческими данными русской страны, качествами русского народа, достижениями громадной литературы, со славным историческим прошлым русского народа, народными традициями, т.е. с культурой в самом широком смысле понятия.
Цель: распространение педагогического опыта
Задачи
А) выполняемые разработкой: - показать, как сербские ученики начинают знакомиться с Пушкином; - представить разнообразие творческих активностей сербских учеников и результаты работы самых талантливых из них; - показать достижения личной практики учителя русского языка; - представить способы активизации и примеры самореализации учеников.
Б) выполняемые в работе с учениками: - воспитывать эстетический вкус и креативность учеников; - предоставить возможность для реализации творческих способностей и потенциалов учеников; - развивать интерес к русской литературе и культуре; - воспитывать уважение и любовь к русскому народу и языку.
Школьники в основной школе не могут серьёзно заниматься литературой и поэзией великих писателей и поэтов на иностранном языке (особенно если говорить о втором иностранном языке), однако мы стараемся приблизить им хотя самые великие из самых великих. Так на пример, сербские школьники знают, кто написал «Анну Каренину», что было основной профессией А.П. Чехова, знают некоторые из стихотворений А.Л. Барто… Им известно, что «Братья Карамазовы» - произведение Ф.М. Достоевского…, знают «Белую берёзу» С.А. Есенина, и конечно, знают про А.С. Пушкина (несколько стихотворений, сказок и «Евгения Онегина»). Знакомы им и интересные данные из личной жизни великого поэта.
Здесь мы покажем, какими способами представляют Пушкина сербские школьники в секции русского языка: рисуют, читают стихи, выполняют роли персонажей известных сказок. Но сначала немного истории.
Нет истории без сербов
Сербы любят думать, что ни одно важное историческое событие в Европе не прошло без их участия (начало Первой мировой войны, победа над фашизмом во Второй мировой войне и т.п.). Когда речь идёт о Пушкине, ситуация похожа. Есть данные, подтверждающие теорию, которую я расскажу, но есть и другие теории по этой теме. Так как сербским школьникам именно эта теория очень (!) интересная, я расскажу о ней в нескольких словах.
Значит, жил-был сербский граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский. Был он очень успешным экономистом, дипломатом на стыке XVII / XVIII веков. Начал он свою карьеру торговлей между сербским и русским государством, добился доверия Петра Первого, вёл переговоры в качестве представителя Петра I в Константинополе, в Венеции, Риме, потом работал послом Российской империи в Китае. Именно он, между прочим, заказал в Италии скульптуры для Летнего сада Петра I в Санкт-Петербурге. Им основан город Троицосавск (сегодня Кяхта) в Республике Бурятия.
Граф Савва Владиславич, по этой теории, с одного из своих путешествий привёз в подарок Петру I трое малолетних арапов. Одним из них был Ганнибал Абрам (Ибрагим) Петрович, прадед по матери Александра Пушкина. Есть тоже разные теории в связи с его происхождением: был ли он из абиссинской / эфиопской семьи, или был камерунцем, или из Чада… Но он был крестником Петра I, вырос в царской семье, получил превосходное образование, стал выдающимся русским военным инженером, генерал-аншефом, личным секретарём Петра I. И оказался прадедушкой великого Александра Сергеевича Пушкина, который увековечил его образ в повести «Арап Петра Великого». Есть, конечно, многие, которые сомневаются в истинности этой теории. Но граф Савва Владиславич – реальная историческая личность и детям эта история удивительная, чудесная, сказочная!
Связь Пушкина с сербами
Когда начинаем знакомить наших учеников с русскими писателями, всегда стараемся найти и показать связи с сербским народом. У Пушкина были личные связи с сербами. Он был одним из первых русских поэтов, который знал про борьбу сербов против турецкого ига.
Пушкина восхищало мужество сербских героев, особенно Карагеоргия, который возглавлял Первое сербское восстание против турок в 1804 году. Узнал Пушкин об этой борьбе в Кишинёве в 1820 году. Недалеко от Кишинёва в то время жила семья убитого сербского вождя. Пушкин посвятил сербскому богатырю стихотворение «Песнь о Георгии Чёрном» в цикле «Песни Западных славян». Дочери вождя (звали её Стаменка) посвятил стихотворение «Дочери Карагеоргия», хотя неизвестно, встретился ли поэт с ней лично, или нет. Пушкин был знаком с сыном Карагеоргия (звали его Алекса Петрович), тоже с другими сербами: воеводами, писателями, переводчиками. Для Пушкина Карагеоргий был человеком, понимающим будущее, несмотря на то, что был предательски убит рукой другого серба.
Мы с ребятами на занятиях секции читаем стихи Пушкина, посвящённые сербам, прежде всего «Дочери Карагеоргия»:
Выставки
Секция русского языка неоднократно устраивала выставки, посвящённые символам русской культуры. Иногда только для того, чтобы ознакомить посетителей с русской культурой, как это сделано на слайде, который показывает панно с «Письмом Татьяны к Онегину», где нарисованы прекрасные цветы, добавлена биография поэта. Кстати, это «Письмо» много раз читали девочки на концертах секции. В других случаях школьники делали сувениры, обрамляя фотографии / портреты Пушкина (вместе с другими великими русскими). Мы продавали портреты и другие сувениры в гуманитарные цели (об этом речь идёт в других разработках на сайте).
Рисунки / стихи
Талантливые ученики рисуют портреты, в основном как конкурсные работы. На слайде показано несколько работ. На одной из них написано начало стихотворения Пушкина «Зимнее утро», хотя ребятам, по-моему, больше нравится «Зимний вечер».
Сказка
Очень постарались девочки – семиклассницы в подготовке конкурсной работы, в которой надо было представить сказки Пушкина. На слайдах видно, что они изготовили книжку на основании «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». (Так как не совсем ясны фотографии, я добавила те стихи, которые девочки выбрали написать в своей «книжке» у рисунков). Стихи не совершенно согласны с рисунками, но девочкам так понравилось – так и сделали.
Драматизация
К другому конкурсу ребята решили проделать драматизацию начала той же сказки Пушкина. Девочки надели русские платья, достали реквизиты (шарф, стакан с ложкой, розу для «младшей сестрицы», шубу, шапку и палку для царя) и ребята сыграли начальные сценки сказки. Эта инсценировка заняла третье место на международном конкурсе «ЛИК России» Русской школы в Белграде.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного занятия по литературе в 5 классе. Тема: «Осень и Зима»
Внеклассное мероприятие, посвященное 200 - летию со дня рождения Ершова
Из опыта учителя РКИ: культуроведческий аспект обучения русскому языку
Интересные способы закрепления глаголов движения (РКИ в основной школе)
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по литературе «Путешествие по литературным местам», 5-6 класс